URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Даркевич В.П. Художественный металл Востока VIII--XIII вв.: Произведения восточной торевтики на территории европейской части СССР и Зауралья Обложка Даркевич В.П. Художественный металл Востока VIII--XIII вв.: Произведения восточной торевтики на территории европейской части СССР и Зауралья
Id: 224402
873 р.

Художественный металл Востока VIII--XIII вв.
: Произведения восточной торевтики на территории европейской части СССР и Зауралья. Изд. 3

URSS. 2017. 184 с. ISBN 978-5-9710-4302-7.
Белая офсетная бумага

Аннотация

В книге исследованы изделия из серебра и бронзы, выполненные в средневековых мастерских Востока и найденные на европейской территории СССР. Произведения художественного ремесла рассмотрены в связи с общим процессом развития средневекового искусства Востока, а также как важный исторический источник, характеризующий экономические, политические и культурные связи восточных славян, волжских булгар и угро-финских племен со странами Азии.... (Подробнее)


Оглавление
top
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
 АНАЛИЗ ВЕЩЕВОГО МАТЕРИАЛА
ГЛАВА ВТОРАЯ
 КЛАССИФИКАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
 ВРЕМЯ, ПУТИ И ПРИЧИНЫ ПОСТУПЛЕНИЯ ВОСТОЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИМПОРТА
ПРИЛОЖЕНИЕ
 О НЕКОТОРЫХ ГРУППАХ ЕВРОПЕЙСКОЙ ТОРЕВТИКИ IX–X вв. (К ВОПРОСУ О ВОСТОЧНЫХ ВЛИЯНИЯХ В ИСКУССТВЕ ЕВРОПЫ)
ЛИТЕРАТУРА
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Введение
top

Поэтому-то науки развиваются беспредельно,
так как последний находит то, чего не находил первый,
и так до неограниченной цели, до неустановленного предела.
АЛ-МАСУДИ

Иногда это может огорчить, но все же радостно думать,
что возможности изучения прошлого – не только для нас,
но и для последующих поколений – столь же безграничны,
как и возможности ученых, работающих в области естественных наук.
Р. ФРАЙ. Наследие Ирана

С образованием Арабского халифата народы Восточной Европы вошли в тесный контакт с мусульманским миром: Средней Азией, Ираном, Ираком, Восточным Средиземноморьем. Объединяя самые отдаленные области халифата, арабская торговля IX–XIII вв. выходила далеко за его пределы. Она вовлекала в орбиту своего влияния охотничьи племена северо-востока Европы, восточных и западных славян, население Скандинавии. Предприимчивые мусульманские купцы, информацию которых использовали арабо-персидские географы, подчас добирались до побережья Балтики, достигали Праги и Венгерской равнины, хотя отлично знали, что путь сквозь "страну славян" нелегок, – он вел "по степям, по землям бездорожным, через ручьи и дремучие леса" (Ибн Русте). Опасности дальних дорог не останавливали и торговцев русов, которые привозили товары на верблюдах в Багдад. Здесь они встречали славянских переводчиков и славян, служивших в гвардии халифа. Низами в поэме "Искандер -наме" среди добычи, захваченной Александром Македонским у русов, упоминает одеяния из льна, бесчисленные шкуры бобров, черных соболей и горностаев, "шкурки белок, отличавшиеся своим прекрасным отливом, и меха лисиц, имевшие оттенок рубина", – т.е. типичные товары, сбываемые русами на Восток. В свою очередь русский летописец точно описывает волжский путь, которым эти товары поступали: "Из этого же леса (Оковского) течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так и из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы и дальше на восток пройти в удел Сима..." (т.е. в восточные страны от Бактрии и Индии до Сирии и Аравии). Через обширные территории восточнославянского мира проходили сухопутные и водные пути, соединявшие Европу с отдаленными странами Азии.

С конца XVIII в. проблема связей Восточной Европы с Востоком неизменно привлекала внимание русских ориенталистов (от X. М. Френа и А. Я. Гаркави до А. Ю. Якубовского, Б. Н. Заходера и А. П. Новосельцева) и видных зарубежных востоковедов (В. Ф. Минорский, Т. Левицкий). К ней неоднократно обращались и историки Древней Руси (А. Л. Монгайт, Б. А. Рыбаков). Интенсивность 200-летних исследований привела к тому, что письменные источники практически оказались исчерпанными, а перспективы их пополнения невелики. Поэтому особое значение приобретают археология и нумизматика, которые непрерывно пополняются новыми фактами. Если изучение обращения куфических монет в Восточной Европе имеет в русской науке давнюю традицию и усиленно продолжается (труды П. С. Савельева, А. К. Маркова, Р. Р. Фасмера, А. А. Быкова, В. Л. Янина, С. А. Яниной, В. В. Кропоткина), то этого нельзя сказать об археологических материалах. Правда, за последние годы появились статьи и публикации, посвященные таким категориям восточного импорта на Руси, как поливная и стеклянная посуда (Н. Н. Бусятская, Ф. Д. Гуревич, Т. И. Макарова, М. Д. Полубояринова, Ю. Л. Щапова), шелковые ткани (М. В. Фехнер), бусы (3. А. Львова, М. В. Фехнер). Каждая из таких работ оперирует ограниченной группой вещей, что определяет некоторую источниковедческую узость. Синтеза источников в едином историческом исследовании пока не существует.

В IX–X вв. основное место в восточноевропейской торговле с Азией занимало серебро. "Серебро легче перевозить, чем те необходимые предметы, которые на него можно купить". Его ввозили не только в виде монет, но и вещей. Импорт произведений торевтики наряду с тканями занимал доминирующее положение. Серебряные сосуды, привозимые торговыми караванами, охотно принимали в обмен благодаря их материальной и художественной ценности. Наряду с современными вещами купцы привозили и старые, вышедшие из употребления, например сасанидские. С XVIII в. количество памятников восточной торевтики, обнаруженных на Урале и в прилегающих областях, непрерывно возрастает.

Материалом для данной книги послужили найденные в Восточной Европе произведения художественного ремесла Ближнего и Среднего Востока (VIII–XIII вв.): изделия из серебра и реже – из бронзы. Преобладают вещи из обихода светской знати, выполненные в различной технике (литье, чеканка, тиснение, гравировка, инкрустация, золочение, чернь). Это пиршественная утварь (блюда и блюдца, чаши, кружки, кувшины, ведерки, подносы, бутыли), светильники, серебряные украшения (поясные накладки, медальоны). К менее дорогим бронзовым предметам относятся ступки, курильницы и др.

Произведения прикладного искусства Ирана и сопредельных стран обладают не только самостоятельной познавательной ценностью, что убедительно продемонстрировано в работах И. А. Орбели, К. В. Тревер, Р. Гиршмана, К.Эрдманна, С. П. Толстова, Г. А. Пугаченковой, Л. И. Ремпеля, В. Г. Луконина, Б. И. Маршака и других. Они являются ценным историческим источником при исследовании экономических и культурных связей народов Восточной Европы со странами Азии. Их привлекали советские археологи при изучении древних финно-угорских племен Урала (А. В, Шмидт, О. Н. Бадер, А. П. Смирнов, В. Н. Чернецов, В. Ю. Лещенко), так как основная часть вещей происходит из уральских кладов. Однако тема выходит далеко за рамки проблемы торговых связей с Уралом. Вместе с потоком куфических монет предметы импорта распространялись по всей Восточной Европе – от границ Скандинавии на севере до крымских портов на юге. Если проблемы восточного серебра на Урале нашли достаточно полное отражение в работе В. Ю. Лещенко, то для Древней Руси подобная сводка отсутствует. Одна из задач книги – восполнить этот пробел. В совокупности с другими видами источников художественный металл дополняет и уточняет картину связей Руси с государствами Азии.

Структура книги определена индуктивным методом исследования: от частного к общему, от отдельных фактов и наблюдений – к историческому осмыслению художественных направлений. Глава I содержит анализ единичных вещей со стороны их формы и содержания. Так как между отдельными областями культуры не было жестких и неподвижных границ, конкретный памятник можно понять только во взаимосвязи со смежными областями. Наиболее перспективный путь – не узкоспециальное вещеведение, а работа на стыках отдельных наук. Исследование вещественных памятников должно активно вводить их в круг широких историко-культурных проблем.

Отсюда частое обращение к литературе, эпосу, мифологии, истории религии, этнографии и т.д. Специфика материала диктует и свои особые приемы исследования (см. начало главы I). Нередко даже те детали, которые вначале казались несущественными и случайными, при углубленном анализе служат ключом к пониманию. Глава II носит синтетический характер: отдельные вещи вписаны в более широкие ареалы. По связям между ними выявлены территориально -хронологические группы художественного металла. На примере последних можно проследить процесс развития искусства Ближнего и Среднего Востока с VIII по XIII в. Всесторонний анализ художественного импорта позволяет перейти к следующей ступени – ступени исторического построения (глава III). Предметы импорта выступают как источник, характеризующий экономические, политические и культурные связи Восточной Европы с государствами Азии. Они важны и для выяснения историко -экономической обстановки внутри областей и стран – участников обмена. Наконец, их изучение помогает определить вклад Востока в искусство ряда европейских народов IX–X вв. (Приложение 1) и роль "восточного серебра" в культовых представлениях аборигенного населения Урала (Приложение 2).

Хронологические рамки работы охватывают определенную культурно-историческую эпоху. VIIIIX века в истории Ирана и Средней Азии – переходный период, насыщенный борьбой нового со старым. В социально-экономическом аспекте он ознаменован переходом от культуры раннефеодальных городов и замков к культуре феодальных торгово-ремесленных городов, в идеологическом – введением мусульманской религии, наложившей отпечаток на всю духовную жизнь эпохи. С VIII в. начинается постепенное отмирание доисламских сюжетов и внедрение новых принципов художественного творчества. На рубеже VIII–IX вв. устанавливаются связи Восточной Европы со странами ислама. Верхняя хронологическая граница определяется монгольским нашествием, которое привело к резким изменениям в экономической и культурной жизни завоеванных народов.

Географические рамки продиктованы самим местонахождением привозных вещей. Большинство из них обнаружено на территории европейской части СССР, включая Приуралье и собственно Урал. Для полноты картины в книгу введены сосуды, найденные в Зауралье и Нижнем Приобье.

В работу вошли вещи из собраний Эрмитажа (их подавляющее большинство), Государственного исторического музея, Киевского исторического музея, Киевского музея западного и восточного искусства, Горьковского историко-археологического музея, Пермского, Чердынского и Херсонесского музеев. Привлечены публикации и описания вещей, рассеянные в десятках изданий, и архивные материалы ЛОИА, в частности архив Я. И. Смирнова, где имеются описания сосудов, попавших в зарубежные собрания или утраченных. Использованы негативные фонды ЛОИА и Отдела Востока Эрмитажа.

Автор пользуется случаем, чтобы принести благодарность сотрудникам Отдела Востока Эрмитажа, в особенности Б. И. Маршаку, за помощь в работе и полезные консультации, а также профессору Московского государственного университета Г. А. Федорову -Давыдову, заново прочитавшему куфические надписи на сосудах.


Об авторе
top
photoДаркевич Владислав Петрович
Известный специалист по истории средневековой культуры. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН. Родился в Витебске. В 1958 г. окончил исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова и с того же года начал работать в Институте археологии. В 1964 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1970–1980 гг. руководил Старорязанской экспедицией Института археологии. В 1978 г. В. П. Даркевичу была присуждена ученая степень доктора исторических наук за книги «Светское искусство Византии» (М., 1975) и «Художественный металл Востока» (М., 1976). Участник и руководитель ряда археологических экспедиций, автор около 200 научных трудов.

Основные научные интересы В. П. Даркевича: история и культура Руси IX–XIII вв., народная культура Cредневековья, связи средневековой Руси с Западной Европой, Византией и арабским миром. Его творчество отличается широтой кругозора, умением использовать междисциплинарный (с привлечением этнологии, истории искусств, литературоведения, лингвистики и др.) и цивилизационный (повышенное внимание к человеческой духовности, сопоставление цивилизаций католического Запада, Византии, Древней Руси, мусульманского Востока) подходы. При этом он не только обладает способностью проникновения во все глубины замыслов средневековых мастеров, но и может рассказывать о древнем искусстве живым и образным языком писателя, то есть в какой-то мере и формой изложения приблизиться к самому искусству.