URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Святловский В.В. История экономических идей в связи с историей экономического быта Обложка Святловский В.В. История экономических идей в связи с историей экономического быта
Id: 224690
997 р.

История экономических идей в связи с историей экономического быта Изд. стереотип.

URSS. 2017. 398 с. ISBN 978-5-396-00785-7.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного отечественного историка и экономиста В.В.Святловского (1869–1927), посвященная истории экономических идей, связанных с хозяйственным бытом и социальным укладом того времени, в котором они возникли и развивались. С этой точки зрения автор рассматривает зарождение денежного хозяйства, историю индустриальной революции, торговый, промышленный и финансовый капитал и связанные с ними... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
I. Накануне меркантилизма
 Зарождение денежного хозяйства и возникновение экономических учений
II. Меркантилизм
 1. Торговый капитал и его идеология
 2. Экономическая политика меркантилизм
 3. Хозяйство Испании как образчик осуществления идей меркантилизма
 4. Кольбертизм
 5. От средневекового рынка до национальной торговли
III. Сельская буржуазия и ее идеология – физиократизм
 Физиократы
IV. Рост промышленного производства и индустриальная революция
 1. Мануфактура
 2. Происхождение и развитие мануфактуры
 3. Происхождение мануфактуры из кустарного производства
 4. Положение рабочих в конце XVIII и начале XIX столетия
 1. Удлинение рабочего дня и постепенное сокращение заработной платы
 2. Вовлечение в производство женского и детского труда
 3. Начало сопротивления рабочих введению машин
 4. Общее ухудшение условий труда
 5. Зарождение фабричн. законодательства
 6. Конструирование пролетар. как класса
V. Идеология промышленного капитализма – школа Адама Смита
 1. Развитие новых экономических условий
 2. Классическая школа
 1. Общий обзор
 2. Адам Смит
 3. Роберт Мальтус
 4. Давид Рикардо
 5. Остальные последователи классич. школы
 6. Начало оппозиции классицизму
VI. Немецкая промышленная буржуазия и ее идеология – историческая школа
 1. Возникновение историзма
 2. Главнейшие течения историзма
 3. Старо-историческая школа
 4. Ново-историческая школа
 5. Луи Брентано
 6. Общая оценка исторической школы
VII. Финансовый капитал и его идеология "австрийская" школа
VIII. Идеология пролетариата – марксизм и коммунизм
 1. Утопический социализм конца XVIII и начала XIX века
 1. Английский утопический социализм
 2. Воззрения Рикардо и рикардианские социалисты
 3. Французский утопический социализм
 4. Немецкий утопический социализм
 2. Научный социализм
 1. Карл Маркс
 2. Научно-литературная деятельность Карла Маркса
 3. Основные идеи марксизма
Заключение

Введение
top

Экономические идеи являются продуктом среды, в которой они возникают. Мысль, идея, оформенное словом сознание, идеология, – представляет результат того быта и того социального уклада, где она создается и развивается. Такое понимание – важное завоевание современной науки; основное положение марксизма и материалистического понимания истории гласит, что бытие определяет сознание, его направляет и формулирует. Так было, так есть и так будет. Связь между бытием и сознанием, между бытом и идеологиею можно проследить по всей социальной истории человечества. Действительно, вся история мысли, не говоря уже о наиболее очевидной, – истории экономической идеологии, представляет собою типичное производное хозяйственного быта своего времени. Излагаемое нами далее служит фактическим подтверждением сказанному. Таким образом, излагая единый процесс, мы тем самым, в дальнейшем, прослеживаем две истории развития: историю европейского хозяйства и историю экономических воззрений. Они развиваются единовременно и функционально, составляя две стороны единства. Процесс становится особенно образным и ярким со времени первого важного исторического перелома в истории Европы, – со времени перехода от малоподвижной средневековой Европы, от старого однообразного натурального хозяйства к новому денежному, к созданию условий для создания первоначального накопления.

Этот переход происходит начиная с конца XIII века, когда европейские страны и их хозяйства вовлекаются в новые денежные сношения, С этого времени денежный оборот приводит к первым этапам накопления. Постепенно складывается и развивается важная новая социально-экономическая сила торговый капитал. Укрепившись и внедривши свои корни в хозяйственное тело Европы, торговый капитализм вызывает свою особую параллельно растущую идеологию. Так возникает и развивается меркантилизм, начавшийся в городах и торговых пунктах, затем, захватывая понемногу все хозяйственные буржуазные отношения. Меркантилизм – мировоззрение городских торгово-промышленных классов, т.е. мировоззрение классовое. Он – ранняя ступень классовой идеологии молодой городской буржуазии. С ее ростом меняется, приспосабливаясь, и эта идеология. Рост потребностей и интересов класса, изменяет и ее идеологию. Меркантилизм проходит через ряд стадий, а следовательно и теорий: биллонную, теорию торгового и теорию расчетного баланса. Свое последнее слово меркантилизм находит в кольбертизме, чтобы затем уступить место другому классу. Казалось, что в ту эпоху, жившая своим особым укладом деревня, еще как бы стоит особняком от общего хода жизни; но, затем, и в эту косную и консервативную среду проникает новый капитализм и новые денежные отношения. Сельское хозяйство и земледельческий строй также пронизываются денежными отношениями и интересами. Создается новое идеологическое течение – физиократизм. Это уже идеология сельской буржуазии. Французы ее идеологи. Физиократизм в духе времени, стремится возвыситься до общего теоретического понимания условий хозяйственной системы. Физиократы абстрактны; их идеология – первая теоретическая система, первый этап развития экономической науки. Конец того же XVIII-гo века, когда развивается и быстро сходит со сцены физиократизм, является временем второй громадной революции европейского хозяйства. Новая техника и ее успехи создают условия для крупного капиталистического производства. Оно втягивает громадные денежные средства и создает новые. Разростающийся промышленный капитализм, с его быстрым темпом развития, с его лихорадочною деятельностью, освобожденного от прежних феодальных и полицейских пут, частного предпринимательства и свободою конкуренции укрепляет и оформляет основные черты буржуазного капиталистического строя. Этот перелом и этот процесс находят себе идеологов в лице представителей знаменитой классической школы; создается евангелие нового гегемона – крупной капиталистической буржуазии.

Вскормленная и сплоченная в классовую силу, после глубоко-прошедшей в хозяйственную жизнь индустриальной революции, эта новая сила вскоре вынуждена защищать свои только что завоеванные позиции, от растущего, в итоге того же процесса, антогонистичного буржуазии класса пролетариев. Идеология двух классов антогонистов складываются: буржуазия и пролетариат познали друг друга. Непримиримость их экономической сущности раз'ясняет Давид Рикардо, но вместе с его объяснением противоречие между трудом и капиталом развивается и наростает социалистическая мысль. Интеллигенция первоначально как всегда пытается занять среднюю примиряющую позицию. Ее половинчатость и нерешительность создают катедр – социализм с его различными вариантами. Появляются идеологи исторической и австрийской школы и их левые и правые уклоны. Катедр – социалистическое примирение распадается. Экономические антагонизмы обнажаются и заостряются; борьба идеологий буржуазии и пролетариата вновь выступают на общественную арену. Австрийская теория, как раньше, активно выступает против социализма из утопического ставшего уже научным.

Рост трестификации и финансового капитала, этой новейшей формы капитализма, в связи с империализмом, крайне обостряет классовую борьбу и вновь вносит взаимное ожесточение и непримиримость. Об'единение капиталистов становится впервые массовым и очевидным после громадного венского кризиса 1873 года, после дней Парижской Коммуны и реальных итогов франко-прусской войны. Наступает новая третья эпоха развития европейского капитализма – развитие его высших форм, эпоха финансового капитала.

Следующий этап охватывает сороколетие и завершается мировой войной 1914 г., которая резко кладет грань в общем ходе европейского экономического развития. Начавшись кризисом социализма, мировая война завершается обширным мировым кризисом и всеобщим движением в пользу социализации. Намечается эпоха переходного времени, хотя еще не достаточно определенно выявленная. Впереди застрельщиком идет Россия, где слабее всего было сопротивление буржуазии и где энергичнее всего сложился размах противодействия против условий старого.

Россия раньше других стран переходит от мечтаний о социализме к его осуществлению. Коммунистическая партия Страны Советов делает первые шаги реального воплощения новых начал в социальной жизни. Отсюда ненависть старого буржуазного мира, сложность и трудность первых шагов революционной власти. Но рабоче-крестьянское правительство при каждом сопротивлении только становится смелее и настойчивее: оно отстаивает интересы и идеалы мирового пролетариата.

Идеология борящегося пролетариата резко революционна и определенно решительна. Буржуазный мир, встревоженный, решительно защищает свои позиции. Возникает фашизм. Борьба идет оживленно и напряженно. Под ее шум и грохот пишется история человечества последних дней и, как всегда подлинная история человечества, пишется не чернилами, а кровью.

Сообразно сказанному мы и распределяем свой материал на следующие отделы:

I. Канун меркантилизма. (Зарождение денежного хозяйства и появление первых экономических учений).

II. Меркантилизм. (Торговый капитал и его идеологи), как экономическая политика торгового капитала.

III. Экономическая политика меркантилизма в главнейших европейских странах. Хозяйство Испании, как прямолинейное осуществление идей меркантилизма. – Кольбертизм.

IV. Подготовка промышленного капитализма.
I. От средневекового городского рынка до национальной торговли.
II. Вхождение на мировой рынок сельской буржуазии.
III. Физиократизм, как классовая теория и первый этап теоретических построений.
IV. Индустриальная революция.
V. Осознавший себя промышленный капитализм. – Классическая школа в политической экономии.
VI. Осознавший себя промышленный пролетариат. – Научный социализм.
VII. Дальнейшее развитие капитализма – историческая и австрийская школа.


Об авторе
top
photoСвятловский Владимир Владимирович
Отечественный историк, экономист, писатель. Родился в Петербурге. Образование получил в Красноуфимском реальном училище и в Мюнхенском университете; в 1897 г. защитил докторскую диссертацию о развитии древнерусской денежной системы. Много путешествовал по миру с целью сбора коллекции по первобытному хозяйству народов. Служил в статистическом отделении Министерства земледелия, работал заведующим особым статистическим делопроизводством при Министерстве финансов. Участник социал-демократического движения; с 1905 г. член Центрального бюро Петербургских профсоюзов, редактор его журнала «Профессиональный союз». В 1902–1924 гг. преподавал в Петербургском (Петроградском) университете (одним из первых читал курс истории социализма), Психоневрологическом институте, Военно-морской академии.

В. В. Святловский — автор многочисленных трудов по самым разным областям знания (экономика, история, социология, политология, литературоведение). В своих работах он исследовал аграрный и жилищный вопросы, проблемы профсоюзного движения, историю экономических учений. Им была сделана первая попытка систематического обзора истории русской экономической мысли. Известность получили его работы: «Государственное страхование рабочих в Германии» (1895), «Луйо Брентано, его воззрения и школа» (1896), «Примитивные деньги и эволюция древнерусских денежных систем» (1900), «К истории политической экономии и статистики в России» (1906), «История экономических идей в связи с историей экономического быта» (1923), «История экономических идей в России» (т. 1; 1923) и другие. Кроме того, он стал автором первых значительных работ, посвященных литературной утопии — монографии «Русский утопический роман» (1922) и систематизированного библиографического указателя «Каталог утопий» (1923).