Обложка Семенов Ю.И. Введение в науку философии. Кн.4: Современные проблемы теории познания, или логики разумного мышления (умозримый мир в себе и для нас, факты, проблема, понимание и объяснение, идея, интуиция, холия, гипотеза, теория)
Id: 222055
679 руб.

Введение в науку философии.
Кн.4: Современные проблемы теории познания, или логики разумного мышления (умозримый мир в себе и для нас, факты, проблема, понимание и объяснение, идея, интуиция, холия, гипотеза, теория) Кн.4. Изд. 2

URSS. 2017. 304 с. ISBN 978-5-9710-4092-7.
  • Твердый переплет

Аннотация

В четвертой из шести книг цикла "Введение в науку философии" рассматриваются те проблемы познания, которые встали перед философией в результате возникновения и развития в Новое и Новейшее время современной науки, прежде всего естествознания. Научное познание есть в своей сущности разумное мышление. В книге детально разрабатываются все важнейшие понятия теории (логики) разумного мышления: факт, интерпретация (истолкование), ...(Подробнее)понимание и объяснение, унитаризация (холизация и теоретизация), идея, интуиция, холия (идеефактуальная картина), версия, гипотеза, теория, теорозримый мир в себе и для нас.


Оглавление
Глава 1.Умозримый мир в себе и для нас. Основные типы словопонятий и идеальных универсатов
 1.Повторение пройденного
 2.Проблема типологии словопонятий
 3.Первый основной тип (род) словопонятий -- сингулатно-универсатные (сингулоуниверсатные) словопонятия
 4.Второй основной тип (род) словопонятий -- универсатно-универсатные (униуниверсатные) словопонятия
 5.Общее и сущность. Этажи мира. Виды сущности
 6.Третий основной тип (род) словопонятий -- квазисингулатно-универсатные словопонятия
Глава 2.Мышление: Словопонятийная и пунктолинейная энграммная корковая сети
 1.Проблема связи между понятиями
 2.Словопонятийная сеть и пунктолинейная корковая энграммная сеть
 3.Мыслительный процесс: мыслеручьи и мыслепоток. Активное и субактивное мышление
 4.Психологи и психология о двух видах мышления
Глава 3.Создание чувствоумозримого мира для нас как воссоздание в сознании человека мира в себе, объективной реальности
 1.Вступительные замечания
 2.Учение И.Канта о чувствоумозримом мире для нас
 3.Неогумбольдтианство. Концепция лингвистической относительности (гипотеза Сепира--Уорфа)
 4.Язык, речь и лингвофонд. Концептофонд, мышление и ментофонд
 5.Проблема детерминации концептофонда
 6.Основные этапы развития концептофондов и языков
 7.Наука и новоментальные языки
 8.Пример России: от староментального языка к новоментальному
 9.Языковая проблема до и после распада СССР
 10.Отношение между чувствозримым и умозримым мирами для нас
Глава 4.Проблема особенностей и форм разумного мышления
 1.Проблема разума и рассудка в современной философской и научной мысли
 2.Проблема единиц мышления вообще, единиц разумного мышления в частности
 3.Проблема взаимоотношения (взаимоперехода) мышления (мысли, смысла) и речи (высказывания, речевого сообщения, текста) в психологии и лингвистике
 4.Лингвотекст, рациотекст и разумотворения (идеи и теории). Текстуализация и интеллектуализация
 5.Проблема соотношения художественного литературного образа и лингвотекста
Глава 5.Мир для нас как единство реального, парареального, псевдореального, фидереального и реально-фидереального миров
 1.Вводное замечание
 2.Первая разновидность мыслечувствотворений (квазиобразов) -- параобразы
 3.Вторая разновидность мыслечувствотворений (квазиобразов) -- фантаобразы (псевдообразы и фидеобразы)
 4.Мыслетворения: образы и квазиобразы
 5.Структура мира для нас: реальный мир, парареальный мир, псевдореальный мир, фидереальный мир и реально-фидереальный мир
 6.Мир для нас вообще, этномир и персономир
Глава 6.Факт как исходная категория теории разумного мышления
 1.Понятие факта
 2.Обретение житейских и научных фактов. Два основных способа добывания научных фактов: наблюдение и эксперимент
 3.Критика источников как способ нахождения фактов в исторической науке
 4.Первичная обработка фактов -- их превращение из единичных в общие
Глава 7.Проблема понимания и объяснения фактов
 1.Проблема понимания и объяснения в философии и науке
 2.Герменевтика и понятие понимания (истолкования, интерпретации)
 3.Объединение (унитаризация) фактов. Два вида унитаризации фактов: эссенциализация и холизация
 4.Понимание и объяснение
Глава 8.Идея -- главная, ключевая форма разумного мышления
 1.Идея в понимании ученых и философов
 2.Идея и истина
 3.Идея эссенциальная и идея холическая
 4.Проблема и идея
 5.Идея и суждение
Глава 9.Интуиция как форма разумного мышления
 1.Рождение идеи. Озарение (инсайт) и интуиция (наитие)
 2.А.Пуанкаре, В.А.Стеклов, Л.деБройль, А.Эйнштейн, Э.Мах и Е.Л.Фейнберг о двух видах мышления
 3.Проблема интуиции в истории философской мысли
 4.Проблемно-фактуальная интуиция как необходимый момент разумного мышления
 5.Разум и рассудок: проблема их "приручения", "окультуривания", "одомашнивания"
Глава 10.Житейская и расследовательская идея и холизация
 1.Житейская стихийная (бессознательная, имплицитная) холизация
 2.Житейская сознательная холизация
 3.Професионально-специализированная (расследовательская) холизация
Глава 11.Холизация в науке
 1.Проблема специфики исторического знания
 2.Идея (система идей) и холия в исторической науке
 3.Концепция "вживания" в образы исторических деятелей как пути к пониманию истории
 4.Универсатная холия и теория в исторической науке
 5.Идея и холия в иных, кроме историологии, гуманитарных науках
 6.Холическая идея и холия в естественных науках
Глава 12.Проблема научного знания в истории философской и научной мысли Нового и Новейшего времени
 1.Проблема научного знания в философии и естествознании XVII--XIX веков
 2.Проблема научного знания вообще, теоретического в частности, в позитивистской философии XX века
 3.Проблема научного познания вообще, теоретического в первую очередь, в советской философии
Глава 13.Факты, идея, гипотеза и теория
 1.Теория и гипотеза
 2.Способы проверки истинности гипотезы и теории
 3.Два компонента теории и два пути развития теоретического знания
 4.Проблема соответствия фактов теории
 5.Проблема рациональности познания
 6.Проблема структуры теории (и предтеории, гипотезы)
 7.Проблема теории в советской и постсоветской "философии науки"
 8.Проблема "теоретической нагруженности" фактов
Глава 14.Теорозримый мир в себе и для нас
 1.Мышление как отражательное творчество, творческое отражение
 2.Отделение в сознании человека чистоумозримого (теорозримого) мира от чувствоумозримого мира. Проблема "физической реальности"
 3.Проблема отношения "физической реальности" и природы
 4.Структура мира для нас, появление нового знания и обогащение концептофонда
Глава 15.Категориальный аппарат теории (логики) разумного мышления
 1.Онтогностические и гностические формы разумного мышления
 2.Диалектики: summa summarum
Именной указатель
<
Об авторе
Семенов Юрий Иванович
Доктор исторических наук (1963), профессор кафедры философии Московского физико-технического института (государственного университета). Много лет работал по совместительству старшим, ведущим, главным научным сотрудником сектора истории первобытного общества Института этнографии АН СССР (позднее — Институт этнологии и антропологии РАН) и профессором кафедры социальной философии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Специалист по теории познания, философии и общей теории истории, этнологии, истории первобытного и раннего классового общества.

Автор около 500 печатных научных работ. Основные книги (всего их 23): «Возникновение человеческого общества» (1962); «Как возникло человечество» (1966, 2002; выходила в Токио и Будапеште); «Происхождение брака и семьи» (1974; переизд. в URSS; выходила в Пекине, Гаване, Ханое, в Москве на финском языке); «На заре человеческой истории» (1989; выходила в Токио); «Философия истории» (1999, 2003, 2013; каждое новое издание дополнялось); «Введение во всемирную историю» (вып 1–3; 1997–2001); «Политарный («азиатский») способ производства» (2008; переизд. в URSS); «Введение в науку философии» (в 6 книгах. М.: URSS, 2013); «Происхождение и развитие экономики» (М.: URSS, 2014); «Происхождение и развитие религии, мифологии, теологии и религиозной философии» (М.: URSS, 2019).

Будучи не только философом, но и специалистом в области конкретных наук, Ю. И. Семенов приобрел богатый опыт решения основных задач научного познания, таких как отбор и интерпретация фактов, создание и проверка гипотез и теорий. Это позволило ему предложить оригинальные решения целого ряда проблем теории познания, связанных с совершением научного открытия, выявить и описать новые, ранее неизвестные формы разумного мышления.