Отъ переводчика |
Евгенiй Дюрингъ. Литературно-бiографическiй очеркъ Деля |
Предисловiе къ 4 немецкому изданiю |
ГЛАВА I. | Происхожденiе жизневраждебныхъ мiросозерцанiй |
| 1) Интересъ къ вопросу о ценности жизни. Возрожденiе пессимистическаго яда въ побочныхъ, философскихъ, явленiяхъ общей религiозной традицiи.
2) Буддизмъ и евреи.
3) Естественное и всемiрно-историческое происхожденiе отвращенiя къ жизни вследствiе пресыщенiя.
4) Подобная же роль лишенiй. Особенности пессимизма необезпеченныхъ классовъ. Отсутствiе двусмысленнаго культа небытiя.
5) Превращенiе теорiи объ исключительномъ наслажденiи жизнью въ догму о спасенiи смертью.
6) Новейшiй примеръ перехода отъ теорiи наслажденiя къ романтизованному культу небытiя.
7) Благопрiятствующее пессимизму условiе въ реакцiонномъ характере XIX века.
Первая эра войнъ и реставрацiя романтизма. "Ученiе объ уменьшенiи численности
народонаселенiя, направленное не только къ угнетенiю массъ, но и къ отрицанiю жизни вообще
8) Вторая эра войнъ и связанный съ нею упадокъ мысли. Завершенiе деморализацiи посредствомъ теорiи борьбы за существованiе
9) Связь между нравственнымъ упадкомъ, пессимизмомъ и скептицизмомъ. Игра въ спиритизмъ и новейшiй примеръ философской нелепости
10) Байроновская поэзiя, какъ наилучшая выразительница одновременно и
пессимистическаго настроенiя нашего века, и его борьбы съ этимъ настроенiемъ.
Несравненно менее выдающiйся представитель этой поэзiи на немецкой почве
11) Особенности положенiя XIX столетiя. Насилiе въ войнахъ и умаленiе ценности человеческой жизни въ ихъ действiи на умы.
12) Ростущее сознанiе соцiальной зависимости въ вопросахъ о пище и матерiальной необезпеченности. Пресыщенiе теорiями пресыщенiя |
ГЛАВА II. | Действительность, какъ основанiе для высшей гуманитарной оценки жизни |
| 1) Абсолютная оценка существованiя по истинному содержанiю действительности
2) Матерiализмъ, какъ бранное слово.
3) Демаркацiонная линiя между матерiализмомъ и философiей.
4) Матерiалистическiй пьедесталъ для наиболее идеальнаго ученiя о действительности.
5) Позитивный тезисъ матерiализма. Отсутствiе цельной системы.
6) Практическiй матерiализмъ въ смысле утвержденiя матерiальныхъ интересовъ. Отношенiе къ морали.
7) Независимость морали отъ спиритуализма |
ГЛАВА III. | Жизнь. какъ совокупность ощущенiй и аффектовъ |
| 1) Предшествующiя безсознательныя ступени чувствующей жизни.
2) Простое ощущенiе, собственно душевное движенiе и более общее сознанiе.
3) Страсти необходимы для энергiи жизни.
4) Ощущенiе и аффектъ, какъ нормы для оценки содержанiя жизни.
5) Абсолютное значенiе симпатическихъ задатковъ.
6) Проявленiе силы и чувство жизни.
7) Трудъ и наслажденiе. Пустота и скука.
8) Общiй типъ всехъ естестввнныхъ процессовъ и собственно жизненныхъ возбужденiй. Ритмическая смена явленiй.
9) Законъ дифференцiи и жизненныхъ возбужденiй. Переходъ изъ одного состоянiя въ другое. Развитiе чувствующаго мiра на нашей планете |
ГЛАВА IV. | Ходъ человеческой жизни |
| 1) Начало человеческаго рода. Самое первое детство.
2) Существенное значенiе игры въ детскомъ возрасте. Самостоятельная ценность детской жизни.
3) Удовлетворенiе въ школьномъ мiре и одно невозможное учебное требованiе.
4) Женское и народное образованiе.
5) "Школьная барщина".
6) Недостатки высшаго образованiя. Испорченность ученаго сословiя и безсодержательность студенческой жизни. Распространенiе и границы вредныхъ влiянiй
7) Преходящее значенiе нарушенiй ценности жизни, обусловленное переходнымъ характеромъ эпохи.
8) Более зрелый возрастъ того и другого пола. Профессiя и общественная жизнь
9) Накопленiе богатства и честь.
10) Юность и более зрелый возрастъ, какъ два наиболее отличныя состоянiя одного и того же процесса развитiя.
11) Такъ называемыя иллюзiи юности. Безсодержательность мiросозерцанiя, какъ причина позднейшихъ разочарованiй.
12) Ложный взглядъ на жизнь, какъ на одну громадную иллюзiю. Чрезмерно высокая оценка искусства. Истинные идеалы действительности |
ГЛАВА V. | Любовь и жизнь пола |
| 1) Внутреннее и внешнее значенiе всей сферы половыхъ аффектовъ. Общая любовь къ человечеству.
2) Значенiе обычныхъ словъ о чувственномъ и духовномъ въ любви. Чрезмерное стесненiе не составляетъ причины высокаго подъема ощущенiя. Естественная смесь элементовъ удовлетворенiя съ напряженнымъ ощущенiемъ недостатка.
3) Ложное пониманiе роли болезненнаго элемента въ ощущенiи. Ложныя представленiя о любви и ея иллюзарномъ значенiи.
4) Отклоненiя половыхъ задатковъ въ перiодъ ихъ развитiя.
5) Прочiя нарушенiя и собственно испорченность въ зреломъ уже возрасте.
6) Мнимое отсутствiе удовлетворенiя въ половой жизни. Вырожденiе любви въ насильственномъ браке.
7) Мнимо-иллюзарная природа любви.
8) Ошибочное средство противодействiя неудовлетворительности отношенiй между любовью и бракомъ. Бракъ, какъ экономическая сделка.
9) Значенiе расоваго элемента. Свободный выборъ, какъ компасъ. Высшiя задачи |
ГЛАВА VI. | Смерть |
| 1) Чистое несуществованiе. Обманъ воображенiя.
2) Интересъ къ будущему человеческаго рода.
3) Смерть, какъ внутреннiй опытъ.
4) Разрывъ съ жизнью. Возможность риска.
5) Смерть, какъ событiе для оставшихся въ живыхъ.
6) Добровольная смерть.
7) Соцiальныя причины самоубiйства.
8) Перспектива возможности катастрофъ, какъ причина увеличенiя ценности жизни.
9) Театральная смерть и истинное содержанiе смерти.
10) Смерть народовъ и возможность исчезновенiя современнаго человеческаго типа |
ГЛАВА VII. | Физическое и нравственное зло |
| 1) Злое какъ отдельная составная часть добра. Непосредственно – естественное зло въ человеке. Старческiй возрастъ. Муки при родахъ.
2) Злость и борьба за существованiе.
3) Болезни. Дiэтическiя заблужденiя. Ложная чувствительность.
4) Нищета и войны.
5) Отсутствiе справедливости. Политическiя преследованiя и нетерпимость.
6) Скептицизмъ, какъ нравственное зло. Подрывъ знанiя и воли.
7) Случай. Мiровой пессимизмъ, какъ завершенiе нравственнаго зла. |
ГЛАВА VIII. | Судьба женщинъ |
| 1) Значенiе предмета. Будущность культуры.
2) Отсутствiе свободы, какъ причина недостаточнаго развитiя природныхъ свойствъ женщины. Отклоненiе исключительно на назначенiе пола, какъ первоначальная причина неравенства.
3) Отсутствiе серьезнаго образованiя. Потеря общественноiт роли после исполненiя назначенiя пола. Нравственная неудовлетворенность въ браке. Польза профессiональной самостоятельности для полноты жизненной общности того и другого пола.
4) Естественное и искусственное неравенство положенiя въ браке женщины въ сравненiи съ мущиною.
5) Зло проституцiи и отношенiе ея къ браку.
6) Положенiе женщины при свете общественнаго мышленiя. Ценность участiя въ общественныхъ функцiяхъ |
ГЛАВА IX. | Сила знанiя, судьба личности и настроенiе мыслителя |
| 1) Отношенiе знанiя къ счастью.
2) Испорченность въ ученой среде. Современное значенiе истиннаго самообразованiя.
3) Методы самообученья.
4) Отношенiе къ эстетически действующей литературе.
5) Связь характера съ мiросозерцанiемъ. Выдающiеся примеры изъ мiра мысли.
6) Собственный примеръ. Характеръ преследованiя значительныхъ умовъ и соответствующее величiе духа. Заимствованiе настроенiя для другихъ сферъ жизни |
ГЛАВА X. | Примиренiе съ мiровымъ порядкомъ въ настроенiи и деятельности |
| 1) Недостаточность простого упорядоченiя идей. Примеръ Давида Штрауса.
2) Ложная философская исключительность.
3) Общедоступность ученiя объ истине и мудрости.
4) Свобода изложенiя: въ краткихъ народныхъ учебникахъ.
5) Необходимость выработки и распространенiя настроенiя. Составныя части последняго, въ особенности необходимость знанiя целаго вещей.
6) Значенiе астрономическаго мiропониманiя.
7) Идеальное участiе въ общемъ бытiи и соответствующее примиряющее действiе на сознанiе.
8) Развитiе разумной симпатiи. Предотвращающая справедливость. Невинность неведенiя. "Уравненiе нравственныхъ ожиданiй съ действительностью.
9) Недостаточность настроенiя отдельной личности при отсутствiи такого же настроенiя въ другихъ. Нравственное общенiе.
10) Удовлетворенiе въ труде надъ преобразованiемъ жизни |
Дюрингъ достаточно знакомъ русской публике преимущественно
по прекраснымъ статьямъ о немъ г. Михайловскаго
"Палка о двухъ концахъ", "Скандалъ въ
Берлинскомъ университете" и другимъ, печатавшимся въ
" Отечественныхъ Запискахъ". Тамъ же помещенъ былъ
и недурной очеркъ объ авторе "Ценности жизни" г. Красносельскаго
подъ названiемъ "Голосъ жизни въ области мысли". И темъ не менее жизнерадостному Дюрингу посчастливилось
у насъ несравненно меньше, чемъ пессимисту Шопенгауеру.
Главнейшiя сочиненiя франкфуртскаго отшельника
выдержали на русскомъ языке уже не одно изданiе,
не говоря о множестве компиляцiй и извлеченiй,
тогда какъ изъ трудовъ Дюринга лишь недавно появились
у насъ въ переводе "Курсъ нацiональной и соцiальной
экономiи" и "Критическая исторiя общихъ принциповъ
механики". Впрочемъ, существуетъ изданная еще
въ 1885 году брошюрка подъ названiемъ "Мысли Дюринга
о реформе началъ математики", составляющая
извлеченiе изъ большого труда Дюринга и его сына
Ульриха о труднейшихъ проблемахъ математики.
На западе литература о Дюринге, конечно, обширнее,
но нельзя сказать, чтобы и она давала верный образъ
этого мыслителя. Наибольшей известностью пользуется
книга Файингера, посвященная философскимъ ученiямъ
Гартмана, Дюринга и Ланге; книга-недостаточно объективная,
стремящаяся умалить личность и ученiе Дюринга
для вящаго прославленiя Ланге, великая заслуга котораго,
по наивному выраженiю Файингера, состояла
въ томъ, что онъ "противоречiе возвелъ на тронъ человеческой
мысли".
Лучшимъ матерiаломъ для ознакомленiя съ характеромъ
ученiя и личностью Дюринга, кроме его собственныхъ
сочиненiй (въ томъ числе и автобiографiи), можетъ
служить недавно вышедшая въ Лейпциге книга Эмиля
Деля: "Eugen D\"uhring. Etwas von dessen Charakter, Leistungen
und reformatorischem Beruf". Сокращенный переводъ
этого труда, дополненный обширными выписками
изъ автобiографии Дюринга, и составляетъ содержанiе
предлагаемаго очерка.
Предисловие к 4-му немецкому изданию
Первое изданiе этого сочиненiя явилось въ 1865 г.
При второмъ изданiи 1877 года вся книга подверглась
полной, совершенно новой переработке; но переработка
эта произведена была въ пределахъ того же содержанiя
и техъ же самыхъ основныхъ идей, съ которыми въ 60-хъ
годахъ, еще какъ неизвестный писатель, я выступилъ
впервые на борьбу противъ жизневраждебных ъ мiровоззренiй
и на защиту здоровой формы мышленiя. Тогда
мне было тридцать летъ; съ техъ поръ я только еще
более укрепился въ своемъ мiровоззренiи. Второе изданiе
могло бы даже, въ своихъ существенныхъ чертахъ, остаться
въ прежней редакцiи, еслибъ въ моихъ собственныхъ
идеяхъ не выработалось много новаго и еслибъ простое
введенiе или прибавка этого новаго не помешали удобопонятности
и внутренней связи содержанiя. Кроме того
мне пришлось кое-что отбросить, такъ какъ оно нашло
себе место въ другихъ моихъ сочиненiяхъ, первоначально же нельзя было бы этого сделать, такъ какъ тогда я не могъ ссылаться на изложенiе своей системы въ другихъ
более обширныхъ изследованiяхъ.
Это четвертое изданiе, какъ и третье, улучшено въ
частностяхъ и пополнено некоторыми мыслями, которыя
отчасти отвечаютъ содержанiю сочиненiй, изданныхъ мною
въ этотъ перiодъ времени. Во всемъ, что касается главнаго
предмета, я никогда ничего не менялъ. Прошло
четверть века съ техъ поръ, какъ эта книга въ первый
разъ начала борьбу за оздоровленiе, углубленiе и облагороженiе
понятiя о ценности человеческой жизни. Протекшiе
годы лишь укрепляли меня въ моемъ первоначальномъ
стремленiи и, обороняясь отъ преследовавшей меня
судьбы, я только научился осуществлять все энергичнее
начатое мною дело духовной реформы.
Кто не чувствуетъ удовольствiя въ томъ, чтобы отравлять
себе жизнь посредствомъ мрачныхъ мiровоззренiй
или путемъ серьезнаго отношенiя къ черезчуръ легковеснымъ
умозренiямъ, лишеннымъ достаточнаго основанiя,кто,
следовательно, хочетъ подвергнуть оценке фактъ существованiя
добра и зла въ его настоящемъ, неискаженномъ
виде и освободить свои стремленiя отъ ненужныхъ
умственныхъ поврежденiй, тотъ пусть посмотритъ, не можетъ ли эта книга дать ему некоторое теоретическое
основанiе для серьезной критики бытiя и героическаго
отношенiя къ нему.
Е. Дюрингъ.
Целендорфъ близъ Берлина,
августъ 1891 г.
Евгений ДЮРИНГ (1833–1921)
Немецкий философ; занимался также вопросами политэкономии и
права. Родился в Берлине, в семье прусского чиновника. Получил юридическое
образование в Берлинском университете и занял должность правительственного
судьи, но в результате болезни потерял зрение и отказался от судебной
карьеры. В 1863–1877 гг. – приват-доцент Берлинского университета; читал
лекции по философии и политической экономии. В 1877 г. ушел из университета и
занялся исключительно научной и литературной деятельностью.
Евгений Дюринг – автор многих трудов в самых различных областях науки, от
математики и физики до политической экономии и литературоведения. Считая
философию априорным учением о конечных истинах, он попытался построить
собственную систему "философии действительности" на основе элементов
метафизического материализма, позитивизма и кантианства.
Согласно социологической концепции Дюринга, причиной социального неравенства,
эксплуатации и нищеты является насилие, а социалистическое преобразование
общества должно исключать революционный переворот и идти путем кооперирования
мелких производителей. Идеи Дюринга получили распространение в среде немецкой
социал-демократии, что побудило Ф. Энгельса подвергнуть их критическому
анализу в известной книге "Анти-Дюринг". Полемика Дюринга и Энгельса сыграла
значительную роль в развитии и распространении материалистических
версий трактовки природы и общества.