Леон Шиллер (1887–1954) крупнейшая творческая фигура в польском театральном искусстве первой половины XX века. Его жизнь и творчество, сама его незаурядная личность стали своего рода символом многосторонней и самоотверженной деятельности, полностью отданной строительству театра нового времени. Не много можно назвать в мировом театральном искусстве художников, чья человеческая и творческая жизнь отразила бы в себе целые главы истории своего народа, этапы быстротекущего времени. Леон Шиллер принадлежит к их числу. Однако наш читатель знает об этом выдающемся постановщике не так уж много. Поэтому задача первой российской книги, посвященной этому польскому режиссеру и адресованной сегодняшнему читателю, – посильное воссоздание его творческого пути в наиболее ярких, "ключевых" моментах. Жизнь Шиллера вобрала в себя большую эпоху, отразив почти полстолетия едва ли не самого конфликтного, полного острых противоречий периода в истории Польши и в истории ее художественной культуры. Деятельность Шиллера развивалась в тесной связи с некоторыми общественными, эстетическими, театральными идеями его времени. Вбирая в себя отзвуки жизни, она отражало нравственное состояние польского общества и, в свою очередь, влияло на него. Как постановщик Шиллер имел горячих сторонников, верных союзников и заядлых врагов. Но все они не могли не признать несомненный новаторский характер его работы на польской сцене. Многое из того, что в наше время завоевало мировое признание в качестве достижений польского театра, сделано было на польской сцене впервые именно Шиллером. Приняв на заре XX века идейно-художественное завещание от великого польского поэта и драматурга Станислава Выспянского, Леон Шиллер претворил оригинальную идею Огромного Театра, принадлежавшую Мицкевичу и развитую Выспянским. Он многое сделал для воплощения этой идеи на сцене 1920–1940Нх годов, развернув в многолетнюю программу формирования национального польского театра – театра высоких идей и крупных форм, Монументального театра, как он его называл, – поэтического и политического театра жизни народа. Творчество Шиллера развивалось под воздействием трех импульсов: старинной польской зрелищной традиции, романтических идей и исканий театрального авангарда 1920–1930Нх годов. Однако на этом пути Шиллера ждали не только впечатляющие сценические завоевания, но и наиболее конфликтные столкновения с предрассудками и консервативными взглядами его времени. Не сразу завоевала свои права и полная правда об этом художнике сцены: было время, когда преобладал односторонний взгляд на Шиллера как на "красного" режиссера, связанного преимущественно с левацкими течениями. Такая трактовка безусловно сужала объективный взгляд на поистине огромный диапазон его творческих возможностей и достижений. Замыслом автора книги было показать как сложности и противоречивость, так и разносторонность художественной натуры Шиллера-режиссера. Театр Леона Шиллера как идейно-эстетическое явление сложился еще в период межвоенного двадцатилетия, в 1920–1930Не годы, и тогда же наиболее ярко выразил себя. К тому же двадцатилетию относятся все важнейшие спектакли Шиллера-режиссера, имевшие принципиальное значение. Послевоенные годы добавляли к этим достижениям черты умудренной зрелости в познании человека – как в горьковском "На дне", или стоического опыта расставания с жизненными иллюзиями – как в шекспировской "Буре". И все же Шиллер оптимистически соединил собою две эпохи в истории польского театра – довоенную и послевоенную. Его творческий деятельный темперамент, его авторитет оказали существенное влияние на становление современной польской театральной культуры. |