URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании: Новое издание, дополненное материалами: Синергетика третьей волны. Цифровой жизненный техноуклад. Образование эпохи большого антропологического перехода Обложка Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании: Новое издание, дополненное материалами: Синергетика третьей волны. Цифровой жизненный техноуклад. Образование эпохи большого антропологического перехода
Id: 225871
629 р.

МЕТОДОЛОГИЯ СИНЕРГЕТИКИ в постнеклассической науке и в образовании:
Новое издание, дополненное материалами: Синергетика третьей волны. Цифровой жизненный техноуклад. Образование эпохи большого антропологического перехода. № 7. Изд. 4, доп.

Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании: Новое издание, дополненное материалами: Синергетика третьей волны. Цифровой жизненный техноуклад. Образование эпохи большого антропологического перехода 2017. 272 с.
Типографская бумага

Аннотация

Книга посвящена актуальной проблеме становления синергетической методологии. В ней проведен обстоятельный исторический и философско-методологический анализ возникновения и развития современной синергетической методологии, исследуется ее роль в формировании постнеклассической картины мира, коммуникативных междисциплинарных ландшафтов и когнитивных пространств. Предложены и подробно рассмотрены принципы синергетики, генезис их становления... (Подробнее)


Содержание
top

ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЮ||5

ПРЕДИСЛОВИЕ||6

ГЛАВА 1.||СТАНОВЛЕНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

1.1 Краткий экскурс в историю: предтечи и творцы||8

1.2 Постнеклассическая картина мира: многообразие функций синергетики в культуре||11

1.3 Физик, лирик, математик: проблемы метаязыка||14

1.4 Аутентичная синергетика как ядро синергетической парадигмы. Проблема канона||17

1.5 Синергетика и либерализация математики||23

1.6 Междисциплинарные ландшафты и коммуникация||25

1.7 Онтологические и эпистемологические основания синергетики||30

1.8 Мезопарадигма синергетики: проблемы моделирования в антропной сфере||42

ГЛАВА 2.||СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ I: ПРИНЦИПЫ, ТЕХНОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ

2.1 Типы научной рациональности по В.С. Степину

и возможный образ постнеклассической методологии||45

2.2 Методологические принципы синергетики I.

Критерии отбора. Структурные принципы "Бытия":

гомеостатичность, иерархичность||48

2.3 Методологические принципы синергетики II.

Порождающие принципы "Становления":

нелинейность, незамкнутость, неустойчивость||54

2.4 Методологические принципы синергетики III.

Конструктивные принципы "Становления"

или принципы сборки и сопряжения:

динамическая иерархичность, наблюдаемость||60

  • 2.5    О границах применимости и перспективах развития

семи методологических принципов синергетики||64

  • 2.6    Об этапах синергетического моделирования сложных

систем и практической философии||69

ГЛАВА 3.||СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ II: МОДЕЛИ И СОЦИОГУМАНИТАРНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ, ЛАБОРАТОРИЯ ПРИРОДЫ И ЛАБОРАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

  • 3.1    Лаборатория природы и лаборатория культуры||75
  • 3.2    Режимы с обострением и информационные кризисы: социокультурный аспект||77
  • 3.3    Социальный хаос: сценарии прохождения, адаптации, управления||83
  • 3.4    О параллелях естественных и формальных языков.

Язык как лингвохромодинамика, когнитивные границы||87

  • 3.5    Космомузыкальные коды раннегреческих мифов –

пример междисциплинарного естественнонаучного,

культурно-исторического мегапроекта||1

  • 3.6    Космические эволюционные синхронизмы: гипотеза косморитмической сети восприятия и глобальной гармоничности||111

ГЛАВА 4.||САМООРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ: ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПАРТИТУРЫ

  • 4.1    Универсальный эволюционизм и нелокальные законы развития||118
  • 4.2    Развивающиеся системы с памятью. Эволюция энтропии и информации. Законы гармонии как эволюционные синхронизмы||124
  • 4.3    Задачи коллективного потребления с иерархией приоритетов: фрактальность эволюционного времени, ритмокаскадный оптимум||130
  • 4.4    Метод ритмокаскадов||139
  • 4.5    Проблемы моделирования истории: ритмокаскадный подход||146
  • 4.6    Ритмокаскадная модель истории и будущего России: структура и эволюция социокультурных архетипов||154

ГЛАВА 5.||СИНЕРГЕТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

5.1 Синергетика в диалоге культур и естественнонаучном образовании гуманитариев||163

5.2 Синергетические стратегии и трансдисциплинарное образование в ХХI веке||169

5.3 О курсах "Синергетика для гуманитариев"||174

5.4 "Концепции современного естествознания" и "философия науки": проблемы взаимодействия учебных дисциплин. Модель эволюции физики||179

5.5 Управление образовательным процессом в современных условиях: инновации и проблемы моделирования||194

ЗАКЛЮЧЕНИЕ||213

ЛИТЕРАТУРА||214

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.||Синергетика в современной России||232

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.||Антисинергетический синдром||236

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.||Что такое Санта-фе и нужен ли в России аналогичный институт (Д.С.Чернавский)||238

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.||Синергетика третьей волны: междисциплинарность и трансдисциплинарность, методолог-терапевт, этос науки, Big Data||241

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.||Цифровой жизненный техноуклад – надежды и риски||252

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.||Образование эпохи большого антропологического перехода – битва утопий||260

Светлой памяти моих родителей посвящается


ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЮ
top

Со времени выхода первого издания этой книги прошло уже десять лет, она оказалась достаточно популярной не только у философов науки, но и в среде учащихся и исследователей-гуманитариев, педагогов, преподавателей и всех интересующихся проблемами сложности и синергетики. В последнее время вновь возникает живой интерес к природе междисциплинарных процессов самоорганизации и трансформации в обществе и техносфере, которые связаны с глобальными переменами во всех областях нашей жизни. Этот феномен можно назвать синергетикой третьей волны. Принципы и модели синергетики оказались весьма эффективны для описания сложной реальности, а прогнозы, сделанные в книге в отношении будущих исторических трансформаций, неплохо подтверждаются. Мы решили не менять структуру книги, а вынести новые материалы в приложения. В четвертое издание добавлены еще три новых приложения, всего их шесть, посвященных насущным проблемам междисциплинарности, образования, антропологии и рискам цифровой эпохи. Это издание в большой степени стимулировано моими учителями – замечательными учеными и мыслителями, ушедшими от нас в последние годы С. П. Курдюмовым (2004), С. П. Капицей (2012), Д. С. Чернавским (2016), которые всегда верили, что синергетика займет достойное место в мировой науке.


Об авторе
top
photoБуданов Владимир Григорьевич
Физик-теоретик, синергетик, философ. С отличием окончил физический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат физико-математических наук (диссертация по квантовой теории, 1985), доцент кафедры физики (1988), доктор философских наук (диссертация по методологии синергетики, 2007). С 1995 г. работает в Секторе междисциплинарных проблем научно­-технического развития Института философии РАН, ведущий научный сотрудник ИФ РАН. Один из инициаторов исследований по методологии синергетики и преподавания синергетики гуманитариям, а также преподавания естествознания гуманитариям в России. Соавтор государственных программ по дисциплине «Концепции современного естествознания» для гуманитарных специальностей университетов (1994, 2000). Двадцать пять лет преподает физику, математику, современное естествознание и синергетику школьникам, а также гуманитариям, инженерам, управленцам в ведущих университетах: МГУ, МГТУ ГА, ГУГН, РАГС. Организатор открытой кафедры «Синергетика образования» в Удмуртском государственном университете. Академик Международной академии исследований будущего и отделения синергетики РНАН. Член редколлегии серий книг «Синергетическая парадигма», «Синергетика в гуманитарных науках» и «Синергетика: труды семинара МГУ». Главный научный редактор программы А. Гордона «Россия 2030» (2005–2006).

В. Г. Буданов — автор более 150 научных работ и редактор десятка монографий, посвященных философии науки, теоретической физике, преподаванию естествознания и синергетики гуманитариям, философии и методологии междисциплинарных исследований и синергетики, синергетическому моделированию в гуманитарной сфере. В частности, им сформирован целостный комплекс методологических принципов синергетики, упрощающий процессы моделирования и понимания сложного, а также комплекс методологических принципов преподавания синергетики; разработан оригинальный метод ритмокаскадов для моделирования развивающихся систем, например организмов и социально-исторических систем; найдены синергетические основания принципов гармонии и событийного языка. Работы последних лет посвящены синергетической методологии, философско-методологическому анализу постнеклассической картины мира, антропологии, моделированию и прогнозу общественного развития.