1. Вопрос о происхождении денег в экономической науке. Для целого ряда эпох вопрос о деньгах является вопросом особенно острым и животрепещущим. Денежная смута и связанная с нею революция в ценах не раз заставляли искать в науке выхода и спасения. Поэтому экономическая мысль очень рано поставила вопрос о сущности и природе денег. История первых шагов современной науки о народном хозяйстве – первая ее литература – была, по сути, историею денежного вопроса. Однако, различные решения о существе денег и денежных знаков обходили вопрос об их происхождении. Он был впервые поставлен только в 19 столетии. Первоначально наука подошла к вопросу рационалистически. Деньги считались или продуктом безмолвного соглашения людей или продуктом изобретения. Согласно последней теории, деньги могли появиться как результат творческого замысла какого-нибудь гениального древнего законодателя. Они были выдуманы, изобретены в итоге мыслительного процесса. Оставалась только неустановленною та страна, которой человечество было обязано столь великим и полезным открытием, да имя самого "изобретателя". (Неизвестную страну должна была установить особая наука о весе, составе и технике денег – метрология). Другая теория, – теория соглашения или договорная, объясняла происхождение денег молчаливо состоявшимся соглашением между людьми относительно выполнения определенными предметами известных денежных функций. Другими словами, деньги признавались результатом договора, заключенного между собою людьми, убедившимися в том, что для передвижения ценностей в меновом обороте необходимы особые орудия – деньги. На этой точке зрения стоял, между прочим, английский философ и экономист Джон Локк, полагавший, что человечество, согласившись придать особую ценность золоту и серебру, ввело металл в употребление в качестве орудия обращения и платежного средства. Теория изобретения была впервые формулирована немецким ученым археологом профессором Августом Веком. В 1838 году в Берлине вышло его сочинение: "Метрологические изыскания веса и меры древности в их взаимоотношении". Бек доказывал, что первые единицы веса монет были определены теоретическим путем и были введены, как результат административных распоряжений. Несомненно, что эта теория была навеяна воспоминаниями о деятельности Великой Французской Революции, именно таким путем разрешившей вопрос о новой метрической системе. Бек колебался назвать страну, где впервые были изобретены деньги, и предоставлял догадки ученому миру. Мнения по этому поводу разделились. Ассириологи, основываясь на раскопках Ниневии и Вавилона, приписывали эту честь древним мудрецам и жрецам Месопотамии. Египтологи полагали, что установление мер впервые произошло на заре математики в древнем Египте и покоилось на измерениях Большой Пирамиды и на определении веса определенного количества воды Нила. С изложенной теориею, переработанной затем учеником Бека – Брандесом, соглашались все. Нашелся только один европейский ученый, который совершенно иначе отнесся к этой проблеме, – это был Карл Маркс. Его основная точка зрения – исторического материализма и исторического развития – и здесь выясняла вопрос. Не опровергая прямо теории изобретения, а игнорируя ее, Маркс гениально наметил схему иного решения вопроса о происхождении денег и привел ряд фактических данных в доказательство верности своих соображений. Они изложены в знаменитом первом томе его "Капитала". Как известно, на первых ступенях культуры человечество было вынуждено при обмене прибегать к меновому посреднику, содействовавшему обращению особенно необходимых предметов. Поэтому Маркс совершенно справедливо полагает, что "сношение, при котором владельцы товаров выменивают и сравнивают их собственные предметы с различными другими предметами, никогда не имеет места без того, чтобы в границах этого сношения разные товары различных владельцев не выменивались и не сравнивались, как ценности с одним и тем же третьим товаром." Такой третий товар, становясь эквивалентом для различных других товаров, содержит непосредственно, хотя и в узких границах, общую или общественную эквивалентную форму. Эта общая эквивалентная форма возникает и исчезает вместе с кратковременным общественным соприкосновением, которое ее вызвало к жизни. Попеременно и временно присоединяется она к тому или к другому товару. С развитием товарного обмена она особенно прочно присваивается особенным родам товаров или кристаллизуется в денежную форму. На каком именно сорте товаров она удержится – это, в конце концов, совершенно безразлично". Вместе с тем Маркс удачно объясняет, что именно составляет наиболее примитивные формы денег: "Денежная форма присваивается наиболее важным предметам обмена, получаемым от чужих народов, которые в действительности нечто иное, как естественные формы явлений обмена отечественных продуктов. Точно также они являются важнейшими предметами потребления, составляющими главный элемент отечественного отчуждаемого владения, как напр., скот". Глубоко верные историко-социологические замечания Маркса, открывавшие новые горизонты, не повели, однако, к дальнейшим изысканиям ни его современников, ни позднейших экономистов. Официальная наука попрежнему продолжала стоять на рационалистическом обосновании вопроса, не считаясь с тем фактическим материалом, который со времени Маркса начал все более накопляться в трудах археологов и этнографов. Типичным образчиком общепринятой рутины является властитель дум" новой школы экономистов, грозившей полным опровержением "заблуждений социалистов" – профессор венского университета Карл Менгер, вместе с Бём-Ваверком, являющийся главою так называемой "австрийской", или субъективной, или психологической школы в политической экономии. Воззрения Менгера сравнительно недавно изложены в III томе "Handwoerterbuch'a der Staatswissenschaften" в статье "Geld", т.-е. в известном Словаре Конрада, настольном для каждого европейского экономиста. Здесь повторена та же теория изобретения, несмотря на указания Маркса и на данные описательной (так называемой генетической) социологии, этнографии и истории первобытного хозяйства. Не касаясь всех существующих теорий денег, упомянем
еще только одну теорию денег, а именно "хартальную" немецкого
экономиста профессора Кнаппа, изложенную им в труде
"Государственная теория денег" ("Die Staatliche Theorie des
Geldes", 1905). Кнапп полагает, что деньги – создание правового
строя, а их употребление для платежей определяется правовыми
нормами, иначе – покоится на велении государства. Кнапповская
теория произвела сильное впечатление при своем появлении
и послужила поворотным пунктом в истории денежного вопроса.
После Кнаппа появился ряд новых исследований и точек зрения,
сводку которых в 1922 году дает немецкий экономист Дёбманн. ![]() Отечественный историк, экономист, писатель. Родился в Петербурге. Образование получил в Красноуфимском реальном училище и в Мюнхенском университете; в 1897 г. защитил докторскую диссертацию о развитии древнерусской денежной системы. Много путешествовал по миру с целью сбора коллекции по первобытному хозяйству народов. Служил в статистическом отделении Министерства земледелия, работал заведующим особым статистическим делопроизводством при Министерстве финансов. Участник социал-демократического движения; с 1905 г. член Центрального бюро Петербургских профсоюзов, редактор его журнала «Профессиональный союз». В 1902–1924 гг. преподавал в Петербургском (Петроградском) университете (одним из первых читал курс истории социализма), Психоневрологическом институте, Военно-морской академии.
В. В. Святловский — автор многочисленных трудов по самым разным областям знания (экономика, история, социология, политология, литературоведение). В своих работах он исследовал аграрный и жилищный вопросы, проблемы профсоюзного движения, историю экономических учений. Им была сделана первая попытка систематического обзора истории русской экономической мысли. Известность получили его работы: «Государственное страхование рабочих в Германии» (1895), «Луйо Брентано, его воззрения и школа» (1896), «Примитивные деньги и эволюция древнерусских денежных систем» (1900), «К истории политической экономии и статистики в России» (1906), «История экономических идей в связи с историей экономического быта» (1923), «История экономических идей в России» (т. 1; 1923) и другие. Кроме того, он стал автором первых значительных работ, посвященных литературной утопии — монографии «Русский утопический роман» (1922) и систематизированного библиографического указателя «Каталог утопий» (1923). |