История развития взаимоотношений государства и церкви – культурно-исторические формы и принципы их взаимодействия, требования государственной власти и характер общественной миссии церкви, ресурсы и риски углубления диалога духовной и светской властей – вызывает огромный исследовательский интерес. В предлагаемом вниманию читателя сборнике статей российских авторов на примере стран Европы и России рассмотрены границы взаимопроникновения государственных и церковных интересов на протяжении ХХ – начала XXI столетия. В первой части сборника исследуются вопросы, посвященные опыту построения отношений Советского государства и Русской православной церкви от заключительного периода Великой Отечественной войны до конца ХХ в. – когда началось формирование "новой линии" в отношении государства к церкви и были созданы специальные органы: Совет по делам Русской православной церкви (1943–1965), Совет по делам религиозных культов (1944–1965) и Совет по делам религий (1965–1991). Основные направления их деятельности, обязанности и сферы компетенции, региональный аспект государственно-конфессиональных отношений, а также функции и статус ключевой фигуры – уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при республиканских, краевых и областных исполкомах – показывают, как выстраивалась линия взаимоотношений между представителями власти и религиозными организациями в период наступления государства на религию и церковь. Формы и методы работы центрального аппарата Совета, а также и характер деятельности уполномоченных на местах отражают общую глобальную задачу, поставленную властью в послевоенную эпоху. В частности, эволюция государственно-церковных отношений от хрущевских гонений на религию, когда в религиозной политике государственных органов явно обозначились рецидивы секуляризма, к новому этапу – "эпохе Брежнева" с изменением курса на легализацию церкви с целью встраивания ее в партийно-государственную машину и концепцию "развитого социализма" до начала процесса превращения церкви в полноправный субъект государственно-конфессиональных отношений на рубеже столетий. Религиозная ситуация в современной России определяется историческим наследием ХХ в. – наступлением власти на церковь, прямым политическим насилием, жесткой регламентацией ее деятельности – административным и законодательным контролем, ослаблением материальной базы церкви, а также воинственно-атеистической пропагандой (замененной со временем на научно-атеистическую). Тогда существовал фактический запрет на участие церкви в патриотической, социальной и благотворительной деятельности. Так реализовывалась стратегическая задача вытеснения церкви из общественной жизни и оставления ей лишь одной ниши – миротворческой деятельности. В этой связи особенно значимым является анализ политики председателя Совета как государственного деятеля и его влияние на характер вероисповедной государственной политики и государственно-церковных отношений в современную для него эпоху. В приложении к первой части содержатся документы, отражающие сведения о взаимоотношениях Совета и Русской православной церкви, об организационном и финансово-хозяйственном состоянии церкви, положении верующих в СССР, служителях культа и их подготовке в духовных учебных заведениях, а также личные воспоминания служащих Совета. Во второй части сборника в фокусе исследования находятся проблемы формирования и функционирования моделей взаимоотношений власти и церкви в Западной, Восточной и Юго-Восточной Европе. Наряду с конфессиональными, культурными и политическими реалиями рассмотрены такие актуальные сюжеты, как конфессиональная политика чехословацкого государства и процесс организационного становления православной церкви в Чехословакии; проблема допустимости и границ компромиссов церкви с режимами различного типа, в том числе – проблемы взаимоотношений католической церкви Германии с национал-социалистским режимом; специфика формирования официальной идеологии в Венгрии в эпоху хортизма ("национально-христианская доктрина") и роль высшей венгерской католической иерархии на венгерской политической арене вплоть до ее превращения в оплот антикоммунистической оппозиции; особенности процесса формирования церковной политики советского государства и реализация задачи подчинения православной церкви в Восточной Европе в послевоенный период; проблема взаимоотношения государства с униатской церковью на территории Восточной Европы в послевоенный период; модели взаимодействия государства и православных автокефальных церквей в Восточной Европе в период формирования советского блока. Относительно югославянского пространства рассматриваются роль, место и интересы римско-католической иерархии в процессе создания югославянского государства; деятельность римско-католического духовенства в развитии т.н. Хорватского массового движения; религиозный фактор в современном балканском кризисе. Анализ основных исторических вех развития, характера и структуры евангелическо-лютеранской Шведской церкви, Церкви Англии, а также их взаимоотношений с мусульманской диаспорой Западной Европы в конце XX – начале XXI в. показывают ключевые "болевые точки" в отношениях западного общества и представителей мусульманской цивилизации, постепенно отвоевывающей свое место в культурном пространстве западноевропейских стран. Рассмотрение религиозной политики центра католической церкви – Ватикана – на современном этапе позволяет выявить всё более противоречивый характер его деятельности, традиционной двойственности, приводящей к стремлению оказывать определяющее влияние на ход мирового развития – от идейного руководства процессом интеграции мира в систему "нового мирового порядка" до придания религиозного смысла структурам глобального контроля со стороны правящих элит. В целом работы российских авторов, представленные в сборнике, детально исследуют исторические, политические и социокультурные аспекты, в каждом из которых поднимаются актуальные, малоизученные или нерешённые проблемы, касающиеся опыта построения взаимоотношений между государственными институтами и церковью в России, Западной, Восточной и Юго-Восточной Европе. Бровко Людмила Николаевна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Бурега Владимир Викторович – кандидат исторических наук, кандидат богословских наук, помощник Ректора Киево-Печерской духовной академии по научной части. Волокитина Татьяна Викторовна – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН. Гераськин Юрий Вениаминович – доктор исторических наук, доцент кафедры истории России Рязанского государственного университета. Горбатов Алексей Владимирович – доктор исторических наук, доцент Кемеровского государственного университета. Гуськова Елена Юрьевна – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН. Достовалов Николай Родионович – бывший сотрудник Совета по делам религий при СМ СССР. Маслова Ирина Ивановна – доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой "Право" Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. Мурашко Галина Павловна – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН. Носкова Альбина Федоровна – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН. Одинцов Михаил Иванович – доктор исторических наук, профессор, начальник отдела защиты свободы совести Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ; Президент Российского объединения исследователей религии. Остапенко Галина Сергеевна – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Руднева Ирина Владимировна – кандидат исторических наук, научный сотрудник Института славяноведения РАН. Садченков Святослав Юрьевич – аспирант Волгоградского государственного университета. Стыкалин Александр Сергеевич – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН. Филимонова Анна Игоревна – кандидат исторических наук, научный сотрудник Института славяноведения РАН. Чернышева Ольга Васильевна – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Четверикова Ольга Николаевна – кандидат исторических наук, доцент МГИМО (У) МИД РФ. Чумаченко Татьяна Александровна – кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей истории Челябинского государственного университета. |