Основной целью овладения иностранным языком в средней школе является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности. Учащимся, как и учителям, важно знать, в какой мере они овладели учебным материалом. Этой цели служит контроль знаний, умений и навыков, а самой распространенной формой контроля является тест. В зарубежной литературе по тестированию под педагогическим тестом часто понимают процедуру, предназначенную для выявления конкретного образца поведения (в том числе – речевого), из которого можно сделать выводы об определенных социальных, психологических или психофизиологических характеристиках личности. Тест всегда предполагает измерение и представляет собой совокупность предъявляемых испытуемому вопросов и заданий. Для учителя тест является необходимым компонентом учебного процесса, позволяющим получать точное представление о том, насколько учащиеся усвоили учебный материал, как овладели умениями устной речи, чтения и письма и т.д. Правильно организованный контроль помогает учителю выявить успехи и неудачи каждого ученика, дают ему возможность правильно планировать педагогический процесс. В связи с массовым внедрением в образовательную практику тестовых процедур, возникает потребность в обстоятельном знакомстве школьников и преподавателей с основами создания тестов и овладением навыками их выполнения, в особенности в преддверии таких важнейших испытаний, как Единый государственный экзамен. Книга, которую Вы держите в руках, в какой-то мере, поможет Вам в этом. В разделах "Проблемы конструирования языковых тестов" и "Процедура создания теста" изложены некоторые результаты научных исследований по методике тестирования и перечислены задачи, которые приходится решать создателям тестов. Надеемся, что эта информация поможет преподавателю более квалифицированно подходить к делу конструирования собственных тестов и оценке качества существующих тестов. Если Вы хотите просто оценить свой уровень владения английским языком, не вдаваясь в теоретические подробности, пропустите эти разделы и обратитесь сразу к разделу "Тестовые задания". Здесь приводится фундаментальный тест на знание английского языка, позволяющий провести практическое тестирование Ваших достижений в трех видах речевой деятельности: аудировании, чтении и грамматике. Тест снабжен подробной инструкцией по его проведению и ключом к заданиям – в виде таблицы, в которой каждому варианту ответа, в том числе неправильному, дается тот или иной тестовый балл. Подробно описано, как именно надо подсчитать свой итоговый тестовый балл. А нормирование, проведенное на большой группе старшеклассников и студентов, дает Вам возможность на основе своего балла оценить уровень готовности к поступлению в вуз. Наконец, последний раздел книг содержит краткий комментарий к лексико-грамматическим заданиям теста. С его помощью учащиеся смогут определить характер допущенных ими ошибок. Для преподавателей же этот комментарий может стать основой курса по подготовке учеников к выполнению теста по грамматике. Итак, на кого рассчитана эта книга? Прежде всего, на школьников и абитуриентов, рискнувших честно оценить свои познания в английском языке. Преподавателей должна заинтересовать третья часть, которая в какой-то мере подскажет им метод подготовки учеников к столь непростому и пока еще мало знакомому у нас процессу тестирования. И конечно же автор был бы крайне счастлив, если хотя бы у части его читателей нашли отклик некоторые идеи, высказанные им в тех разделах книги, в которых показывается, каким нелегким и ответственным является процесс создания хорошего теста. Василевич Александр Петрович Профессор кафедры лингводидактики Московского государственного областного университета, доктор филологических наук, профессор. Родился в 1941 г. В 1965 г. окончил Московский государственный педагогический институт иностранных языков имени Мориса Тореза, в 1968 г. — аспирантуру Института языкознания АН СССР. С 1968 по 2003 гг. работал в Институте языкознания РАН, где защитил кандидатскую диссертацию «Субъективные оценки частот элементов текста» (1969) и докторскую диссертацию «Языковая картина мира цвета» (2003). Области интересов: психолингвистика, экспериментальные методы исследования, семантика слов-цветообозначений в разных языках, а также методы преподавания иностранного языка, в особенности языковое тестирование и обучение английскому языку детей младшего возраста. Автор 20 монографий и более 200 научных статей. Активно участвует в популяризации науки: лауреат двух конкурсов РФФИ на лучшую научно-популярную статью, неоднократно выступал в СМИ.
|