Значение социальной философии Маркса и ЭнгельсаНастоящая книга посвящена исследованию социальной философии великих немецких мыслителей Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Социальная философия есть наука об обществе в целом. Другое ее название – теоретическая социология. Социальная философия Маркса и Энгельса со второй половины XIX века и по сию пору является важнейшим и влиятельнейшим направлением науки об обществе. Она вот уже полтора века активно воздействует на мировое общественное сознание и всемирно-историческое развитие человечества, причем степень этого воздействия возрастает. Самым объективным и беспристрастным свидетельством этому являются не только каталоги научных библиотек всего мира, но и Интернет, уже превратившийся в основную форму развития общественного сознания глобального человечества и ставший средством производства, хранения и трансляции идеальных эквивалентов действительности (мыслей, образов, чувств и т. д.), важнейшим средством коммуникации. Любая поисковая система (Google, Yahoo и др.) показывает, что Карл Маркс по числу упоминаний в Интернете уверенно опережает всех других классиков социальных наук. В глобальном электронном пространстве, использующем латинскую графику, Маркс по своему влиянию превосходит социальных мыслителей мира всех времен и народов, оставляя далеко позади себя занимающего второе место Макса Вебера, не говоря уже о других ученых. О том, что Маркс является самым важным и влиятельным социальным философом (социальным теоретиком) из всех за всю историю человечества, говорит и изучение общественного мнения. Как сообщила 14 июля 2005 г. авторитетная английская газета "Guardian", опрос, проведенный в 2005 г. среди слушателей британской радиостанции "Radio 4" в рамках программы М. Брэгга "In Our Time" и охвативший 30 тысяч человек, назвал Маркса величайшим философом в истории человечества. Радиослушателям был предложен список из 20 философов, и 27,93% человек назвали Маркса самым великим из них. Британский профессор Э. Читти из университета Сассекса объяснил результаты этого опроса так: "Я думаю, вероятнее всего, это объясняется тем, что люди осознают, что Маркс дает нам лучшее понимание этого мира, который становится все более и более капиталистическим. Маркс говорит о капитале как философ, и в этом заключается его уникальность". Влияние Маркса доминирует и среди профессиональных обществоведов. В современной мировой социальной науке интерес к Марксу велик и он беспрестанно растет. Как сообщил в июне 1997 г. американский журнал "American Enterprise", в 1991-1997 гг. Маркс занял первое место в индексе цитируемости Arts and Humanities Citation Index, который составляется на основе данных о содержании статей 1100 журналов мира, посвященных гуманитарным наукам. В порядке убывания список авторов и источников, цитируемыми учеными-обществоведами всего мира, выглядел следующим образом: 1) Маркс, 2) Ленин, 3) Аристотель, 4) Платон, 5) Шекспир и 6) Библия. Американский ученый Р. Гамильтон указывает, что анализ содержания четырех наиболее популярных университетских учебных пособий по социологии (в том числе и наиболее популярного из них – "Социологии" Дж. Масиониса) показывает, что их авторы чаще всего упоминают Маркса: автор "Капитала" в этом отношении намного превосходит других известных социальных теоретиков. Экономический кризис, сотрясающий мировую капиталистическую систему с 2008 г. и превосходящий все предшествующие кризисы своей глубиной и глобальностью, резко усилил интерес к произведениям Маркса во всем мире, в том числе, и в России. Еще раз стали очевидными как острота противоречий позднего капитализма, так и то, что Маркс является наиболее глубоким исследователем буржуазного общества и всемирно-исторического процесса в целом. Вполне логично, что становящееся глобальное многонациональное человечество первой половины XXI века будет вновь и вновь обращаться к произведениям Маркса и Энгельса для того, чтобы понять закономерности общественного развития, для того, чтобы осознать корни проблем, стоящих перед человечеством, для того, чтобы ускорить социальный прогресс, для того, чтобы идти к обществу без эксплуатации, для того, чтобы создавать более высокие общественные формы. Маркс занимался в первую очередь политэкономией, и теория прибавочной стоимости была его главным творением. Социальная философия была второй по значимости составной частью марксизма, и ей было уделено Марксом заметно меньше времени и в силу этого материалистическое понимание истории Маркса и Энгельса обладает чертами незавершенности и недоразвернутости. Кроме того, социальная философия Маркса и Энгельса была создана и разрабатывалась с начала 1840-х по 1883/1895. Время с конца XIX по начало XXI века было наполнено интенсивными всемирно-историческими изменениями, к которым необходимо отнести и прогресс естественных, социальных и технических наук, обогативших человечество значительными открытиями. Это значит, что, обращаясь к идеям Маркса и Энгельса и опираясь на них при решении теоретических и практических задач современности, социальная философия должна идти дальше – к более глубокой и всеобъемлющей теории, служащей прогрессу и освобождению от всех форм социального угнетения. Следовательно, перед социальной философией XXI века стоит задача осуществить снятие материалистического понимания истории Маркса и Энгельса. Но снять марксизм может только тот, кто овладел его идейно-теоретическим богатством, и, напротив, овладеть этим богатством может лишь тот, кто действительно нацелен на снятие марксизма. Это противоречие можно преодолеть, в свою очередь, только опираясь на диалектическую логику Гегеля-Маркса. Несмотря на повсеместное признание, социальная философия Маркса и Энгельса до сих пор и сейчас, в начале XXI века, понята преимущественно односторонне, фрагментарно и поверхностно. К ней более чем применимо знаменитое суждение Гегеля из "Феноменологии духа": "Известное вообще – от того, что оно известно, еще не познано. Обыкновеннейший самообман и обман других – предполагать при познавании нечто известным и довольствоваться этим; при всем разглагольствовании такое знание, не зная, что с ним делается, не двигается с места". Это объясняется тем, что материалистическое понимание истории Маркса и Энгельса представляет собой крайне сложное и многостороннее беспрестанно развивавшееся научное образование. Литература, посвященная социальной философии Маркса и Энгельса, марксизму в целом, безбрежна, но их имена и взгляды зачастую окружены океаном непонимания, искажений и заведомой неправды. Очень удачно написал в 1885 г. в одном из писем Энгельс: "О Марксе нагромождено неимоверное количество лжи, и он не считал нужным на нее отвечать". Марксизм является с момента своего вступления на мировую идейно-теоретическую арену не только самым популярным и цитируемым, но и самым непонятым научным течением. Его нередко почитали и курили ему фимиам, но, тем не менее, все же толком не читали и не знали. Энгельс очень точно характеризовал своего друга, сказав, что "Маркс был тем человеком, которого больше всего ненавидели и на которого больше всего клеветали. Правительства – и самодержавные и республиканские – высылали его, буржуа наперебой осыпали его клеветой и проклятиями. Он сметал все это, как паутину, со своего пути, не уделяя этому внимания, отвечая лишь при крайней необходимости". Маркс иронически высказывался о некоторых своих последователях, например, о французских марксистах, которые упрощали его теорию и допускали ошибки догматического и сектантского характера. Энгельс в письме к П. Лафаргу от 27 августа 1890 г. высказался по поводу притока в социал-демократическую партию "студентов, литераторов и прочих деклассированных молодых буржуа". Энгельс писал: "Эти господа – все марксисты, но того сорта, который был вам известен во Франции десять лет назад и о котором Маркс говорил: "Я знаю только одно, что я не марксист. И весьма вероятно, что об этих господах он сказал бы то же, что Гейне говорил о своих подражателях: "Я сеял драконов, а пожал блох". Это высказывание Маркса иногда искажают, вырывая его из контекста, и преподносят его так, как будто бы он высказывался против марксистов вообще, т. е., по сути дела, против марксизма, что, разумеется, является нелепостью. В мировой науке в целом до сих пор господствовали и ныне господствуют ограниченные, а именно рассудочные, представления о социальной философии марксизма. Перед наукой стоит задача разумного, диалектического исследования материалистического понимания истории (социальной философии) Маркса и Энгельса. В чем же заключается суть такого исследования? Во-первых, разумно, диалектически исследовать социальную философию Маркса и Энгельса означает познать ее сущность. А познать сущность, как стало ясно в первую очередь после "Феноменологии духа" и "Науки логики" Гегеля – это значит познать противоречия сущности исследуемого предмета. Сущность социально-философской концепции К. Маркса и Ф. Энгельса, как и любой концепции вообще, – это ее внутренние (глубокие) противоречия, которые детерминируют ее воспроизводство, ее развитие. Понять любую концепцию – это значит открыть ее внутренние противоречия. Без обнаружения таких противоречий концепция известна, но не познана. Ф. Энгельс близко подошел к исследованию противоречий социальной философии марксизма. Он, например, в письме Й. Блоху от 21-22 сентября 1890 г. и в письме Ф. Мерингу от 14 июля 1893 г. указал фактически на характерное для нее противоречие между сведением государства и общественного сознания к способу производства, с одной стороны, и выведения первых из последнего, с другой. При этом Энгельс понимал это противоречие все же поверхностно, преподнося его как досадное недоразумение, являвшееся следствием неудачной расстановки акцентов Марксом и самим Энгельсом при защите своих идей в спорах с идеалистами. Последующие мыслители наталкивались на противоречия марксизма, но часто отражали их неадекватно, стремясь преодолеть не диалектически, а рассудочно – посредством отбрасывания одной из сторон противоречий. Упомяну только о некоторых позициях. Немецкий теоретик реформизма Э. Бернштейн в труде "Проблемы социализма и задачи социал-демократии" (1899) противопоставил объективизм материалистического понимания истории и субъективистский активизм революционного учения Маркса. Последнее, по мысли Бернштейна, испытало влияние гегельянства и бланкизма и постольку должно быть изгнано из науки. Итальянский ученый В. Парето в "Социалистических системах" (1902) противопоставил материалистическое понимание истории и теорию прибавочной стоимости как научный и ненаучный компоненты марксизма соответственно. Парето высоко ценил материалистическое понимание истории К. Маркса и Ф. Энгельса, критикуя его при этом, правда, за преувеличение значения экономических факторов и классовой борьбы, но резко отрицательно относился к "Капиталу", считая его всего лишь идеологическим довеском к "Манифесту Коммунистической партии". Русский религиозный мыслитель Н. А. Бердяев в работе "Царство духа и царство Кесаря" (1947) противопоставил в марксизме научный экономический детерминизм (материализм, объективизм) и волюнтаристский революционный мессианизм (субъективизм, идеализм). Первый выделенный им компонент марксизма Бердяев признавал с оговорками относящимся к науке, а последний компонент он вслед за Бернштейном связывал с диалектикой Гегеля и рассматривал как заблуждение. Французский философ Л. Альтюссер в работе "За Маркса" (1965) противопоставил в развитии Маркса раннюю, "идеологическую" ("гуманистическую") стадию, к которой он отнес работы Маркса до 1844 г. включительно, и "научную" стадию, к которой он причислил работы Маркса, начиная с "Немецкой идеологии" и до конца его жизни. Американский социальный теоретик Э. Гоулднер писал о противоречии во взглядах Маркса и Энгельса, противопоставив научный марксизм и критический марксизм. Американский ученый Дж. Александер в труде "Антиномии классической мысли: Маркс и Дюркгейм" (1982) увидел в марксизме противопоставление исследования социального порядка и исследования действия. Все эти подходы восходили, очевидно, к позиции Бернштейна, и все они отражали действительные противоречия социальной философии марксизма неточно, односторонне и неглубоко. Эти подходы воспринимали противоречия материалистического понимания истории Маркса и Энгельса рассудочно, антидиалектически и в силу этого не могли послужить основой для его снятия. Несколько поколений критиков социальной философии марксизма лишь поверхностно касались некоторых из его противоречий и были не в состоянии предложить более глубокую и масштабную концепцию. В силу этого вполне закономерно кампании критики марксизма до сих пор непременно завершались небезуспешными контрнаступлениями критикуемого. Вместе с тем, необходимость снятия марксистской социальной философии созрела. Во-вторых, разумно, диалектически исследовать социальную философию Маркса и Энгельса означает познать ее в развитии, исследовать ее как развивающееся мыслительное образование. Исследование противоречий марксистской социальной философии создает необходимые предпосылки для познания закономерностей ее развития. В-третьих, разумно, диалектически исследовать социальную философию Маркса и Энгельса означает познать ее в качестве определенного этапа развития социальной философии в целом. Материалистическое понимание истории Маркса и Энгельса решало задачи, поставленные предшествующей историей социальной философии, и, вместе с тем, оно решающим образом повлияло на ее последующее развитие. И здесь возникает проблема противоречий социальной философии, поскольку противоречия материалистического понимания истории Маркса и Энгельса являются их проявлением. В-четвертых, разумно, диалектически исследовать социальную философию Маркса и Энгельса означает познать ее как обусловленную объективными общественно-историческими процессами. Развитие материалистического понимания истории Маркса и Энгельса являлось не чисто научным явлением, а постоянно испытывало воздействие важнейших процессов и событий их эпохи – развития капитализма, роста классовой борьбы, формирования мировой капиталистической системы, войн и революций и т. д. Эти процессы могущественным образом влияли на то, как Маркс и Энгельс стремились снять противоречия своей социально-философской мысли. Настоящая книга является попыткой осуществить разумное, диалектическое исследование социальной философии К. Маркса и Ф. Энгельса. Азат Борисович РАХМАНОВ Выпускник философского факультета МГУ им.М.В.Ломоносова, кандидат философских наук.
Доцент кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ. Область
научных интересов – социальная философия, теоретическая социология, теоретическая
политология, гносеология, история философской, социологической и общественно-политической
мысли, всемирная история, история и теория войны и военной мысли, этнология.
|