Борис Владимирович Гнеденко (1912–1995) – один их крупнейших советских математиков, жизнь которого с 1934 года и до последних дней была связана с механико-математическим факультетом Московского университета (работая с 1945 по 1960 годы на Украине и в Германской Демократической Республике, он поддерживал тесные научные связи с факультетом). Борис Владимирович родился 1 января 1912 года в Симбирске (ныне – Ульяновск). В силу обстоятельств семья переехала вначале в Казань (1915), затем в Углич (1923) и, наконец, в Саратов (1925). В 1927 году пятнадцатилетним юношей он поступил (добившись личного разрешения Наркома просвещения А.В.Луначарского) на физико-математический факультет Саратовского университета, который закончил в 1930 году. После этого Борис Владимирович работал ассистентом на кафедре математики текстильного института в Иваново-Вознесенске (с 1932 года – Иваново). В 1934 году Б.В.Гнеденко поступил в аспирантуру мехмата МГУ, где окунулся в удивительную атмосферу научного творчества, присущую созданной Н.Н.Лузиным великолепной математической школе – Лузитании. Лузитания – феномен, аналога которому никогда прежде не было и, возможно, никогда больше не будет. В течение нескольких лет после революции в голодной стране с разрушенной экономикой, в стране, сотрясаемой отголосками Гражданской войны, в Московском университете появилась плеяда математиков первой величины (все они были учениками Н.Н.Лузина), сформировавших впоследствии математические школы, равных которым не было и нет во всём мире. Борис Владимирович был учеником и соратником А.Я.Хинчина и А.Н.Колмогорова – ярчайших деятелей Московской математической школы из числа первых лузитанцев. Б.В.Гнеденко – один из создателей теории суммирования независимых случайных величин, сформировавшейся в двадцатых–тридцатых годах, которая стала называться классической уже в пятидесятые годы XX века. Начав свою научную деятельность с теории суммирования, где ему принадлежит ряд основополагающих достижений, Б.В.Гнеденко с течением времени стал обращаться и к прикладным областям теории вероятностей, таким как теория массового обслуживания, основы которой были заложены А.Я.Хинчиным, и математическая теория надёжности. Эти науки сформировались под влиянием Б.В.Гнеденко, и в них ему принадлежит ряд фундаментальных результатов. Б.В.Гнеденко – основатель вероятностных школ на Украине и в Германской Демократической Республике. Кафедра теории вероятностей механико-математического факультета МГУ была основана А.Н.Колмогоровым в 1935 году. В начале шестидесятых годов Андрей Николаевич организовал Кафедру математической статистики и Лабораторию статистических испытаний, которые он и возглавил. Кафедру теории вероятностей, одну из ведущих на механико-математическом факультете, А.Н.Колмогоров передал Б.В.Гнеденко. За тридцать лет под руководством Б.В.Гнеденко кафедра ещё более укрепила свои позиции на факультете. Сотни тысяч студентов учились и учатся по его книге "Курс теории вероятностей", хорошо известной во всём мире. Она многократно издавалась в СССР, США, Германии (всего в девяти странах, на десяти языках) и является базовым учебником во многих ведущих университетах мира. Борис Владимирович много сил и времени уделял пропаганде математики. Он активно участвовал в работе Всесоюзного общества "Знание", членом Президиума правления которого он был в течение многих лет. В начале 1960Нх годов он организовал выпуск серии брошюр, посвящённых применению математики в различных областях практической деятельности. По этим брошюрам с математикой и её возможностями познакомились десятки, если не сотни тысяч практических работников. Бориса Владимировича отличали интеллигентность, широта кругозора, исключительная доброжелательность и мягкость в общении. Однако эта мягкость мгновенно сменялась твёрдостью, если того требовали интересы дела. Борис Владимирович был мужественным и волевым человеком. В 1988 году, узнав суровый приговор врачей, он намечает список книг, которые ему необходимо успеть написать за оставшееся время. И хотя здоровье его ухудшается, зрение слабеет, он пишет, печатая на своей старенькой "Олимпии"; окончательно ослепнув, он диктует, но успевает выполнить намеченное. Две книги из написанных в эти годы уже вышли. Это – "Математика и жизнь" и "Об обучении математике в университетах и педвузах на рубеже двух тысячелетий". Теперь свет увидели "Беседы", которые Вы держите в руках. На очереди стоят "Воспоминания" и "Путешествия в страну Математика". "Беседы" писались в течение 1992 и в начале 1993 года. Борис Владимирович спешил, ему надо было успеть высказать волновавшие и переполнявшие его мысли. Поэтому построение книги не предполагало систематичности изложения, а стилем ее автор избрал откровенные беседы с читателем. Борис Владимирович рассказывает о том, к чему лично был причастен, о тех людях, которых он знал и с которыми вместе работал. Он рассказывает о своем времени и о событиях, свидетелем и участником которых он был. Читатель сможет узнать, насколько разнообразны были научные интересы Б.В.Гнеденко, как органично он соединял теоретические разработки с задачами практической жизни, как глубоко волновали его неурядицы в экономической и производственной сферах жизни нашей страны. Читатель почувствует искреннее и глубокое желание Бориса Владимировича помочь молодым людям получить как можно более полное образование, наилучшим образом отвечающее потребностям настоящего и обозримого будущего. К замечательным книгам, которые писал Борис Владимирович, добавилась ещё одна. В.М.Золотарёв
Дорогие коллеги!Осталось всего-навсего шесть лет до наступления нового тысячелетия. Мы не знаем, что ожидает нас впереди, какие ценности станут определяющими, каких высот достигнет человечество в своем развитии. Ясно одно, что в будущем к образованию и науке будут предъявлены повышенные требования, и к этому следует подготовиться. Мы не знаем, какие проблемы окажутся на переднем плане, но можем предполагать, что общение между народами упростится, и необходимость в свободном владении несколькими языками будет огромна. Для этого придётся искать более действенные методы обучения. В распространённых до революции школах "Петершуле" дети обучались двум иностранным языкам, и для них три языка становились родными. Я наблюдал детей от смешанных браков, где дети без труда и притом в совершенстве овладевали языками, на которых говорили отец и мать. Язык познавался в каждодневной практике, и это познание было чем-то, напоминающим игру. Когда же человек владеет двумя-тремя языками, познание еще одного языка со всем своеобразием его музыки для него уже не будет представлять трудностей. Генрих Шлиман (1822–1890) – немецкий археолог, исследователь Трои – достигал свободного владения новым языком за два-три месяца. Но язык лишь начало. Необходимо научить студентов полноценно, логически мыслить. Математика в этом отношении замечательное средство. Попытка студента заменить в математике понимание запоминанием быстро приводит к серьёзным неудачам. Достаточно только в одном месте сделать себе послабление и подменить отчётливое понимание определения, правила действия, доказательства простым запоминанием, как немедленно приходится за это расплачиваться: оказываешься полностью выбитым из колеи познания, и даже блестящая память не даёт возможности последующего понимания. В результате непонятое растёт, как снежный ком, и у учащегося появляется мысль об отсутствии математических способностей. Формализм знаний в математике связан с подменой полноценного понимания предмета формальным заучиванием без наполнения формулировок конкретным содержанием. Мне хотелось бы сказать несколько слов и по следующему поводу. Зачастую студентам сообщают правильную мысль о том, что математика является языком науки и её логическим базисом, но не наполняют это утверждение реальным содержанием. С этой целью я считаю абсолютно необходимым читать курсы естественнонаучного содержания и отдельные лекции посвящать значению математических дисциплин в гуманитарных науках. Студентам должны быть предложены разнообразные курсы: математические методы в биологии, экологии, психологии, экономике, физике, теории связи, организации производства, теории надёжности и другие. Каждый студент выбирает себе по сердцу курс прикладного содержания и убеждается в важности соответствующих математических методов в данной дисциплине. Такой подход может быть полезен и для раскрытия способностей студента. Далеко не каждый студент имеет выдающиеся способности к теоретическому исследованию, в то время как его способности готовы раскрыться в содружестве других наук с математикой. Затронем ещё один вопрос. Он мне представляется очень важным для воспитания интереса студентов к научному творчеству, к самостоятельному познанию. Это – знание истории университета и факультета, знакомство с научной и педагогической деятельностью его выдающихся профессоров. Знание прошлого воспитывает уверенность в собственных силах, стремление продолжать славные традиции, созданные на кафедрах. Но об этом не рассказывают ни на лекциях, ни на семинарах. Не рассказывают и о том, как появляются научные и прикладные проблемы. Как же передать студентам уважение к прошлому университета и факультета? Я считаю, что об этом нужно говорить на специальных встречах, где студенты смогут задавать вопросы, волнующие их, выводящие их интересы за пределы круга учебных занятий. В связи с этим я решил написать ряд небольших очерков под общим названием "Беседы". Жизнь факультета сложна и многолика. Одному лицу, даже много лет связанному с ним преподаванием, научными исследованиями, участием в других сферах деятельности, нет возможности охватить все её основные направления. Вот почему я искренне хочу, чтобы к моим очеркам добавились очерки представителей других кафедр, причём, не только математиков, но и механиков. Чем больше студенты узнают о прошлом факультета, тем больший вклад им удастся внести в предстоящий прогресс наших наук и в совершенствование механико-математического образования. Больших успехов желаю факультету в целом и каждому члену его коллектива в отдельности. Дорогие студенты механико-математического факультета!Я твёрдо уверен, что вы полюбите наш факультет так же горячо, как мы, проучившиеся в нём и приобщившиеся к его атмосфере доброжелательства и интеллектуального совершенствования, полной горячего стремления к познанию и открытию нового. Каждое поколение приносит свои научные проблемы и выдвигает новые таланты. Мы не только гордимся славным прошлым, но и верим в не менее славное будущее. И эти ожидаемые успехи принесут не только теперешние ваши преподаватели, но и вы сами. Вы должны стремиться превзойти в своих замыслах и результатах ваших учителей, а мы – коллектив факультета – приложим все силы к тому, чтобы помочь вам добиться этой цели. Ведь успехи сегодняшних студентов в науке и её применениях будут залогом прогресса и процветания родной страны и университета. Наша первоочередная задача состоит в том, чтобы показать вам, что современная математика может принести огромную пользу в любой области знания и практической жизни. Нужно только научиться видеть новые возможности её развития из задач практики и новые методы решения задач практики в её теоретических разделах. Мне бы хотелось помочь вам увидеть изумительные возможности для взаимодействия математики с другими научными дисциплинами – как естественными, так и гуманитарными, которые имеются в нашем университете. Воспользуйтесь тем, что вы учитесь в нём и приучите себя во всём видеть необходимость полезного вмешательства математической мысли, стремления числом и мерой понять окружающий нас мир. Ваша задача состоит не только в том, чтобы получить математическое образование и с честью работать в разнообразных областях народного хозяйства и культуры нашей страны. Это лишь часть того, что вы должны сделать. Основное же заключается в том, чтобы всесторонне развивать все области математической науки – её теорию, применения – и поддерживать выработанные десятилетиями славные педагогические традиции. Вы должны сохранять и развивать славу Московского университета – одного из лучших в мире университетов по глубине и качеству математического образования, одного из основных научных учреждений России, где непрерывно возникают и прогрессируют новые математические таланты. Академик АН Украины,
заведующий кафедрой теории вероятностей
механико-математического факультета
Московского государственного университета
профессор Б.В.Гнеденко
![]() Выдающийся ученый в области теории вероятностей и ее приложений. Академик АН Украины (1948). Лауреат Государственной премии СССР (1979). Мировую известность ему принесли исследования по теории суммирования независимых случайных величин, отраженные, в частности, в монографии «Предельные распределения для сумм независимых случайных величин» (1949, в соавт. с А. Н. Колмогоровым). Одним из первых среди отечественных ученых в середине 1930-х гг. начал развивать теорию массового обслуживания, притом в ее прикладном аспекте. Создал в Украине всемирно известную школу теории вероятностей и математической статистики, московскую школу теории массового обслуживания, оказал большое влияние на формирование теоретико-вероятностных школ во многих странах. С 1966 г. до конца своих дней бессменно руководил кафедрой теории вероятностей механико-математического факультета МГУ. Почетный член Royal Statistical Society (Великобритания), почетный доктор Берлинского университета им. Гумбольдта и Афинского университета.
|