URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Шевырев С.П. История поэзии: Древняя Индия, Израиль, Греция, Рим, Европа Нового времени Обложка Шевырев С.П. История поэзии: Древняя Индия, Израиль, Греция, Рим, Европа Нового времени
Id: 222017
856

История поэзии:
Древняя Индия, Израиль, Греция, Рим, Европа Нового времени. Изд. стереотип.

2017. 424 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1887 и 1892г.)

Аннотация

Вниманию читателей предлагается курс истории поэзии известного русского историка литературы, критика, поэта С.П.Шевырева (1806–1864). Книга объединяет два тома, ранее выходившие по отдельности. Первый том содержит подробное изложение истории поэзии Древней Индии и Израиля. Рассматриваются главнейшие периоды индийской поэзии, анализируются основные памятники на санскрите. Описывается религиозный характер еврейской поэзии, определяется ее значение... (Подробнее)


ОГЛАВЛЕНIЕ
top
КЪ ПЕРВОМУ Т ОМУ ИСТОРИИ ПОЭЗIИ 
Чтенiе первое (Вступительное). Характеристика образования главных народовъ новой западной Европы
Чтенiе второе (Вступительное). Характеристика поэзии главныхъ народовъ новой западной Европы
Чтенiе третiе. Обширное значение истории словесности вообще...
Чтенiе четвертое. Дополнительные замечания к предыдущемую...
Чтенiе пятое. Где самобытное начало поэзии?..
Чтенiе шестое. Внутренний характер индийского эпоса...
Чтенiе седьмое. Значение еврейской поэзии в истории поэзии всемирной...
Чтенiе осьмое. Следы пастушеской жизни в поэзии евреев...
Чтенiе девятое. Книга Иова...
Чтенiе десятое. История торжественной лирики у евреев...
Чтенiе одиннадцатое. Известие о пророке Иеремии...
КО ВТОРОМУ Т ОМУ ИСТОРИИ ПОЭЗIИ 
Чтенiе двенадцатое. Характеристика образования, Религiи и Поэзiи древнихъ Грековъ
Чтенiе тринадцатое. Период религиозной поэзии греков...
Чтенiе четырнадцатое. Илиада и Одиссея...
Чтенiе пятнадцатое. Прочие творения Гомеровы...
Чтенiе шестнадцатое. Объ Анакреоне и Пиндаре
Чтенiе семнадцатое. Идея греческой драмы принадлежит собственно Эсхилу...
Чтенiе осмнадцатое. Трагедии...
Чтенiе девятнадцатое. Эврипид...
Чтенiе двадцатое. Различие греческой драмы от новой драмы Шекспира...
Чтенiе двадцать первое. Комедия...
Чтенiе двадцать второе. Римская поэзия...

Предисловие
top

Посвятивъ свои занятiя преимущественно Исторiи Словесности, я предпринялъ намеренiе написать со временемъ полную Исторiю поэзiи, а потом Исторiю красноречiя. Предлагаемый первый томъ содержитъ въ себе, кроме двухъ вступительныхъ чтенiй о характере образованiя и поэзiи западныхъ народовъ новой Европы, общiя положенiя науки и Исторiю поэзiи Санскритской и Еврейской. Второе отделенiе будетъ содержать въ себе Грецiю, третье – Римъ и такъ далее. Эти два отделенiя уже написаны, но требуютъ еще отработки и пересмотра. Теперь я занимаюсь Исторiею Италiянской поэзии. – Каждый томъ, или лучше каждое отделенiе будетъ выходить и продаваться порознь, безъ объявленiя подписки. Къ тому же всякое отделенiе вм еститъ въ себе свое целое: такъ Греческая, Римская, Италiянская поэзiя и прочiя издадутся каждая особенно, а вместе составятъ полную Исторiю поэзiи.

Изученiе мое есть чисто-историческое въ соединенiи съ философскимъ воззренiемъ. Но общая изследованiя и положенiя я позволялъ себе тогда только, когда они могли быть основаны на событiях и явленiях видимыхъ. Въ сужденiях я пользовался трудами Европейскихъ ученыхъ, такъ напр. для Санскритской поэзии – критикою Герена, для Еврейской – изысканiями Гердера; но главнымъ старанiем моимъ было вникать самому въ произведения поэзiи, сколько то позволяли мне собственныя мои силы и средства, и на своемъ изученiи основывать, хотя несколько, свое же критическое мненiе.

Целью моего преподаванiя было действовать на вкусы юныхъ слушателей, устремлять ихъ кь историческому и положительному изученiю образцовыхъ произведенiй Словесности въ нихъ самихъ, не довольствуясь чужими сужденiями и не доверяя умозрительнымъ теорiямъ, и, наконецъ, показать имъ, что мiръ поэзiи, этотъ идеальный мiръ человека; не есть пустая, безцвеная область мечтанiй и воздушных призраковъ, одно произвольное созданiе фантазiи, а, напротивъ, что мiръ поэзiи творится изъ материаловъ человеческой же действительности, что Исторiя поэзiи есть таже Исторiя жизни человечества, но только взятая въ лучшiя ея мгновенiя. Такимь образомъ, я старался читать Исторiю поэзiи не съ темъ, чтобы завлекать пылкое воображенiе юныхъ слушателей въ область одной фантазiи, но напротивъ выводить ихъ изъ этой области, и безъ того, улыбающейся ихъ возрасту, въ мiръ существенной жизни, въ мipъ Исторiи.

С.Ш.

Р. S. Если просвещенная публика будетъ благосклонна къ моему труду и занятiя мои по Университету дадутъ мне къ тому время, я не замедлю выдать и следующiе томы моего сочиненiя.


Об авторе
top
photoШевырев Степан Петрович
Русский литературный критик, историк литературы, поэт; академик Петербургской академии наук (1847). Родился в Саратове, в дворянской семье. Учился в Московском благородном пансионе при Московском университете (1818–1822). Служил в Московском архиве Министерства иностранных дел. Входил в литературно-философский кружок «любомудров». В 1829–1832 гг. жил за границей; изучал историю литературы, искусства и архитектуры в Швейцарии и Италии. По возвращении защитил диссертацию «Дант и его век» (1833) и с 1834 г. читал курс по истории всеобщей словесности в Московском университете. Получив степень доктора философии за сочинение «Теория поэзии в историческом развитии у древних и новых народов» (1836), стал профессором Московского университета; преподавал историю русской литературы, всеобщую историю поэзии и теорию поэзии. В 1835–1837 гг. — ведущий критик журнала «Московский наблюдатель». Совместно с М. П. Погодиным издавал и редактировал журнал «Москвитянин» (1841–1856).

С. П. Шевырев много сделал как литературный критик; он искренне стремился к беспристрастной оценке художественных произведений, честно отмечая достоинства и недостатки таких писателей, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Д. В. Григорович и др. Он также привлек внимание русской общественности к древнерусской литературе, ввел в научный оборот памятники допетровской русской словесности, показал существование художественной литературы со времен Киевской Руси. Именно он ввел в России систематическое изучение древнерусской литературы и истории русской литературы с древнейших времен. Вынужденный в 1860 г. уехать за границу, он до конца своих дней пропагандировал русскую литературу — читал курсы лекций в Париже и Флоренции, выпустил «Историю русской литературы» на итальянском языке.