Эта книга рассказывает о мусульманском праве, бытовавшем в средние века в христианских королевствах Пиренейского полуострова. О его статусе, о сфере применения, о соответствии классическому мусульманскому праву, о его нормах и источниках. Понимая однако, что наш читатель мало знаком с этой темой, по той простой причине, что до последнего времени она не чаcто привлекала внимание исследователей, а на русском языке об этом и вовсе нечего почитать, мы затрагиваем довольно широкий спектр вопросов, связанных с проблемой правового пространства ислама в христианской Испании. Мы начнем с обстоятельств включения в христианское государство и общество носителей ислама и мусульманского права. Поговорим об их положении, правовом статусе, о системе управления, распространявшейся на мусульманских подданных королей. Расскажем о тех взаимоотношениях, которые существовали внутри общества между представителями разных конфессий. Но, конечно, в центре повествования всегда будет оставаться мусульманское право, сохранявшееся в условиях политического доминирования христианства. Правовое пространство, отведенное исламу в средневековой Испании, оформлялось постепенно и под влиянием разных общественно-политических сил, а ptнередко ptи экономических обстоятельств. В XIII– XV вв. его стабильность во многом зависела от политической линии королевской власти, а его устойчивость и жизнеспособность обеспечивались гибкостью самого мусульманского права и высоким правосознанием испанских мавров. Как мы уже отмечали, правовые аспекты мусульманской истории мало исследованы, в то время как эта тема весьма актуальна и показательна, если речь идет о статусе иноконфессиональной группы населения в рамках средневекового государства. Мусульманское население Арагонского королевства пользовалось своим законом, что, с одной стороны, было явлением общепринятым в средневековом мире; с другой стороны, это уже начинало входить в противоречие с тенденцией государства к унификации, характерной для XIV столетия. Достаточно вспомнить, что в это время на Пиренейском полуострове делаютсяпервые попытки создания общегосударственных законодательств и обеспечивающего их функционирование судебного аппарата. Особое значение этой темы связано и с тем, что право (и суд) отражает и определяет формы власти и подчинения, и с тем, что в обществах изучаемой эпохи право было тесно связано с религией. Именно поэтому отношения в сфере права как ничто другое важны при изучении контактов иноконфессиональных групп и шире – двух культур, основанных на разных вероисповеданиях. Тем более это важно и интересно, когда речь идет о такой группе населения как мусульмане, ибо для ислама характерна особая слитость религии и права. Изучение права и правового положения арагонских мусульман позволяет также поставить вопросы о включенности мудехаров в государство и общество, о принципиальной возможности существования иноконфессиональных общин в это время, о праве, как факторе самоидентификации и консолидации меньшинства и в то же время как об инструменте воздействия на него. Таким образом, проблема имеет две стороны: 1) внешнюю – право и правовое положение как фактор интеграции иноконфессиональных общин в христианский социум; 2) внутреннюю – право как фактор самоидентификации мусульманских общин. С такой точки зрения, насколько известно, правовые отношения в христианских королевствах Испании не изучались. Поставленные проблемы рассматриваются нами на материале истории мудехаров Арагонского королевства XIII– XV вв. Сразу следует оговориться, что внимание обращено исключительно на континентальные территории Арагона, т.е. на те земли, которыми он обладал в XIII в. При этом опущены островные владения короны, в отношении которых проводилась особая политика. Данное исследование также не касается Сицилии и Неаполитанских земель, вошедших в состав Арагонской короны позже. Это связано с тем, что XIII– XV вв. – эпоха существенных внутренних изменений общества и государства, которые делают необходимым изучение любой проблемы с учетом развития ситуации и динамики процессов. Именно поэтому работа ограничивается землями Арагона, Каталонии, Валенсии и Мурсии. Эти регионы также постепенно входили в состав королевства, пользовались различными политическими правами; будучи вытянутыми с севера на юг практически через весь полуостров, они обладали различными традициями в области сосуществования христианской и мусульманской культур. Таким образом, анализ источников, относящихся к этим территориям, может стать тем срезом исторической действительности, на основе которого данное исследование представляется наиболее плодотворным. Обращение к арагонской истории в ущерб кастильской или португальской было также продиктовано источниками: единственный дошедший до нас памятник муд\'ехарского законодательства – "Книга Суны и Шары мавров" – был составлен, по всей видимости, в Валенсии. В то же время исключительно сочетание документальных источников с законодательными (как христианскими, так и мусульманскими) позволило поставить вопрос о праве и правовом положении мудехаров в комплексе. И в заключении вводной части несколько слов об эпохе, которой посвящена книга. Это было сложное и своеобразное время для всей Западной Европы и для Иберийского полуострова в том числе. Болезни, голод, междоусобицы, перепитии становления сильной центральной власти – все это характерно и для пиренейского XIV века. Одновременно продолжается активная внутренняя эволюция общественных связей, отношений господства и подчинения по европейскому – "христианскому" образцу. Уже XII – начало XIII вв. продемонстрировали огромную разницу в развитии государства и общества на христианских и мусульманских территориях. Результатом ее явились блестящие победы Реконкисты. Несовпадение стадий и темпов развития прослеживается и в XIV– XV вв. Вполне естественное стремление мусульманского населения, оставшегося жить под властью христиан, сохранить свои обычаи и уклад жизни приводило к еще большей их консервации и тем самым к увеличению дистанции. В контексте сказанного выше особое значение приобретает вопрос о взаимодействии двух культур в широком смысле этого слова. Поэтому в нашем исследовании акцент сделан на изучении влияния христианской стороны на мусульманскую. Этот же вопрос может быть сформулирован следующим образом: испытывал ли мусульманский социум деформацию или только был вынужден покориться, не изменяясь внутренне, христианской стороне? По сложившейся среди испанистов-исламоведов традиции, история мусульманских общин, существовавших на христианских территориях, лишенная блеска и великолепия времен Кордовы и Гранады, обычно вызывает значительно меньший интерес. Однако, мусульмане, оставшись на отвоеванных территориях, сохраняли свои традиционные занятия, молились все в тех же мечетях и по тем же книгам обучали детей. По сути, речь идет об одном и том же народе, длившем свое существование в изменившихся условиях. С этой точки зрения история альхам (мудехарских общин) XIII– XIV вв. неразрывно и органически связана со всей предыдущей историей мусульманской Испании. Более того, XIII– XV столетия, пожалуй, наиболее интересны, поскольку именно тогда решался вопрос о возможности интеграции, ассимиляции или об отторжении мусульманских общин формирующимся централизованным христианским государством. Этот период особенно значим, поскольку единственно способен отразить интересующие нас процессы. Одновременно он – последний аккорд в христиано-мусульманском дуэте, оборванном XV веком и окончательно умолкшем с изгнанием морисков в начале XVII столетия. |