ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЮ||5 ПРЕДИСЛОВИЕ||6 ГЛАВА 1.||СТАНОВЛЕНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ 1.1 Краткий экскурс в историю: предтечи и творцы||8 1.2 Постнеклассическая картина мира: многообразие функций синергетики в культуре||11 1.3 Физик, лирик, математик: проблемы метаязыка||14 1.4 Аутентичная синергетика как ядро синергетической парадигмы. Проблема канона||17 1.5 Синергетика и либерализация математики||23 1.6 Междисциплинарные ландшафты и коммуникация||25 1.7 Онтологические и эпистемологические основания синергетики||30 1.8 Мезопарадигма синергетики: проблемы моделирования в антропной сфере||42 ГЛАВА 2.||СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ I: ПРИНЦИПЫ, ТЕХНОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ 2.1 Типы научной рациональности по В.С. Степину и возможный образ постнеклассической методологии||45 2.2 Методологические принципы синергетики I. Критерии отбора. Структурные принципы "Бытия": гомеостатичность, иерархичность||48 2.3 Методологические принципы синергетики II. Порождающие принципы "Становления": нелинейность, незамкнутость, неустойчивость||54 2.4 Методологические принципы синергетики III. Конструктивные принципы "Становления" или принципы сборки и сопряжения: динамическая иерархичность, наблюдаемость||60
семи методологических принципов синергетики||64
систем и практической философии||69 ГЛАВА 3.||СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ II: МОДЕЛИ И СОЦИОГУМАНИТАРНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ, ЛАБОРАТОРИЯ ПРИРОДЫ И ЛАБОРАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Язык как лингвохромодинамика, когнитивные границы||87
пример междисциплинарного естественнонаучного, культурно-исторического мегапроекта||1
ГЛАВА 4.||САМООРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ: ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПАРТИТУРЫ
ГЛАВА 5.||СИНЕРГЕТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ 5.1 Синергетика в диалоге культур и естественнонаучном образовании гуманитариев||163 5.2 Синергетические стратегии и трансдисциплинарное образование в ХХI веке||169 5.3 О курсах "Синергетика для гуманитариев"||174 5.4 "Концепции современного естествознания" и "философия науки": проблемы взаимодействия учебных дисциплин. Модель эволюции физики||179 5.5 Управление образовательным процессом в современных условиях: инновации и проблемы моделирования||194 ЗАКЛЮЧЕНИЕ||213 ЛИТЕРАТУРА||214 ПРИЛОЖЕНИЕ 1.||Синергетика в современной России||232 ПРИЛОЖЕНИЕ 2.||Антисинергетический синдром||236 ПРИЛОЖЕНИЕ 3.||Что такое Санта-фе и нужен ли в России аналогичный институт (Д.С.Чернавский)||238 ПРИЛОЖЕНИЕ 4.||Синергетика третьей волны: междисциплинарность и трансдисциплинарность, методолог-терапевт, этос науки, Big Data||241 ПРИЛОЖЕНИЕ 5.||Цифровой жизненный техноуклад – надежды и риски||252 ПРИЛОЖЕНИЕ 6.||Образование эпохи большого антропологического перехода – битва утопий||260 Светлой памяти моих родителей посвящается Со времени выхода первого издания этой книги прошло уже десять лет, она оказалась достаточно популярной не только у философов науки, но и в среде учащихся и исследователей-гуманитариев, педагогов, преподавателей и всех интересующихся проблемами сложности и синергетики. В последнее время вновь возникает живой интерес к природе междисциплинарных процессов самоорганизации и трансформации в обществе и техносфере, которые связаны с глобальными переменами во всех областях нашей жизни. Этот феномен можно назвать синергетикой третьей волны. Принципы и модели синергетики оказались весьма эффективны для описания сложной реальности, а прогнозы, сделанные в книге в отношении будущих исторических трансформаций, неплохо подтверждаются. Мы решили не менять структуру книги, а вынести новые материалы в приложения. В четвертое издание добавлены еще три новых приложения, всего их шесть, посвященных насущным проблемам междисциплинарности, образования, антропологии и рискам цифровой эпохи. Это издание в большой степени стимулировано моими учителями – замечательными учеными и мыслителями, ушедшими от нас в последние годы С. П. Курдюмовым (2004), С. П. Капицей (2012), Д. С. Чернавским (2016), которые всегда верили, что синергетика займет достойное место в мировой науке. Буданов Владимир Григорьевич Физик-теоретик, синергетик, философ. С отличием окончил физический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат физико-математических наук (диссертация по квантовой теории, 1985), доцент кафедры физики (1988), доктор философских наук (диссертация по методологии синергетики, 2007). С 1995 г. работает в Секторе междисциплинарных проблем научно-технического развития Института философии РАН, ведущий научный сотрудник ИФ РАН. Один из инициаторов исследований по методологии синергетики и преподавания синергетики гуманитариям, а также преподавания естествознания гуманитариям в России. Соавтор государственных программ по дисциплине «Концепции современного естествознания» для гуманитарных специальностей университетов (1994, 2000). Двадцать пять лет преподает физику, математику, современное естествознание и синергетику школьникам, а также гуманитариям, инженерам, управленцам в ведущих университетах: МГУ, МГТУ ГА, ГУГН, РАГС. Организатор открытой кафедры «Синергетика образования» в Удмуртском государственном университете. Академик Международной академии исследований будущего и отделения синергетики РНАН. Член редколлегии серий книг «Синергетическая парадигма», «Синергетика в гуманитарных науках» и «Синергетика: труды семинара МГУ». Главный научный редактор программы А. Гордона «Россия 2030» (2005–2006).
В. Г. Буданов — автор более 150 научных работ и редактор десятка монографий, посвященных философии науки, теоретической физике, преподаванию естествознания и синергетики гуманитариям, философии и методологии междисциплинарных исследований и синергетики, синергетическому моделированию в гуманитарной сфере. В частности, им сформирован целостный комплекс методологических принципов синергетики, упрощающий процессы моделирования и понимания сложного, а также комплекс методологических принципов преподавания синергетики; разработан оригинальный метод ритмокаскадов для моделирования развивающихся систем, например организмов и социально-исторических систем; найдены синергетические основания принципов гармонии и событийного языка. Работы последних лет посвящены синергетической методологии, философско-методологическому анализу постнеклассической картины мира, антропологии, моделированию и прогнозу общественного развития. |