Цирк – это традиционное классическое искусство, утверждающее общечеловеческие моральные, физические и духовные ценности. Этот вид творчества основывается на виртуозном владении мастерством, заключающем в себе "игру в смертельный риск", "игру в опасность". Преодолевая национальные и языковые барьеры, цирк играет важную роль в сближении культур разных народов. Цирковые артисты из Поднебесной издавна гастролировали в России и публика всегда с большим интересом воспринимала номера экзотических виртуозов с Востока. Однако историки российского цирка мало уделяли внимания китайским мастерам, акцентируя свои исследования, как правило, на достижениях русских и европейских умельцев. Становление и развитие циркового искусства в России и в Китае рассматривалось раздельно. В данной работе предлагается иная точка зрения на эти процессы. Автор считает, что становление цирка на Руси и в Поднебесной проходило во взаимодействии. Цирковое искусство, как своеобразный вид творчества, окончательно сформировалось в I тыс. н. э. Особо подчеркнем, что сегодня цирк, являясь объектом культурного нематериального наследия, требует глубокого и всестороннего исследования. Поэтому чрезвычайно важно понять, разгадать, зафиксировать тысячелетнюю историю древнейшего искусства популярного и любимого как в Китае, так и в России. Существенно, что взаимодействие русских и китайских специалистов (как в прошлом, так и в настоящем) приносило и приносит несомненную практическую пользу, способствуя дальнейшему развитию мирового цирка. "Любое явление – "Это", но оно же и "То". Ты для себя – "Я", для других – "Он". Нельзя видеть свое "Не-Я", но можно понять, познав "Я"". Поэтому говорят: ""Это" порождает "То", "Не-Я" возникает из "Я". "Я" – "Не-я" неразделимы". Так говорил древний китайский философ Чжуан Цзы. Макаров Сергей Михайлович Доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, президент Академии циркового искусства, советник Китайского национального цирка. С 1986 г. — ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, занимается исследованием семантики циркового и сценических искусств. С. М. Макаров пришел в науку, пройдя путь от циркового клоуна-иллюзиониста и режиссера до исследователя искусства. Является автором ряда работ, в числе которых монографии: «Шаманы, масоны, цирк: Сакральные истоки циркового искусства» (URSS), «Китайская премудрость русского цирка: Взаимовлияние китайского и русского цирка» (URSS), «Искусство клоунады в СССР» (URSS), «Театрализация цирка» (URSS), «От старинных развлечений к зрелищным искусствам: В дебрях позорищ, потех и развлечений» (URSS). Под его редакцией вышел сборник «Театр, эстрада, цирк» (URSS), посвященный научной деятельности основоположника эстрадоведения и цирковедения Ю. А. Дмитриева.
|