Настоящий сборник составлен по материалам конференции, которая прошла в декабре 2000 г. в Государственном институте искусствознания. Конференция включала широкий спектр тем, связанных с проблематикой композиторского творчества – отечественного и зарубежного, сценической практикой, деятельностью режиссеров, балетмейстеров, исполнителей. Две ведущие области музыкального театра оказались в центре внимания – опера и балет, рассмотренные в различных аспектах – теоретическом, музыкально-историческом, театральном, художественно-содержательном, эстетическом. В создании сборника приняли участие известные и молодые исследователи из разных городов России, Украины, Белоруссии. Наряду с аналитическими статьями в сборник вошли работы культурологического плана, полемически заостренные эссе. В совокупности они отражают разнообразие взглядов современных ученых, принципов подхода к музыкально-драматическому искусству минувшего столетия, интерес к архивным материалам, к забытым и неизвестным сочинениям XX в. Сборник построен по жанровому принципу. Первая часть посвящена проблемам оперы. Она включает два блока статей. В одном охватываются различные этапы истории оперы XX в. и обозначаются некоторые важные аспекты эволюции жанра. На примере творчества главным образом зарубежных композиторов определяется отношение к ведущим художественным направлениям современного искусства – экспрессионизму и символизму: статьи А.Шëнберга (перевод с немецкого, комментарии и вступительный текст Н.Власовой), Е.Таракановой, Л.Кокоревой. Представлены портреты крупнейших западных мастеров первой и второй половины века (Л.Кириллина. Музыкально-поэтический театр Джан-Франческо Малипьеро; И.Никольская. "Люденские дьяволы" Кшиштофа Пендерецкого и его поиски в оперном жанре). Проблемы исторической памяти и национального самосознания, осмысления собственных культурных традиций в контексте общемировых художественных процессов выдвигаются на первый план в очерках Р.Косачевой ("Винсент" Э.Раутаваары и особенности романтизма в финском оперном театре), А.Григорьевой (Литовская опера: от прошлого к настоящему), В.Федотовой (Болгарская опера 1930-х годов в контексте национального искусства), Р.Аладовой (Белорусская историческая опера: к постановке проблемы), С.Лащенко (Идея "страшной красоты": диалог поколений и культурных традиций (опера-балет Губаренко "Вий" – опера "Золотой петушок" Римского-Корсакова)). В них авторы размышляют о путях развития жанра в странах, сравнительно недавно определивших свое место на карте мирового музыкального искусства. Второй раздел открывается статьей А.Баевой, посвященной русской опере второй половины XX в. – времени активных экспериментов, поиска новых измерений жанра. В статье И.Ромащук на основе архивных материалов впервые восстанавливается история создания и дается анализ неоконченной оперы Г.Попова "Александр Невский". К проблеме интерпретации классического наследия С.Прокофьева обращает работа Е.Дурандиной. Творчество разных поколений современных отечественных мастеров находится в центре внимания А.Мизитовой (Мифологизм художественной концепции "Пены дней" Э.Денисова) и Н.Растворовой (О константности мышления В.Кобекина). В свою очередь, проблемы сценического бытия опер XX в. затрагиваются в очерке М.Раку. Завершает разговор об опере статья Г.Ганзбурга, намечающая перспективы изучения важнейшей составляющей музыкально-драматического искусства – либреттологии. Во вторую часть сборника вошли статьи, в которых рассматриваются проблемы развития балетного театра. Проблеме жанрового разнообразия музыкально-хореографического искусства России последней трети XX в. посвящен материал, представленный Е.Куриленко. Интересному и малоизученному периоду развития искусства хореографии посвящена статья Е.Беловой. Автор рассказывает о студии "Драмбалет", организаторы и участники которой в 30Не гг. XX в. решали задачи и в творческой деятельности, и в области образования, не потерявшие актуальности и сегодня. Образы двух великих танцовщиц – Анны Павловой и Айседоры Дункан как стиль эпохи рассматривает В.Вязовкина в "Линии модерна в Петербурге и Москве". Три статьи посвящены одной из важных проблем современного искусства балета – использованию в балете музыки, изначально для этого не предназначенной (Г.Смирнова "Музыка Ф.Шопена на балетной сцене"; Е.Цветкова "Музыка А.Скрябина как феномен пластической интерпретации"), созданию нового жанра балета-симфонии (Е.Суриц "Балеты-симфонии Л.Мясина"). Орфическая концепция в неоклассических балетах И.Стравинского анализируется А.Королевой. В статье "Дебюсси и танец" С.Щукова рассказывает об истории создания балета "Камма" и его сценической судьбе. Отдел музыки Государственного института искусствознания постоянно обращается к проблемам развития современного музыкального театра. Ранее были изданы такие коллективные работы, как "Советский музыкальный театр. Проблемы жанров", 1982 (редактор-составитель М.Е.Тараканов); "Музыкальный театр. События. Проблемы", 1990 (редактор-составитель М.Д.Сабинина); "Музыкальный театр: надежды и действительность" часть 1, 1993, часть 2, 1996 (редактор-составитель Е.Н.Куриленко). Таким образом, настоящий труд продолжает разговор о сложном и неоднозначном явлении, каким является музыкальный театр XX в. Редакторы-составители А.А.Баева, Е.Н.Куриленко |