Введение |
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Критика натуралистического понимания природы |
| 1.1. | Два взгляда на существование и познание природы |
| 1.2. | Магическое истолкование событий человеком Древнего мира исключало представление о природе |
| 1.3. | Может ли существовать природа без человека? |
| 1.4. | Первая природа и техноприрода |
ГЛАВА ВТОРАЯ. Становление в античной философии понятия природы |
| 2.1. | Практическая деятельность и ошибки как предпосылка формирования понятия природы |
| 2.2. | Построение понятия природы в работах Платона и Аристотеля |
| 2.3. | Варианты античного понятия природы |
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Переосмысление понятия природы в средневековой культуре |
| 3.1. | Методологический и культурологический контекст |
| 3.2. | Замысел и начало реализации математического описания природы |
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Подступы к новоевропейскому научному пониманию природы |
| 4.1. | Культурологический контекст |
| 4.2. | Новые идеи (Николай Кузанский) |
ГЛАВА ПЯТАЯ. Галилей и Гюйгенс реализуют замысел Аристотеля, Р. Бэкона и "естественных магов" Возрождения |
| 5.1. | Наука о движении Галилео Галилея |
| 5.2. | Первый образец инженерной деятельности |
ГЛАВА ШЕСТАЯ. Становление новоевропейского понятия и истолкования природы |
| 6.1. | Проект овладения природой Фрэнсиса Бэкон |
| 6.2. | Замысел и первые этапы реализации проекта модерна |
| | 6.2.1. | Что было первичным: "проект овладения природой" или "проект овладения человеком"? |
| | 6.2.2. | Изучение природы как условие существования новоевропейского человека предполагало создание институтов науки и промышленности |
| | 6.2.3. | Проект овладения природой открывал дорогу социальным реформам и преобразованиям |
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. К чему привело совместное бытие естественнонаучного и мировоззренческого понимания природы |
| 7.1. | Негативные последствия научно-технического прогресса |
| 7.2. | Поиски путей разрешения кризиса техногенной цивилизации |
| 7.3. | Кризис и границы концепции естествознания |
| 7.4. | Постнеклассическая наука. Проблема предельной онтологии |
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. Некоторые конструкции понятия природы за пределами естествознания |
| 8.1. | Истолкование природы в работах И. Канта |
| 8.2. | Природа в духовном учении Эммануэля Сведенборга |
| 8.3. | Природа в теории ноосферы В. И. Вернадского |
| 8.4. | Социальная природа как пример второй природы |
Розин Вадим Маркович Российский философ, методолог и культуролог. Родился в Москве в 1937 г. Доктор философских наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук. Работает в Институте философии РАН. Член редколлегии журналов «Мир психологии» и «Философские науки», член редакционного совета журналов «Идеи и идеалы» и «Психология ВШЭ», главный редактор журнала «Культура и искусство».
Один из первых учеников Г. П. Щедровицкого и активный участник Московского методологического кружка, а сейчас — методологического движения. Начиная с середины 1970-х гг. развивает свое направление методологии, основанное на идеях и принципах гуманитарного подхода, семиотики и культурологии.
Путь В. М. Розина в философию был не совсем обычным. Философское образование он получил в процессе самообразования и участия в семинарах Московского методологического кружка. Для большинства его работ характерны высокая методологическая культура, глубокое знание материала, изощренность в теоретических построениях. При всем том пишет он предельно ясно и понятно. В. М. Розиным опубликовано более 650 научных работ, в том числе боле 100 книг и учебников.