URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Фома Аквинский Сумма теологии. Т.I--V. Пер. с лат. Билингва (латынь-русский) / Summa theologiae Обложка Фома Аквинский Сумма теологии. Т.I--V. Пер. с лат. Билингва (латынь-русский) / Summa theologiae
Id: 225996
7999 р.

Сумма теологии.
Т.I--V. Пер. с лат. Билингва (латынь-русский) / Summa theologiae. Т.I--V

URSS. 2015. 3488 с. ISBN 978-5-396-00657-7.
  • Твердый переплет

Аннотация

"Сумма теологии" великого средневекового мыслителя Фомы Аквинского (ок. 1225–1274) является одним из наиболее влиятельных произведений в западноевропейской христианской традиции, не утратившим своего значения и по сей день. (Подробнее)

. В данном томе опубликован перевод первых 64 Вопросов первой части "Суммы", которые повествуют главным образом о существовании Бога и Его атрибутах (таких как неизмеримость, неизменность, мудрость, обладание жизнью и волей и т.д.). Кроме того, в данном томе представлена тринитарная доктрина Фомы Аквинского, интерпретация библейского учения о сотворении мира, а также концепция причинно-следственных отношений, существующих между творением и Творцом. Завершает том ряд вопросов, посвященных духовным сущностям (ангелам).

Во втором томе представлен перевод заключительных Вопросов (65–119) первой части "Суммы", в которых обсуждаются проблемы сотворения мира (Вопросы 65–74), антропологии (Вопросы 75–102) и божественного управления сотворенным миром (103–119).

В Вопросах третьего тома обсуждаются темы цели жизни человека и действий, приводящих его к этой цели (Вопросы 1-21), человеческих страстей (Вопросы 22-48) и добродетелей (Вопросы 49-67).

В четвертый том вошли вопросы 68–114 Первой части Второй части "Суммы", посвященные следующим пяти основным темам: 1) дары, блаженства и плоды Святого Духа; 2) грех (рассматривается отношение между грехами и добродетелями, деление грехов на смертные и простительные, тяжесть наказания за различные грехи и т. д.); 3) закон в общем (рассматриваются основные типы законов: естественный, божественный, человеческий); 4) Ветхий закон, то есть закон Ветхого Завета (рассматриваются основные характеристики и заповеди Ветхого закона, включая нравственные, культовые и судебные заповеди); 5) Новый закон, то есть закон Евангелия (рассматриваются его основные заповеди, отношение к Ветхому закону, его оправдывающее действие, необходимость благодати для спасения человека и т. д.).

В пятом томе представлены первые 46 Вопросов из Второй части Второй части «Суммы», в которых рассматривается этическая и теологическая проблематика, а именно, отношение трех известных христианских теологических добродетелей (веры, надежды, любви) и нравственной жизни человека.


Об авторе
top
photoФома Аквинский
Выдающийся философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики. Родился в замке Рокказекка близ Неаполя, в знатной семье. В 1239–1243 гг. учился в университете Неаполя, затем принял монашеские обеты Доминиканского ордена и отправился в Парижский университет, где стал учеником видного философа Альберта Великого. В 1248–1250 гг. учился в Кельнском университете. Преподавал богословие в Парижском университете, а в 1259 г. приехал в Рим и в течение десяти лет преподавал богословие в Италии, одновременно занимаясь написанием философско-богословских сочинений. В 1269 г. вернулся в Париж, но позже был отозван в Италию для учреждения новой школы доминиканцев в Неаполе. Во время поездки для участия в соборе, происходившем в Лионе, тяжело заболел и умер в 1274 г. в монастыре бернардинцев в Фоссанова. В 1323 г., во время понтификата папы Иоанна XXII, был причислен к лику святых.

Учение Фомы Аквинского оказало большое влияние на католическую теологию и философию. Его идеи получили развитие в рамках философского направления, названного «томизмом», и повлияли на развитие философской мысли Нового времени. Его основные труды: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля. Им были даны пять доказательств бытия Бога; систематизирована схоластика; доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом; выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере; разделены философия и теология; логически доказан ряд положений теологии и схоластики. В XIX–XX вв. получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.