Приглашение к дискуссии (В. Лекторский) | 7 |
К читателю | 8 |
1. Из переписки А. П. Давыдова и В. М. Розина | 9 |
| В. М. Розин – А. П. Давыдову. 13.07.13 | 9 |
| А. П. Давыдов – В. М. Розину. 14.07.13 | 10 |
| В. М. Розин – А. П. Давыдову. 25.07.13 | 12 |
| А. П. Давыдов – В. М. Розину. 26.07.13 | 13 |
| А. П. Давыдов – В. М. Розину. 29.07.13 | 16 |
| В. М. Розин – А. П. Давыдову. 29.07.13 | 19 |
| А. П. Давыдов – В. М. Розину. 30.07.13 | 20 |
2. Вадим Розин. Поиск "середины" как концепция "простого объяснения" и как миф. Выступление на заседании круглого стола ученых "Медиация как социокультурная категория". 22 февраля 2013 г. Институт социологии РАН. Москва | 21 |
| Добавление | 35 |
3. Алексей Давыдов. Раскол, медиация и социокультурный анализ | 38 |
| 3.1. Как говорить о социокультурном расколе? | 39 |
| 3.2. Розин, Щедровицкий и социокультурный анализ | 42 |
| 3.3. Розин: "Зачем преодолевать раскол, раз он родовая черта русской культуры?" | 46 |
| 3.4. Третий смысл | 48 |
| 3.5. Художник и его середина. Спор о Гоголе | 51 |
| 3.6. Медиация | 53 |
| | 3.6.1.Середина и Бог | 54 |
| | 3.6.2.Город как середина | 56 |
| | 3.6.3.Середина и личность | 58 |
| | 3.6.4.Что такое медиационный субъект? | 59 |
| 3.7. "Парадокс Розина" или "парадокс Давыдова"? | 59 |
| 3.8. Розин, Флоренский и медиация как недопоставленная проблема | 61 |
4. Вадим Розин. Не столько о расколе и медиации, сколько о том, как их нужно мыслить | 67 |
5. Алексей Давыдов. Медиация как способ жить и мыслить | 94 |
| 5.1. Еще раз об основных понятиях социокультурного анализа | 97 |
| | 5.1.1.О медиации | 98 |
| | 5.1.2.О "сфере между" | 100 |
| | 5.1.3.О расколе | 103 |
| | 5.1.4.Почему без понятий "середина", "медиация" нельзя обойтись? | 104 |
| | 5.1.5.Об Александре Ахиезере | 107 |
| | 5.1.6.Как изучать личность? | 109 |
| 5.2. Что такое социокультурный анализ как исследовательская технология? | 110 |
| 5.3. Мировая культура и русская культура | 116 |
| 5.4. "Со всех сторон я слышу: человек!.. личность!.. Вранье все это". – Опять Щедровицкий, но в сравнении с Пушкиным и Высоцким | 122 |
| 5.5. В чем суть творчества искателей середины? | 125 |
6. Вадим Розин. Расставим точки над "и" | 133 |
7. Алексей Давыдов. Стратегия медиации в изучении общества. К типологии ментальности. Статья |
| 7.1. Как перейти от социального к социокультурному? | 154 |
| 7.2. Родовой индивид | 156 |
| 7.3. Осевой логоцентрик | 160 |
| 7.4. Личность | 163 |
| 7.5. Социоментальные типы как объект внимания социологов | 166 |
8. Алексей Давыдов. Стратегия медиации в изучении общества. К типологии ментальности. Статья |
| 8.1. Логоцентрик и личность в условиях модернизации: что мешает диалогу? | 170 |
| 8.2. Можно ли найти общее основание для диалога между логоцентриком и личностью? | 172 |
| 8.3. Социоментальные гибриды | 173 |
| 8.4. Как изучать медиацию? | 177 |
| 8.5. Что я предлагаю? | 179 |
9. Вадим Розин. "Стратегия медиации" Алексея Давыдова: не вижу стратегии | 185 |
10. Вадим Розин. Стратегия середины как точка опоры, позволяющая "перевернуть" социальную мысль | 188 |
| 10.1. Терроризм как симптом кризиса нашей цивилизации | 197 |
11. Алексей Давыдов. Отвечаю на вопросы | 2 |
| 11.1. О том, как шла наша с Вадимом Розиным дискуссия, и о некоторых ее результатах | 2 |
| 11.2. Ценностно-управленческая вертикаль как объект социокультурного анализа и фокус нашей дискуссии | 211 |
| 11.3. Зачем медиация? | 213 |
| 11.4. Отвечаю на основной вопрос Вадима Розина | 219 |
| 11.5. О себе | 223 |
12. Алексей Давыдов. Хватаю ли я Бога за бороду? | 225 |
Заключение | 233 |
| Вадим Розин | 233 |
| Алексей Давыдов | 233 |
Комментарии к "Спору о медиации" Алексея Давыдова и Вадима Розина | 235 |
| 1. А. В. Тихонов. Зачем спор, если он не ведет к истине? | 235 |
| 2. И. Г. Микайлова. Механизмы медиации
с позиции синергетической философии истории | 246 |
| 3. С. А. Кравченко. Научная истина имеет контекст "стрелы времени" – ничего универсального нет | 257 |
| 4. В. Г. Федотова. Медиация – инструмент, но инструмент не универсальный | 259 |
| 5. Н. Н. Федотова. "Диктат середины" или процессуальная теория идентичности? | 262 |
| 6. Г. Л. Тульчинский. О медиации и споре о ней | 266 |
Сведения об авторах | 283 |
Давыдов Алексей Платонович Доктор культурологии, главный научный сотрудник Института социологии РАН. Автор семи книг и более двухсот статей. Основная работа автора — «Неполитический либерализм в России» (2012). К сфере его творческих интересов относятся социокультурный анализ человеческой реальности, а также проблема личности в безличностной культуре. Среди наград: международная литературная премия «Триумф» и медаль имени Н. В. Гоголя за книгу «Душа Гоголя. Опыт социокультурного анализа» (Украина, 2017); премия «Серебряный асык» за серию статей о русской и казахской литературе (Казахстан, 2004); награда лауреата международного конкурса по философии за разработку социокультурной методологии анализа художественных текстов (Прага, Чехия; Центральный европейский университет, 1994).
Розин Вадим Маркович Российский философ, методолог и культуролог. Родился в Москве в 1937 г. Доктор философских наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук. Работает в Институте философии РАН. Член редколлегии журналов «Мир психологии» и «Философские науки», член редакционного совета журналов «Идеи и идеалы» и «Психология ВШЭ», главный редактор журнала «Культура и искусство».
Один из первых учеников Г. П. Щедровицкого и активный участник Московского методологического кружка, а сейчас — методологического движения. Начиная с середины 1970-х гг. развивает свое направление методологии, основанное на идеях и принципах гуманитарного подхода, семиотики и культурологии.
Путь В. М. Розина в философию был не совсем обычным. Философское образование он получил в процессе самообразования и участия в семинарах Московского методологического кружка. Для большинства его работ характерны высокая методологическая культура, глубокое знание материала, изощренность в теоретических построениях. При всем том пишет он предельно ясно и понятно. В. М. Розиным опубликовано более 650 научных работ, в том числе боле 100 книг и учебников.