До XIX века мiры мусульманскiй и христiанстсiй имели между собою мало сношенiй. Они оставались чуждыми одинъ другому, хотя тамъ, где они соприкасались границами, шла безпрерывная борьба. Въ перiодъ новой исторiи сношенiя этихъ двухъ мiровъ усилились. Победы европейцевъ съ каждымъ днемъ все более и более подрывали прежнее могущество ислама, и западъ со всехъ сторонъ начинаетъ проникать въ замкнутый мiръ востока. Этимъ сблйженiемъ обусловлены многiя позднейшiя измененiя въ жизни мусульманскихъ народовъ и новыя стремленiя въ среде мусульманъ. Сущность и степенъ этого новаго движенiя въ каждой стране было бы легко определить путемъ опыта и сравненiя. Для такой державы, имеющей въ числе своихъ гражданъ мусульманъ, подобный анализъ привелъ бы къ практическимъ указанiямъ высокой важности. Къ более или менее точнымъ и полнымъ результатамъ въ этомъ отношенiи можетъ повести только изследованiе, охватывающее сразу весь мусульманскiй мiръ. За неименiемъ достаточно подробныхъ изследованiй въ этомъ направленiи, во всякомъ случае важно установить известный взглядъ на новейшiй исламъ, поскольку позволяетъ намъ настоящая полнота нашихъ познанiй. Онъ можетъ вероятно оказаться близкимъ къ истине, хотя, можетъ быть, и не приведетъ къ окончательнымъ решенiямъ, исключающимъ всякую гипотезу. Во всякомъ случае вовсе не нужно, въ видахъ этой ограниченной цели, давать этнографическую характеристику каждой расы и сообщать данныя объ исторiи и экономическомъ положенiи каждой страны. Чтобы определить свойство и степень влiянiя западной цивилизацiи на магометанство, необходимо разсмотреть варiацiи религiозной идеи, – этого основанiя общественной организацiи мусульманскаго мiра. Наперекоръ установившемуся мненiю, исламъ глубоко изменился по сравненiю со своимъ прототипомъ. Поэтому следуетъ въ общихъ чертахъ припомнить, чемъ былъ исламъ до настоящаго времени. Этимъ мы установимъ точнее связь между причинами и следствiями, устанавливающую формулу его новейшаго измененiя. Вотъ почему нашъ этюдъ "Исламъ въ XIX веке" требуетъ предварительнаго краткаго обзора ислама до XIX века. Отрывок из книгиМагометъ завещалъ своимъ последователямъ религiю положительную. Задуманное на крайнихъ данныхъ iудейства, его учеяiе провозгласило существовавiе Всемогущаго Бога, Творца. "Нигде не воздвигалось прямой и непоколебимой преграды между Божествомъ единымъ, безконечнымъ, и человечествомъ, такимъ слабымъ, такимъ ограниченнымъ. Съ одной стороны неизсекаемое начало началъ, которое трудно охватить, а съ другойполнейшая зависимость". Прямымъ последствiемъ такого представленiя о Божестве, явилось то, что самъ пророкъ оказался въ числе простыхъ смертныхъ. Отъ приложенiя принципiальнаго, безграничнаго подчиненiя человечества воле провиденiя, человеческiе законы ислама создались на исключительно религiозной почве. Изъ этого самаго догмата истекали все достановленiя этого закона – нравственныя, соцiальныя и политическiя. Исламъ призналъ одну только законную власть – духовную; светская власть была только филiальной частью власти духовной. Казалось, что этотъ законъ, точно определенный кораномъ и совершенствовавшiйся на авторитетной почве преданiя, долженъ былъ оставаться вдали отъ всякихъ философскихъ новшествъ, отъ всякой перемены. Но после смерти пророка соперничество его последователей не замедлило пробить первую брешь въ установленной имъ системе. Захватъ власти въ светскiя руки поколебалъ попутно духовную iерархiю, ослабилъ религiозныя знанiя, которыя служили ей основанiемъ. Въ то время исламъ былъ распространенъ въ Северной Африке и въ Азiи. Въ Африке новой вере пришлось бороться только съ византiйской цивилизацiей, бывшей уже давно въ упадке и съ языческими верованiями первобытныхъ жителей страны. На этомъ театре первые распространители и защитники проявили самую большую терпимость. Здесь исламъ довольно легко восторжествовалъ надъ восточнымъ христiанствомъ и победилъ предубежденiя туземцевъ. Ничто здесь не колебало ислама и въ африканскихъ владенiяхъ установился его постоянный характеръ. Напротивъ, въ Азiи, въ восточныхъ провинцiяхъ христiанской имперiи (Византiя), а также въ Персiи, въ Индiи, и позже въ Китае, магометанство столкнулось съ народностями, достигавшими высокой степени умственнаго разввтiя. Его ученiе, для своего распространенiя среди побежденныхъ народовъ, должно было воспринимать въ себе ихъ собственныя стремленiя и тенденцiи. Къ необходимости такого положенiя мусульманство склонилось темъ легче, что оно въ политическомъ свшсле уже утратило отчасти свою первоначальную неподложность. Антитеза "Богъ и человекъ" представляетъ границы, въ которыхъ религiозная идея можетъ видоизмениться. Въ противность исламическому спиритуализму, индiйскiй пантеизмъ, исповедуемый подъ различными видами во всей центральной Азiи, видел Бога во всемъ и все въ Боге. Въ человеке, погруженномъ въ мистическiй эвстазъ, онъ виделъ проявленiе божества. Влiянiе этого вероученiя незамедлило проявиться и на азiятскомъ исламе, который не смотря на все свое уваженiе къ букве кораническаго закона, сталъ чрезвычайно снисходителенъ. Въ свои религiозныя верованiя восточные мусульмане вложили болыиую долю пантеистическихъ теорiй. Въ некоторыхъ странахъ, а именно въ Персiи, они ихъ присоединили къ правоверному догмату, подъ завесой мистическихъ толкованiй. Вирочемъ, новая арабская цивилизацiя только приспособилась къ древнимъ цивилизацiямъ Персiи, Индiи, Китая. То-же случилось и съ религiей, которую она представляла. Въ каждой стране арабская религiя, кроме общаго отпечатка восточной философiи, восприняла и местныя преданiя (традицiи). И теперь еще индейскiе мусульмане празднуютъ буддiйскiе праздники. Китайскiе мусульмане сохранили некоторые обряды Конфуцiя: почитанiе предковъ, домашнихъ боговъ. И такъ, съ первыхъ вековъ гиджры установилось ясное вероученiе, различiе между исламомъ азiатскимъ и исламомъ африканскимъ. Последнiй, по существу, остался религiей положительной, а первый, сохранивъ внешнiя формьт, сталъ религiей философской по ученiю, пантеистрiческой по верованiямъ, мистической по обряду. Восточное магометанство, подъ двойнымъ влiянiемъ этой перемены и выродившейся канонической власти, которая этому благопрiятствовала, не замедлило признать новую духовную власть, власть святыхъ, власть личную и абсолютную. Альфред ЛЕ ШАТЕЛЬЕ (1855–1929) Французский историк и социолог. Родился в Париже. Его отец, генеральный инспектор шахт и рудников Франции Луи Ле Шателье, с раннего возраста привил своим пятерым сыновьям любовь к науке. Наиболее выдающихся успехов достиг старший из братьев, Анри Луи Ле Шателье, крупнейший физико-химик и металловед, автор широко известного закона смещения химического равновесия (принцип Ле Шателье). Альфред Ле Шателье посвятил себя изучению религий и, в частности, ислама. Занимал должность профессора социологии в Коллеж де Франс. Во многом по его рекомендациям осуществлялась политика французских властей в Северной Африке. Большую популярность имели его книги "Ислам в Восточной Африке" (1899) и впервые вышедшая в 1889 г. "Ислам в XIX веке". Она была переведена на русский язык и сначала печаталась в газете "Окраина", а в 1900 г. вышла отдельной книгой и была рекомендована циркуляром генерал-губернатора Туркестана для приобретения в библиотеки государственных учреждений. |