URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Башинджагян Н.З. Театр Леона Шиллера. Режиссер и его время Обложка Башинджагян Н.З. Театр Леона Шиллера. Режиссер и его время
Id: 22420
808 р.

Театр Леона Шиллера.
Режиссер и его время

2005. 320 с.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Первая российская книга о выдающемся польском театральном режиссере Леоне Шиллере (1887–1954) открывает многие совершенно новые для читателя, неизвестные страницы его творчества. Прослеживая все этапы богатой событиями биографии Шиллера --- человека и художника, книга хронологически охватывает полстолетия: всю первую половину ХХ века. Автор впервые вводит в научный и критический оборот подробные описания и анализ лучших спектаклей... (Подробнее)


Оглавление
top
Страницы вступления
1Путь к театру. Ранние годы: Краков и его театральные традиции
2На скрещении дорог: Выспянский – Крэг – Шиллер. "Два театра"
3Режиссер поднимается на сцену. Спектакли 1919–1923 годов. Наивный и старинный театр
4Театр имени Богуславского. Три неожиданности для Варшавы: "Зимняя сказка", "Князь Потемкин", "Роза". Этическая утопия Леона Шиллера
5"Театр мой вижу Огромный..." "Не-Божественная комедия". "Дзяды"
6"Трехгрошовые" горести и радости бедных людей
 Эпизод первый. От романтических спектаклей к новому реализму
 Эпизод второй, особый. Достоевский
Вместо эпилога
Список театральных постановок Леона Шиллера
Иллюстрации

Страницы вступления
top

Леон Шиллер (1887–1954) крупнейшая творческая фигура в польском театральном искусстве первой половины XX века. Его жизнь и творчество, сама его незаурядная личность стали своего рода символом многосторонней и самоотверженной деятельности, полностью отданной строительству театра нового времени.

Не много можно назвать в мировом театральном искусстве художников, чья человеческая и творческая жизнь отразила бы в себе целые главы истории своего народа, этапы быстротекущего времени. Леон Шиллер принадлежит к их числу.

Однако наш читатель знает об этом выдающемся постановщике не так уж много. Поэтому задача первой российской книги, посвященной этому польскому режиссеру и адресованной сегодняшнему читателю, – посильное воссоздание его творческого пути в наиболее ярких, "ключевых" моментах.

Жизнь Шиллера вобрала в себя большую эпоху, отразив почти полстолетия едва ли не самого конфликтного, полного острых противоречий периода в истории Польши и в истории ее художественной культуры. Деятельность Шиллера развивалась в тесной связи с некоторыми общественными, эстетическими, театральными идеями его времени. Вбирая в себя отзвуки жизни, она отражало нравственное состояние польского общества и, в свою очередь, влияло на него.

Как постановщик Шиллер имел горячих сторонников, верных союзников и заядлых врагов. Но все они не могли не признать несомненный новаторский характер его работы на польской сцене.

Многое из того, что в наше время завоевало мировое признание в качестве достижений польского театра, сделано было на польской сцене впервые именно Шиллером.

Приняв на заре XX века идейно-художественное завещание от великого польского поэта и драматурга Станислава Выспянского, Леон Шиллер претворил оригинальную идею Огромного Театра, принадлежавшую Мицкевичу и развитую Выспянским.

Он многое сделал для воплощения этой идеи на сцене 1920–1940Нх годов, развернув в многолетнюю программу формирования национального польского театра – театра высоких идей и крупных форм, Монументального театра, как он его называл, – поэтического и политического театра жизни народа.

Творчество Шиллера развивалось под воздействием трех импульсов: старинной польской зрелищной традиции, романтических идей и исканий театрального авангарда 1920–1930Нх годов. Однако на этом пути Шиллера ждали не только впечатляющие сценические завоевания, но и наиболее конфликтные столкновения с предрассудками и консервативными взглядами его времени.

Не сразу завоевала свои права и полная правда об этом художнике сцены: было время, когда преобладал односторонний взгляд на Шиллера как на "красного" режиссера, связанного преимущественно с левацкими течениями. Такая трактовка безусловно сужала объективный взгляд на поистине огромный диапазон его творческих возможностей и достижений.

Замыслом автора книги было показать как сложности и противоречивость, так и разносторонность художественной натуры Шиллера-режиссера.

Театр Леона Шиллера как идейно-эстетическое явление сложился еще в период межвоенного двадцатилетия, в 1920–1930Не годы, и тогда же наиболее ярко выразил себя. К тому же двадцатилетию относятся все важнейшие спектакли Шиллера-режиссера, имевшие принципиальное значение.

Послевоенные годы добавляли к этим достижениям черты умудренной зрелости в познании человека – как в горьковском "На дне", или стоического опыта расставания с жизненными иллюзиями – как в шекспировской "Буре".

И все же Шиллер оптимистически соединил собою две эпохи в истории польского театра – довоенную и послевоенную. Его творческий деятельный темперамент, его авторитет оказали существенное влияние на становление современной польской театральной культуры.