URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Евин И.А. Искусство как сложная система: Мозг. Информация. Музыка. Искусство Обложка Евин И.А. Искусство как сложная система: Мозг. Информация. Музыка. Искусство
Id: 226086

Искусство как сложная система:
Мозг. Информация. Музыка. Искусство

URSS. 2017. ISBN 978-5-9710-4475-8.
  • Мягкая обложка

Аннотация

Понятие «сложная система» в наше время — одно из наиболее распространенных в науке. Именно системы (биологические, социальные, экономические, урбанистические, технические и т.п.) в неустойчивом, метастабильном состоянии (на границе потери устойчивости или стабилизированные тем или иным образом неустойчивые системы) в последнее время и стали называть сложными системами, а наука, их изучающая, — теория сложных систем, или синергетика.

Задача... (Подробнее)


Содержание
top

От редакции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Введение. Что такое сложная система . . . . . . . . . . 11

Глава 1. Современная теория самоорганизации сложных систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

1. Основные понятия и принципы синергетики . . . . 24

1.1. Самоорганизованная критичность . . . . . . . . . . 28

1.2. Стабилизация неустойчивых состояний . . . . . . . 32

1.3. Синхронизация как критическое явление . . . . . . 37

2. Сложные сети как модели сложных систем . . . . . 41

3. Некоторые основные понятия . . . . . . . . . . . . . 43

3.1. Кратчайшая длина пути (геодезическая линия) . . . 44

3.2. Диаметр сети . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

3.3. Число связей в полном графе из N узлов . . . . . . . 45

3.4. Матрицы смежности . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45

3.5. Кластеризация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46

3.6. Регулярные решетки и фракталы . . . . . . . . . . . 48

3.7. Ориентированные графы . . . . . . . . . . . . . . . 49

3.8. Случайные пуассоновские сети . . . . . . . . . . . . 49

3.9. Диаметр случайной сети (как обосновать шесть рукопожатий) . . . . . . . . . 51

3.10. Суммарное число треугольников в классическом случайном графе . . . . . . . . . . . 51

4. Эволюция случайных сетей. Возникновение гигантской связанной компоненты . . . . . . . . . . 52

5. Распределение степеней (degree distribution) . . . . 53

6. Эксперимент Милграма. Феномен шести рукопожатий . . . . . . .. . 57 7. Сети «тесного мира» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59

8. Безмасштабные сети . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64

8.1. Аномальный режим (γ= 2) . . . . . . . . . . . . . . 65

8.2. Режим ультратесного мира (2 <γ<3) . . . . . . . . 65

8.3. Тесный мир случайных сетей (γ>3) . . . . . . . . . 65

9. Корреляции в сетях. Ассортативное и диссортативное смешивание . . . . . . . . . . . . 67

Структурная диссортативность . . . . . . . . . . . . 70

Глава 2. Мозг как сложная система . . . . . . . . . . . . 74

1. Докритическое, критическое и надкритическое состояния мозга .. . 74

2. Находятся ли сенсорные системы мозга в критическом состоянии? . . . . . . . . . . . . . . . 79

Функциональные безмасштабные сетевые структуры мозга . . . . . . . . . . . . . . . 82

3. Интегративная функция мозга и синхронизация нейронной активности . . . . . . . . . . . . . . . . . 84

1/f шум в когнитивных процессах как признак взаимодействия между сложными сетями . . . . . . 92

4. Информационные аспекты взаимодействия музыки и мозга . . . . . . . . . . . 92

4.1. Принцип сравнимой сложности . . . . . . . . . . . . 94

4.2. Информационные аспекты эргодического и неэргодического воздействия на мозг . . . . . . . 96

5. Синестезия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97

6. Модели ассоциативной памяти и распознавания образов . . . . . . . . . . . . . . . . 99

Близость (proximity) и сходство (similarity) . . . . . . 112

Замкнутость (closure) и прегнантность (Pregnanz) . . . 113

7. Восприятие неоднозначности как базовая модель художествен-ного восприятия . . . . . . . . . . . . . 117

Восприятие зрительной акустической и смысловой неоднознач-ности. Стохастический резонанс в сенсорных системах мозга . . . . . . . . . . . . . . 128

8. Прогнозирование и распознавание образов . . . . . 129

9. Антиципация в художественных произведениях . . 134

9.1. Прогноз обстоятельств гибели Берлиоза в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» . . 134

9.2. Роман Агаты Кристи «Десять негритят» . . . . . . . 140

Глава 3. Неустойчивость и критические состояния в искусстве . . . . . . . . . . . . . . . 145

1. Неустойчивость в живописи . . . . . . . . . . . . . . 145

2. Изображение неустойчивых состояний и мозг . . . 153

Неустойчивость в живописи как способ передачи движения . . . . . . . . . . . . 154

3. Визуальная неоднозначность в живописи . . . . . . 155

4. Смысловая неоднозначность в искусстве . . . . . . 159

Двусмысленные ситуации и комическое . . . . . . . 161

5. Развитие сюжета и неустойчивость . . . . . . . . . . 162

6. Резкие переходы и критическое замедление в искусстве . . . . . . . . . . . . . . . . . 167

Бимодальность в архитектуре . . . . . . . . . . . . . 189

7. Искусство и фракталы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199

Фракталы и пейзаж . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202

Глава 4. Искусство и теория сложных сетей . . . . . . 214

1. Средняя длина кратчайших путей в сетевой модели литературных произведений . . . 214

2. Произведения искусства как многослойные сети . . 214

2.1. Модель поэтического произведения . . . . . . . . . 218

2.2. Сетевая модель художественной прозы . . . . . . . . 221

2.3. Сетевая структура героев древнегреческих мифов . . . . . . . . . . . . . . . . 227

2.4. О сетевой структуре произведений живописи . . . . 229

3. Феномен «тесного мира» в искусстве . . . . . . . . . 231

3.1. Сеть актеров кино . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232

3.2. Сеть сотрудничества джазовых музыкантов . . . . . 233

Глава 5. Ритм и синхронизация в художественной культуре . . . . . . . . . . . 234

1. Ритм в древнегреческой и древнелатинской поэзии . . . . . . . . . . . . . . . 245

2. Периодичность в эволюции искусства . . . . . . . . 251

Глава 6. Музыка как сложная система . . . . . . . . . . 254

1. Модель музыкального лада . . . . . . . . . . . . . . . 254

2. Сетевая модель музыкального произведения . . . . 263

3. Музыка и фракталы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267

Флуктуации ритма в музыке подчиняются фрактальному закону . . . . . . . . . . . . . . . . . 270

4. Кривая Вундта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273

5. Статистика последовательности электрических импульсов от консонансных и диссонансных аккордов в слуховой сенсорной модели . . . . . . . 277

Музыка, эволюция, самоорганизация . . . . . . . . . 281

6. Эмоциональное поведение толпы на концертах рок-групп в жанре «тяжелого металла» . . . . . . . 287

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290


Об авторе
top
photoЕвин Игорь Алексеевич
Родился в Казани в 1949 году. В 1974 году окончил кафедру физики живых систем Московского физико-технического института. В настоящее время работает в Институте проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН (ИПУ РАН), где занимается математическими проблемами теории искусства. Профессор МФТИ, читает курс лекций по вычислительной биологии для студентов биологических специальностей.