Как много мы знаем
и как мало мы понимаем. А.Эйнштейн Знаменитый австрийский физик Э.Шредингер в 1943 г. писал: "Мы унаследовали от наших предков острое стремление к объединенному, всеохватывающему знанию. С древности и в продолжение многих столетий универсальный характер знаний был единственным, к чему могло быть полное доверие. Но расширение и углубление разнообразных отраслей знания в течение последних ста замечательных лет поставило нас перед странной дилеммой. Мы ясно чувствуем, что только теперь начинаем приобретать надежный материал того, чтобы объединить в одно целое всё, что известно; с другой стороны, становится почти невозможным для ума полностью овладеть более чем какой-либо одной специальной частью науки" [222]. В настоящее время проблемами, связанными с таким ёмким понятием, как "информация", занимаются специалисты различных отраслей науки. Каждый вносит свой вклад в дело изучения информационного обмена в природе, но при этом нередко отсутствует взаимопонимание представителей естественнонаучных и гуманитарных профессий. Объективные причины такого положения кроются в сложности и далеких от завершенности исследований феномена человека. Если современные научные знания в целом принять за 100 %, то доля наших знаний о косном (неживом) веществе составит около 95 %. Доля знаний о живом веществе едва вместится в 5 %. А знания о природе самого человека составит менее 1 % всех мировых научных знаний человечества [37, 86]. Многочисленными исследованиями доказано следующее. На уровне материальной основы организм человека имеет всё необходимое для полной регенерации или хотя бы полноценной компенсации. Развитие хронического патологического процесса связано с воздействием информационных сигналов-стимулов (внешних или внутренних), не адекватных для нормального функционирования соответствующих структур и систем организма [8, 35, 43, 51, 77, 100, 102, 119, 151, 166, 217]. Возникло научное направление, связанное с разработкой средств и способов коррекции нарушенных информационных взаимосвязей в биообъекте. Однако отсутствие у разработчиков медицинских информационных технологий всеобъемлющего объективного понимания механизма информационных процессов в неживой и живой природе пока не позволяет полноценно решать данную проблему. Медицина – система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека [125]. Составляющими понятия "здоровье человека" являются его физический статус (физическое "Я"), психическое состояние (психическое или духовное "Я") и взаимоотношения индивидуума с обществом, взаимовлияние отдельного человека и социально-экономической среды (социальное "Я") [49, 81, 101]. Человек рассматривается как объект естественнонаучного и гуманитарного познания. Между этими областями знаниями существуют определенные различия. Естествознание основано на разделении субъекта (человека) и объекта (природы, которую познает человек – субъект) при преимущественном внимании, уделяемом объекту. Гуманитарные знания имеют отношение, прежде всего, к самому субъекту [49, 101]. В связи с этим медицину определяют как ремесло и искусство одновременно. Но именно отличия объективной и субъективной оценки информационных взаимосвязей структур и систем внутри целостного организма человека и его взаимоотношений с внешним окружением являются гносеологическими и методологическими причинами ошибок и тупиковых ситуаций при разработке медицинских информационных технологий. Несмотря на утверждение, что научной основы "информационной медицины" не существует [77], уже даны различные определения этому разделу медицины, изучающему информационные взаимодействия структур и систем в живом организме и возможности коррекции нарушений этих взаимодействий [17, 77, 119, 227]. Однако, по мнению автора, эти определения фрагментарны и в полной мере не отражают суть уже возникшей отрасти медицинской науки и практики. Есть основания дать следующую формулировку. Информационная медицина – это комплекс систематизированных и непротиворечивых знаний о сущностях и явлениях информационного обмена в природе, а также методология применения средств и способов информационного воздействия на организм человека в лечебно-профилактических и реабилитационных целях. Цель данной монографии – объединить имеющиеся на сегодня наиболее значимые и непротиворечивые теоретические обоснования и эмпирические сведения о сущности информационных взаимодействий в природе, на этой базе разработать принципы и постулаты информационной медицины, обобщить и проанализировать экспериментальные и клинические данные применения медицинских информационных технологий и перспективы их развития. Илларионов Валерий Евгеньевич Заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, врач восстановительной медицины, терапевт и физиотерапевт высшей квалификационной категории. Ведущий специалист страны с зарубежным признанием в области теоретических и практических разработок физиотерапевтических технологий. Основоположник нового направления медицинских информационно-волновых технологий, автор новой общей теории физиотерапии. Автор и соавтор более чем 220 научных публикаций; среди них 15 монографий и свыше 60 учебно-методических руководств и пособий.
В. Е. Илларионов занимается разработкой и применением физиотерапевтических методов профилактики и лечения различных патологий, а также методов медицинской, психологической и профессиональной реабилитации больных и инвалидов. Параллельно осуществляет педагогическую деятельность. Области научных интересов: изучение механизма взаимодействия внешних физических факторов с живым организмом; изучение информационных взаимодействий в природе и между биологическими объектами; разработка новой физиотерапевтической аппаратуры для профилактики заболеваний, лечения и реабилитации больных и инвалидов; разработка методологии научных исследований в медицине. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||