Экономические идеи являются продуктом среды, в которой они возникают. Мысль, идея, оформенное словом сознание, идеология, – представляет результат того быта и того социального уклада, где она создается и развивается. Такое понимание – важное завоевание современной науки; основное положение марксизма и материалистического понимания истории гласит, что бытие определяет сознание, его направляет и формулирует. Так было, так есть и так будет. Связь между бытием и сознанием, между бытом и идеологиею можно проследить по всей социальной истории человечества. Действительно, вся история мысли, не говоря уже о наиболее очевидной, – истории экономической идеологии, представляет собою типичное производное хозяйственного быта своего времени. Излагаемое нами далее служит фактическим подтверждением сказанному. Таким образом, излагая единый процесс, мы тем самым, в дальнейшем, прослеживаем две истории развития: историю европейского хозяйства и историю экономических воззрений. Они развиваются единовременно и функционально, составляя две стороны единства. Процесс становится особенно образным и ярким со времени первого важного исторического перелома в истории Европы, – со времени перехода от малоподвижной средневековой Европы, от старого однообразного натурального хозяйства к новому денежному, к созданию условий для создания первоначального накопления. Этот переход происходит начиная с конца XIII века, когда европейские страны и их хозяйства вовлекаются в новые денежные сношения, С этого времени денежный оборот приводит к первым этапам накопления. Постепенно складывается и развивается важная новая социально-экономическая сила торговый капитал. Укрепившись и внедривши свои корни в хозяйственное тело Европы, торговый капитализм вызывает свою особую параллельно растущую идеологию. Так возникает и развивается меркантилизм, начавшийся в городах и торговых пунктах, затем, захватывая понемногу все хозяйственные буржуазные отношения. Меркантилизм – мировоззрение городских торгово-промышленных классов, т.е. мировоззрение классовое. Он – ранняя ступень классовой идеологии молодой городской буржуазии. С ее ростом меняется, приспосабливаясь, и эта идеология. Рост потребностей и интересов класса, изменяет и ее идеологию. Меркантилизм проходит через ряд стадий, а следовательно и теорий: биллонную, теорию торгового и теорию расчетного баланса. Свое последнее слово меркантилизм находит в кольбертизме, чтобы затем уступить место другому классу. Казалось, что в ту эпоху, жившая своим особым укладом деревня, еще как бы стоит особняком от общего хода жизни; но, затем, и в эту косную и консервативную среду проникает новый капитализм и новые денежные отношения. Сельское хозяйство и земледельческий строй также пронизываются денежными отношениями и интересами. Создается новое идеологическое течение – физиократизм. Это уже идеология сельской буржуазии. Французы ее идеологи. Физиократизм в духе времени, стремится возвыситься до общего теоретического понимания условий хозяйственной системы. Физиократы абстрактны; их идеология – первая теоретическая система, первый этап развития экономической науки. Конец того же XVIII-гo века, когда развивается и быстро сходит со сцены физиократизм, является временем второй громадной революции европейского хозяйства. Новая техника и ее успехи создают условия для крупного капиталистического производства. Оно втягивает громадные денежные средства и создает новые. Разростающийся промышленный капитализм, с его быстрым темпом развития, с его лихорадочною деятельностью, освобожденного от прежних феодальных и полицейских пут, частного предпринимательства и свободою конкуренции укрепляет и оформляет основные черты буржуазного капиталистического строя. Этот перелом и этот процесс находят себе идеологов в лице представителей знаменитой классической школы; создается евангелие нового гегемона – крупной капиталистической буржуазии. Вскормленная и сплоченная в классовую силу, после глубоко-прошедшей в хозяйственную жизнь индустриальной революции, эта новая сила вскоре вынуждена защищать свои только что завоеванные позиции, от растущего, в итоге того же процесса, антогонистичного буржуазии класса пролетариев. Идеология двух классов антогонистов складываются: буржуазия и пролетариат познали друг друга. Непримиримость их экономической сущности раз'ясняет Давид Рикардо, но вместе с его объяснением противоречие между трудом и капиталом развивается и наростает социалистическая мысль. Интеллигенция первоначально как всегда пытается занять среднюю примиряющую позицию. Ее половинчатость и нерешительность создают катедр – социализм с его различными вариантами. Появляются идеологи исторической и австрийской школы и их левые и правые уклоны. Катедр – социалистическое примирение распадается. Экономические антагонизмы обнажаются и заостряются; борьба идеологий буржуазии и пролетариата вновь выступают на общественную арену. Австрийская теория, как раньше, активно выступает против социализма из утопического ставшего уже научным. Рост трестификации и финансового капитала, этой новейшей формы капитализма, в связи с империализмом, крайне обостряет классовую борьбу и вновь вносит взаимное ожесточение и непримиримость. Об'единение капиталистов становится впервые массовым и очевидным после громадного венского кризиса 1873 года, после дней Парижской Коммуны и реальных итогов франко-прусской войны. Наступает новая третья эпоха развития европейского капитализма – развитие его высших форм, эпоха финансового капитала. Следующий этап охватывает сороколетие и завершается мировой войной 1914 г., которая резко кладет грань в общем ходе европейского экономического развития. Начавшись кризисом социализма, мировая война завершается обширным мировым кризисом и всеобщим движением в пользу социализации. Намечается эпоха переходного времени, хотя еще не достаточно определенно выявленная. Впереди застрельщиком идет Россия, где слабее всего было сопротивление буржуазии и где энергичнее всего сложился размах противодействия против условий старого. Россия раньше других стран переходит от мечтаний о социализме к его осуществлению. Коммунистическая партия Страны Советов делает первые шаги реального воплощения новых начал в социальной жизни. Отсюда ненависть старого буржуазного мира, сложность и трудность первых шагов революционной власти. Но рабоче-крестьянское правительство при каждом сопротивлении только становится смелее и настойчивее: оно отстаивает интересы и идеалы мирового пролетариата. Идеология борящегося пролетариата резко революционна и определенно решительна. Буржуазный мир, встревоженный, решительно защищает свои позиции. Возникает фашизм. Борьба идет оживленно и напряженно. Под ее шум и грохот пишется история человечества последних дней и, как всегда подлинная история человечества, пишется не чернилами, а кровью. Сообразно сказанному мы и распределяем свой материал на следующие отделы: I. Канун меркантилизма. (Зарождение денежного хозяйства и появление первых экономических учений). II. Меркантилизм. (Торговый капитал и его идеологи), как экономическая политика торгового капитала. III. Экономическая политика меркантилизма в главнейших европейских странах. Хозяйство Испании, как прямолинейное осуществление идей меркантилизма. – Кольбертизм. IV. Подготовка промышленного капитализма. Святловский Владимир Владимирович Отечественный историк, экономист, писатель. Родился в Петербурге. Образование получил в Красноуфимском реальном училище и в Мюнхенском университете; в 1897 г. защитил докторскую диссертацию о развитии древнерусской денежной системы. Много путешествовал по миру с целью сбора коллекции по первобытному хозяйству народов. Служил в статистическом отделении Министерства земледелия, работал заведующим особым статистическим делопроизводством при Министерстве финансов. Участник социал-демократического движения; с 1905 г. член Центрального бюро Петербургских профсоюзов, редактор его журнала «Профессиональный союз». В 1902–1924 гг. преподавал в Петербургском (Петроградском) университете (одним из первых читал курс истории социализма), Психоневрологическом институте, Военно-морской академии.
В. В. Святловский — автор многочисленных трудов по самым разным областям знания (экономика, история, социология, политология, литературоведение). В своих работах он исследовал аграрный и жилищный вопросы, проблемы профсоюзного движения, историю экономических учений. Им была сделана первая попытка систематического обзора истории русской экономической мысли. Известность получили его работы: «Государственное страхование рабочих в Германии» (1895), «Луйо Брентано, его воззрения и школа» (1896), «Примитивные деньги и эволюция древнерусских денежных систем» (1900), «К истории политической экономии и статистики в России» (1906), «История экономических идей в связи с историей экономического быта» (1923), «История экономических идей в России» (т. 1; 1923) и другие. Кроме того, он стал автором первых значительных работ, посвященных литературной утопии — монографии «Русский утопический роман» (1922) и систематизированного библиографического указателя «Каталог утопий» (1923). |