Оглавление
ОГЛАВЛЕНІЕ
IЛАВЯ. СТР.
I. Моцарп, к»ігь оперный кмтонисгь и его современники итальянца.
Нѣеколйко п^едварнтелйпьгхъ словъ.-—Моцартт . Біографи чесігія данныя.—Деятельность Моцарта на шѵігрйіцѣ впервой композицій и значеніе ея для иск^тва.—Компонисты итальянской оперы современники Моцарта............ 5
П. Эпоха первоначальна™ pasetrtfo сиифомичеекаго стиля и камерной инструментально! композицій. Общій взглядъ на развитіе инструмеятальныхъ формъ вообще и формы симфотзів въ особенности—Ф. Э. Бах&, ісакЪ Подготовитель ГайдвгоѵскоЙ эпохи.— Гайднъ и его значение въ нсторіи искуства. — Моцартъ, какъ компонігстг чисто инструментальной музыки 'него роль въ отой области.—Небольшое отступленіе къ прошлому во поводу формъ серенаты, кассаціовы и дивертимента.—Общее значение вЖтру-ментальныхъ композицій Моцарта...........18
III. Фортепьянно-виртуозное дѣдо со времени Моцарта. Моцарта л Клементи, какъ_ представьтеди двухъ направленій фортепьянно-виртуознаго дѣла.—М. Клементи и его фортепьянное значеніе.— Разница виртуозно-фортепьянныхъ направленій Моцарта и Клементи.—Пьянисты послѣдователи Клементи.—Позднѣйшая фортепьянная эпоха: Гуммель, Мошелесъ и Крамері.....32
IV Лудвигѵванъ-Бетховенъ. Бетховенъ. — Біограф ическія данин я.—Гиллеръ о послѣднихъ дняхь Бетховена—Источники о Бетховенѣ.—Вагнеръ о Бетховенѣ. —Роль Бетховена въ исто-ріи искуства.—Опыты отхожденія въ сторону отъ чисто симфо-ническаго пути.—Симфоній Бетховена въ качествѣ музыкальныхъ поэмъ и ихъ существенное отличіе отъ симфоній вообще — Нѣсколько словъ по поводу послѣднихъ произведеній Бетховена, какт продуктѣ періода его исключительнаго самоуглубленія.— Роль 9-ой симфоній въ нсторіи искуства. —Бетховенскія сонаты и ихх значеніе въ фортепьянной литературѣ.......43
V. Веберъ и его послѣдователи. Романтизмъ и новыя вѣянія въ области музыкальнаго искуства. — Общая картина положенія искуства въ первой половинѣ XIX вѣка.—Веберъ я его композиторская, деятельность.— Характеръ и значеніе Веберовскихъ
4
ОГЛАВЛЕНІЕ
Глава, стр.
опорных* идеаловъ.—Веберовское направленіе и послѣдователи его: Марпгаеръ, Линдпайтнеръ, КрѳАтцеръ, Рейсигеръ. ... 73 VI. Итальянская опора послѣ-Моцартовской эпохи. Россини, его композиторская дѣятельность и роль его въ исторіи итальянской опеіы.—Доницетти.—Беллини.—Дальнѣйшая судьба италь янской оперы..........-......86
УІІ. Французская опера до начала второй половины ХІХ-го вѣиа, Оберъ него комповиторская дѣятельность.—Мейерберъ.—Первый періодъ его композиторской дѣятельности.—Оперы Мейербера писанный для Парижа.—Нѣчто изъ писемъ Мейербера.—Мнѣ-ніе Вагнера о Мейерберѣ и ошибочность его.—^Гугеноты" и другія оперы Мейербера.............96
ѴШ. Шуберт w, Мельдальсонъ и Шумаиъ. Ф. Шубертъ.—Его жизнь, композиторская дѣятельность и характеръ ея.— Ф. Мендель-сонъ-Бартольди какъ компознторъ и сущестгенное отличіе его въ этомъ отношеніи отъ истыхъ романтиковъ Шуберта и Шумана.—Р. Шуманъ.—Его жизнь и дѣятельность, какъ композитора и музідаиьнаго критика. —Композидіи Шумана и Шумановское направление...............100
Заключеніе.......,.........146
Размадзе Александр Соломонович Композитор, музыкальный критик, историк музыки. Учился в Московском университете и Лейпцигской консерватории. В 1870-х гг. был профессором истории музыки Московской консерватории. В течение почти 20 лет вел отдел музыкальной критики в различных периодических изданиях, в том числе в таких известных газетах, как "Русские ведомости" и "Русский курьер". Редактировал издававшийся в Москве "Музыкальный вестник". Автор нескольких фортепианных пьес, а также пьес для пения, из которых большой популярностью пользовались "Кобзарские песни".
Главным трудом А. С. Размадзе стали "Очерки истории музыки от древнейших времен до половины XIX века" (1888), написанные по материалам лекций, которые он читал в Московской консерватории. В книге была исследована история музыки на протяжении огромного периода истории человечества, начиная от музыки в Древнем Китае, Индии и Египте и заканчивая оперным искусством в странах Западной Европы до середины XIX столетия. И хотя автор не довел содержание до эпохи современных ему композиторов, книга была положительно встречена музыкальной критикой и на протяжении долгого времени служила учебным пособием для всех изучающих историю музыки. |