Предлагая публике свою книгу, авторъ знаетъ, что для читателей, знакомыхъ лишь съ американскою системою атлетики, онъ даетъ нечто совершенно новое. Японская система физическаго воспитанiя такъ стара, что происхожденiе ея уходитъ въ доисторическiя времена этого народа. Однако и нынь, взявь отъ западной цивилизацiи все, что имъ казалось полезнымь для нацiональнаго развитiя, японцы въ дъль физическаго воспитанiя сохранили свою систему джю-джицу со всъми ея основными принципами. Они сделали даже более того: въ прежнiя времена джю-джицу была доступна одной только аристократiи, ныне-же ее преподают всякому из граждан Японiи, кто бы изъ них ни захотел съ нею ознакомиться. Достоинства джю-джицу доказаны темъ фактомъ, что не смотря на свой малый ростъ японцы обладаютъ большею выносливостью, чемъ всякiй другой народъ на свете. Можетъ показаться страннымъ, что знакомитъ читателя съ этою наукою (къ джю-джицу по справедливости можно применить этотъ терминъ) будетъ американецъ. Однако авторъ безъ колебанiя берется за такую задачу. Летъ семь тому назад онъ началъ изучать джю-джицу у себя на родине, съ однимъ изъ знакомыхъ японцевъ. Потомъ онъ изучалъ ее въ Нагасаки подъ руководствомъ г.Инуiе, который состоитъ въ этомъ городе преподавателемъ джю-джицу при полицiи. После авторъ прошелъ несколько дополнительныхъ курсовъ у лучшихъ туземныхъ знатоковъ этого дела въ Iокогаме и въ Токiо. Когда г.Инуiе посетилъ Америку, авторъ еще разъ воспользовался уроками этого ветерана, котораго считаютъ одним изъ лучшихъ инструкторовъ въ Японiи. Въ настоящее время преподаванiе джю-джицу въ Японiи ведется по шести различнымъ системамъ. Авторъ взялъ въ основу ту изъ нихъ, которой придерживался г.Инуiе, но ввелъ въ свою программу также и некоторыя хорошiя добавленiя изъ другихъ школъ. Своею целью онъ поставилъ дать по возможности все лучшее въ отношенiи какъ основныхъ принциповъ гигiены, такъ и прiемовъ атаки и обороны, чтобы физическое развитiе мужчины или женщины могло бытъ доведено до совершенства. Для читателя будетъ интересно поближе присмотръться къ двумъ японцамъ, позировавшимъ для иллюстрацiй этой книги. Тотъ, который пониже ростомъ, веситъ лишь 54,360 килограмма (около 133 фунтовъ), но это настоящiй колосъ въ минiатюре. Силою онъ превосходить одного американскаго атлета, весящаго 79,275 килогр. (около 193 фун.). Авторъ утверждаетъ это на основанiи вполне доказательныхъ опытовъ. Въ тайну такой необычайной силы не трудно проникнутъ, если только посвятитъ на это некоторую долю своего времени и настойчивости. Для мужчины, женщины или ребенка съ нормальнымъ здоровьемъ нътъ никакого основанiя быть слабыми. Въ Японiи смотрятъ на физическую слабость какъ на затяжную болезнь, или какъ на исключительний уделъ наступившей старости. Одинъ американецъ, очень авторитетный въ вопросахъ физическаго воспитанiя, сказалъ: "слабость есть преступленiе". Японцы смотрятъ на недостатокъ силы, какъ на аномалiю или эксцентричность. Практическое изученiе занимательной и оживляющей японской системы, заключаетъ въ себь нъкоторую опасность, о которой читателя слъдуетъ предупредить. Народы запада вспыльчивы и нетерпеливы. Многiе вероятно захотятъ овладътъ всемъ искусствомъ въ одну неделю. Въ Японiи полный курсъ джю-джицу требуетъ четырехъ летъ. Не одинъ изъ жителей западныхъ странъ наскоро пробежитъ глазами по темъ страницамъ книги, где говорится о лучшемъ способе питанiя, о значенiи ваннъ, о целесообразной одежде, о глубокомъ дыханiи, а также о необходимости долгихъ и настойчивыхъ упражненiй въ сопротивленiи. А последнiе, съ точки зренiя мускульной силы, составляютъ главную основу успеха боевыхъ прiемовъ. Автору случалось формировать изъ своихъ знакомыхъ маленькiя группы для изученiя джю-джицу. И каждый разъ, неизменно, его ученики съ большимъ нетерпенiемъ выслушивали уроки о самыхъ существенныхъ основахъ дела и спешили перескочить къ боевымъ прiемамъ. Но опасность обнаружится тотчасъ же, разъ только ученикъ перейдетъ прямо къ концу работы, не освоившись вполне со всеми подготовительными упражненiями. Занимаясь более семи летъ постоянной практикой въ системе джю-джицу, авторъ только один разъ былъ раненъ. Это произошло во время упражненiй съ одной очень способной ученицей, которая однако раньше времени стремилась перейти къ труднейшимъ прiемамъ. Авторъ осторожно уронилъ свою ученицу и предложилъ ей напасть на него темъ прiемомъ, который уже былъ ей ранее показанъ. Но она избрала иной прiемъ для нападенiя и такъ какъ единственный способъ парировать ударъ былъ сопряженъ съ долговременной и серьезной потерей силъ ученицы, то авторъ предпочелъ дать себя одолеть. Результатъ для него сказался въ разрыве связокъ правой ноги. Если бы ученица вполне освоилась со всей предварительной работой, то она сумела бы свалить противника, не причиняя ему серьезныхъ поврежденiй. – Въ рукахъ человека невежественнаго джю-джицу можетъ стать опасной, но для того, кто решилъ серьёзно изучить дело, последовательно переходя съ одной его ступени на другую, и для того кто не пытается опередить свои действительные успехи, – опасности нетъ. Taкie ученики достигнутъ полнаго физическаго развитiя хотя и медленно, но настолько верно, что для нихъ оно явится прочною основою дальнейшаго благоденствiя. И.Ганкокъ.
Нью-Iоркъ. 23 Октября 1903 года. |