URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Немировский А.О. Реформа городского самоуправления Обложка Немировский А.О. Реформа городского самоуправления
Id: 222298
465 р.

Реформа городского самоуправления № 10. Изд. 2

URSS. 2017. 184 с. ISBN 978-5-9710-4122-1.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага

Аннотация

Книга рекомендуется историкам, обществоведам, правоведам, политологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей России и ее городов, историей местного самоуправления. (Подробнее)


Оглавление
top

Оглавление

О г л а в л е и і с. I. ОооТВЪТСТВІе форм 7» ГОрОДСКОГО уЛраВЛеНЇЇІ СЪ ІІНаЧСПІеМ'Ь и Положеніемъ городи въ пзвѣстную эпоху. Города средшіхъ вѣ-тнъ, пхъ ростъ п постепенное расширеніе ігхъ самостоятельности:. Борьба нротивъ фоодаловъ. Ослаблепіе и ігаденіе феодализма. Автономія городовъ. Новое государство на ранвалинахъ феодализма. Несовместимость его задачи съ автономией городовъ. ІІодавленіе и наденіе городовъ....................... ♦ п. РусскІе города до ц иоелъ татарекаго нашеетвія» Ноигородъ и Нековъ. Московскіи періодъ. Городская грамота 1785 г. Позднейшее время. Начало городского самоуправления и городового Положеній 1870 г. Ростъ еовремелныхъ городовъ, причины его. Г>олыпіе города древности н настоящаго времени. Современный города—центры и двигатели культуры. Требования, предъяв/гяемыя къ городскому самоуправление. Обширность ;щдачгь и трудности городского управленій . » . ................... ill. Урбннииація цітвилизованнаго человечества и концентрація его силі» въ городахъ. Зависимость сельекоосогшіетвешсаго прогресса отъ роста городовъ. Необходимость для иасъ внутренняго рынка, какимъ можетъ оказаться только городъ съ сконцентрированными нъ немъ промышленностью и торговлей* Крутой ново- — IV   оті* роп,, вызванный иакономъ 9 ноября, и порождаемый нмъ деревенский пролетаріаті). Его долженъ будетъ принять въ себя только городъ съ его промышленностью. Аналогичное цоложеігіе въ Пруссії! въ начале ярошлаго столѣтія после освобождения крѳстьянъ. Болѣе острая форма его у пасъ. Единственная надежда на городъ, ближайшее значекіе и роль, котораго не вполнѣ себѣ уясяяютъ . 15 IV. Городовыя Положеній 1870, 1892 и 1903 гг. для С.-Петербурга. Неудовлетворительность ихъ съ точки зрѣнія правительства. При ооставденіи и пересмотрѣ ихъ обращали вниманіе исключительно на два фактора: избирательную систему и правительственный над-зоръ, оставляя въ сторонѣ другіе, болѣе важные......... 24= V. Вяаченіе избирательной системы въ городскомъ самоуправлении. Гораздо большее вліяніе другихъ факторовъ, какъ, напр., цЄлесообравной постановки органовъ самоуправленія, ихъ взаим-ньгхъ отногяеній и проч. Гамбургъ и Марсель, какъ представители двухь иротнвояоложныхъ вдбнрательныхъ спстемъ: вполнѣ удовлетворительные результаты деятельности городского управленій при худшей избирательной сліетемѣ и слабая деятельность при той, которую принято считать лучшей................ 28 VI. Нанщ городскія управленій. Недостатки, вызываю щіе наре-канія и обвивенїя со стороны общества іг прессы, объясняются гораздо больше органігзаціей управленій, чѣмъ непригодностью личнаго состава. Наши городскія управы и недостаточность ихъ личнаго состава. Составь нрежнихъ городских^ управъ. Численный составь ааяадно-еврояейскихъ городекихъ управъ—Германій, Ав-стрій, Францій, Англія и др. Обязанное: я членовъ управы у яасъ и въ Западной Европе Ш VII. Личный еоставъ управы въ качесхвенномъ отношеніи. Образовательный неизъ, епеціальпыя зианія, бухгалтерш, какъ необходимое уеловіе занятія должности члена управы на Западѣ. Отсутетвін всяішхъ требований у наел» и печальные результаты мтого .............................. VIII. Вамъщеніе должностей члеяовъ управы у насъ и да Западе; три системы. Платные и безплатные члены управы въ Пруссія и др........................., . їх. Зашггіе безплатної* должности въ городскомъ самоуправление какъ обязанность, и въ то же время, какъ право, которымъ можетъ быть надѣленъ только полноправный гражданин?». По-елѣдетвія уклонеяія отъ службы городской на Занадѣ. Противоположный взгляда у насъ. Городская служба при нрежнихъ поряд-кахъ считалась унизительной. Лишь дарованії1 городского само-у нрав лен Ія вызвало другое отношепіе къ занятое городекихъ должностей. Оъ изданіемъ Городового Положенія 1870 г. въ рядахъ городекихъ должпостныхъ лидъ появляются не только дворяне, которые прежде „ради ихъ достоинства1* освобождались отъ этой службы, но и титулованные представители аристократій. Обязанности гласнаго и уклоненіе отъ ихъ иенолненія . . . ....... X. Срокъ службы членовъ управы. Долгосрочное^ и пожизненность службы въ Пруссія, Австрїн и др. Выгоды ея. Необходим мость удлиненія срока у насъ. Досрочное увольненіе ...... XI. Среда, пзъ которой выбираются члены управы. Три системы. Окончательные выводы....................... XII. Взапмоотношенія управы и думы: преобладающее у насъ значеніе нослѣдней; противоположные взгляды на Западѣ. Характеръ прусской городской реформы 1808. Взглядъ фовъ-Штейна на необходимость и характеръ реформы. OrtsoDrigke.it. Шпрокія нрава управъ. То-же въ Австріп и въ особенности во Францій, ІЗезвластіе пашей управы. Необходимость большей самостоятельности, освобо-ждеиіе управъ отъ думскаго гнета. Завѣдываніе полиціей санитарной, благоустройства, нравовъ и проч. Право взысканія недо-имокъ, лонужденіѳ къ исполпенію обязательныхъ постановленій . , XIII. Деятельность нашихъ городскихъ управъ» бюрократически характеръ ихъ, отсутствіе живой жизни на мѣстахъ; канцелярнзмъ и формалиамъ. Причины не въ личпомъ составѣ, а въ организаціи и въ усдовіяхъ, данныхъ самимъ закономъ. Другая организация на Заиадѣ и другіе результаты работы. Городсісіе участки и участковыя управы. Насущная необходимость пзмѣненій въ організацій управы; постановка членовъ ея, ихъ занятія, засѣданія управы и проч. и внутренніе ея распорядки. Указан іе главнѣй-шнхъ иуцктовъ проектируемыхъ измѣненій........... . XIV. Коагасеін-—подготовительный и исполнительный. Важное ихъ зиаченіе для городского управленій. Неправильная у насъ постановка ихъ. Безнолезные, нерѣдко вредные, результаты дѣятель-ностіх компссїїь Иное ихъ значеніе на Западѣ. Образованіе та-мошзшхъ комиссій, Подчинение кхъ городскому головѣ. Отвѣтствен» ноеть. Необходимые условія для правильной и целесообразной деятельности комисеій................ ._ VII — XV. Городской голова. Его роль н значеніе по нашому Городовому Положи ні го. Городской голова, какъ председатель городской управы и городской думы. У насъ общее наетроеніе противъ такого еоіпгіицешя. Во всемь цивилшюваниомъ мірѣ ото совмѣ-іценїе признается, какъ необходимое усѵговіо правильной работы городского аппарата. Исключеніс составляют/в только восточные прозішціи Пруссія и нѣкоторые болыніе города Сѣв. Америіси, Особыя тому прятаны. Аргументы за и против!» такого совмѣ-щенія. Права председателя думы. У насъ они ничтожны. Необходимость распшренія ихъ. Гаратші гласяымъ противъ давленія на пшъ председателя. Другій ііолиомочія городского головы ♦ . . 09 XVI. Выборъ городского головы. Среда, пзъ которой онъ выбирается. Цензъ имущественный и образовательный. Срокь службы. Различные взгляды западно-европейской практики 112 XVII. Городская дума. Постатейное указаніе проектируемых* из-мѣненій.............................. 315 хѵш. Классная избирательная система. Возраженія противъ нея у насъ коренятся въ значительной степени въ недоразумѣнія; въ Запад.Европѣ ее не только не забраковали, но, тганротквъ, вновь вводять» Бисмаркъ, Ястровъ* Гяейстъ, Различіе между представи-тельствомъ мѣстнымъ и общегосударственным*. Болѣе широкій основы иослѣдпяго. Пруссія, ея трехклассная система и но-вѣйніія измѣненія ея: законы 1890 и 13Ш гг. Преграды, поставленным соціалъ-демократамъ. Охрана домовладѣиія. Австрія, — VIII — СТРОЇ классная система. Защита собственности и капитала нротивъ соціа.ть-демократш. Условія мунпцииа-льныхъ, сеймовыхъ и политим ее кихъ выборовъ. Облегченные условія для поелѣднлхъ. То іке въ Б авар in. Введеніѳ въ 1896 г\ прусской трехклассной системы въ Саксонія, Даній................... 119 XIX. Всеобщее голосованіе. Безвредность этой системы во Франція и неиримѣнимость ея у насъ, Коррективы ея въ пропорциональности выборовъ. Неригодность для насъ такой системы выборовъ. Всеобщее голосованіе для выборовъ въ рейхстагъ. Мотивы, руководивгаіе Бпсмаркомъ при выборѣ этой системы. Наибо-лѣе существенный возраженія иротпвъ классной системы. Инди-ферентизмъ выборщиковъ третьяго класса. Призрачность йхъ правъ.............................. 131 XX. Классная система у насъ. Городовое Положение 1870 г. исказило прусскую систему. Разрядная система но ноложенію 1903 г. для С.-Петербурга. Соображения, высказанный въ объяснительной яапискѣ къ проекту. Раепроетрзненіе избирательныхъ правъ на квартиронанимателя* Недостатки С.-Петербургской двухразрядной системы. Слишкомъ высокій цензъ отдаетъ все городское дѣло въ руки небольшой кучки крупных**» домовладѣльпевъ и капита-лкетовъ. Лишь одна трехклассная система даетъ возможность расширить избирательное право почти до предѣловъ всеобщаго голосовать и въ то же время гарантировать сиокойствіе экономической жизни. Противники зтой системы думаютъ достигнуть тѣхъ же результатовъ введеніемъ всѣхъ квартиронанимателей въ избирательный еобранія» Несостоятельность этой мѣры .... 3*37 Коикретныхъ формъ, въ которыхъ выразилась бы проектируемая система въ прнмѣненіи къ наши мл» городамъ, дать нельзя теперь» ;иі ненмѣніемъ точной и детальной цифры для вывода IX — OTP. количественного отношен)я выборщиков* но разрядам*. Приблизительная картина дѣятельности возможна, если взять в* основание точныя цифры квартирнаго налога. Подсчеты для нѣскольких* болѣе крупных* городов*: Москвы, Кіева, Харькова, Саратова, Варшавы и Лодзи. Разрядная система 190S г. в* цифрах*. Выводы и иоложенія...................* . . . 146 XXII. Вначеніе надзора для дѣятельности городского самоуправления. Надзор* за законностью и—въ различных* формах*—за целесообразностью постановленія думы существует* вездѣ; вездѣ же сущеетвуютъ и права протеста, простановки исиолненія и мѣр* нонужденія об*исполненіи обязательных* расходов*: большїе пли меньшіе размѣры этого надзора игратот* гораздо меньшую роль, чѣмъ целесообразная организація и правильная постановка муниципальных* учрежденій. Въ вопросѣ компетенции — самое большое значеніе имѣетъ образовавіе муниципальной полнціи, До сих* пор* это у нас* не допускалось; нѣкоторые шаги въ этом* направленій въ проектѣ Городового Положеній для Царства Польскаго. . ,...............162