Оглавление
0Г1А ВIEHIE
лава.
I. Исиуство яервыхг вѣковъ хрмстіанства и Амеросіанское пѣніе.
Начала, на которыхъ возникло христіанское искуство. — Древне-хрвстіанское Антифонное иѣніе.—Представители музыкаяьнаго искуства первыхъ вѣковъ христіанства. — Амвросій и Амвросі-анское пѣніе.—Анвросіанскія гаммы..........
П. Григоріанское пѣніе. Григорій великій и Григоріанское пѣніе.— Антифонаръ.—Accentus и Conceatas.—Характер* Грягоріавскихъ мелодій.—Jubilus и украшенія-колоратуры.—ЗначеніеГригоріан-скаго пѣнія для будущей церковной музыки. — Григоріанскія гаммы и ихъ дальнѣйшад судьба. — Невмы. — Ііервыя нотныя лиши.—Номенклатура.—Вліяніе Григоріанской школы.—Пѣв-ческія школы и апостольская дѣятельность пѣвцовъ.—Значеніе Григоріанства для развнтія искуства..........
Ш. Гукбальдъ и Гвидо Арентинскій. Первая попытка многоголосія.— Гукбальдъ. — Гукбальдовскій шрифтъ и линейная системма. — Возстановленіе названій Греческихъ гаммъ. — Organum и Dis-cantus.—Основанія первыхъ попытокъ многоголосія и ихъ от-ношеніе къ Григоріанскимъ мелодіямъ.—Гвидо Аретинскій.— Линейная системма Гвидо.—Системма Сольиизаціи.—Передвиж-ный Гексахордъ и Гвидонійскіе слоги. — Діафонія и гармонія во времена Гвидо и блиэкайшихъ его послѣдователей. . . . IV. Мензуральная системма. Фіоритурныя украшенія, какъ зачатки будущей гармоній и мензуры. — Люди музыкальной науки отъ VII до XII вѣка.—Мензуральная системма.—Франкъ Кельн-скій.—Учете объ интерваллахъ по Франку.—Новыя формы ком-
VII
Глава. стр.
позицій.—Роль Англіи по отношеніи къ мензуральной музыкѣ.— Анонимная „Псевдо-Беда" и коментаторы-послѣдователи Франка Кельнскаго. — Іоаннъ де-Мурисъ. — Diaphonia organica и Dia-phonia basilica.—Контрапунктъ.—Роль церкви въ періодъ пер-ваго развитія мензуральной музыки.—Отношеніе де-Муриса къ
лѣвцамъ церковникамъ.—Falso Bordone.........42
V. Эпоха Нидерландцев*». Эпоха Нидерландцевъ и ея значеніе въ исторіи развитія искуства.—Первый періодъ. Дюфэи. Мензура и контрапунктъ его времени.—Современники Дюфэи. — ІІеріодъ второй.—Оккенгеймъ и быстрое развитіе контрапунктнаго дѣла.— Нидерландцы временъ Оккенгейма и его ученики. — Періодъ третій. Жоскенъ де-Прэ и время исключительная блеска въ дѣлѣ контрапунктной техники.—Зачатки програмной музыки.— Петруччивская нотопечатня и ея значеніе.—Четвертый періодъ. Виллаэртъ.—Развитіе свободный» формъ. Мадригалъ и мадригалисты.—Другія свободныя формы композицій.......57
П. Современники Нидерландцевъ и ихъ лослѣдователи. Современники Нндердандцевъ въ Италіи, Францій, Испаши и Англіи.— Теоретики Нидерландцы. — Послѣдователи Нидерландцевъ. — Глареанъ н его «Dodekachordon«. — Царлино. — Германскіе теоретики.—Школы и консерваторій.—Ііѣвцы Нидерландской эпохи —Испанскіе фальцетисты.—Начало кастратизма.....78
VII. Орландо Ласео и Палестрина. Орландо Лассо. Біографически данная. — Роль Орландо Лассо въ дѣлѣ развитія искуства и его композицій.—Римская пшола Гоудимеля.—Палестрина. Бі-ографическія данныя.—Значеніе Палестрины, какъ компониста и его композицій................90
УШ. Школы Римская и Венеціанская. Англійсніе и Протестантскіе композиторы. Композиторы Римской школы. — Венеціанская пшола и начало введенія хроматизма въ многоголосное пѣніе. — Композиторы Венеціанской школы. — Англійскіе мадрагалисты. — Протестантское хоральное пѣніе и первые Протестантскіе композиторы въ Германій..............102
IX. Народная музыка западной Европы. Прошлое Западно-Европейской народной пѣсни. — ,,Бродячіе музыканты". — Жонглеры.—Трубадуры и Мйннензингеры.— Формы трубадурской пѣсни.—Инструменты.—Отличительная черта Миннензингер-ства въ отношенін образа жизни Миннензингеровъ.—Мейстерзингеры и Мейстѳрзингерскія школы. — Мейстерзингерская
VIII
Глава. стр.
Табулатура.—Что выработалось въ концѣ концовъ изъ „бро-
дячихъ музыкантовъ".............. 113
X. Духовный и свѣтскія представленій съ музыней до ненца ХѴІ-го вѣка. Начало происхожденія мистерін, какъ формы нскуства. Дохркстіанская мистерія. — Христіанская мистерія первыхъ вѣковъ и ея дальнѣйшее развитіе. — Пассіона, какъ форма полудраматическая,стоящая отдѣльноотъ мистеріи.—Ораторія. —Параллель между этими тремя формами. — Свѣтскід п{>ед-ставленія съ музыкой до конца XVI-го вѣка......1ЯЗ
XI. Церковные композиторы ХѴІко вѣиа въ Италіи и Германій. Постепенное сближеніе принциповъ Венеціанской и Римской школъ.—йтальянскіе церковные компонисты ХУП-го вѣка.— Церковная музыка той же эпохи въ Гермаиіи. — Генрихъ Шютцъ и его послѣдователи. —Духовная кантата .... 148
XII. Инструменты и инструментальная музыка среднихъ вѣиовъ. Взаимное отношеніе группъ музыки вокальной и инструментальной въ прежнее время. — Первыя формы инструментальной музыки. —Церковный органъ, какъ инструмента, стоящій во главѣ инструментальной семьи. —Развитіе органа какъ инструмента.—Органисты и органная комповиція.-Семья клавіатур-ныхъ струнныхъ инструментовъ.— Смычковые инструменты.— Семья лютни.—Инструменты духовые.—Инструменты въ области церковной музыки. Роль Венеціанцевъ по отношенію къ инструментальной музыкѣ.—Симфоній и Ритурнелли.—Со-
ната и Канцона................ 157
ПРИЛОЖЕНІЯ КО ІІ-ой ЧАСТИ.
1. «Ауе Maria сочин. Аркаделя........... I.
2. tSalve RegiBa» » Орландо-Лассо......... II.
3. «АЬогапш te» » ЛІалестрины.......... IY.
Размадзе Александр Соломонович Композитор, музыкальный критик, историк музыки. Учился в Московском университете и Лейпцигской консерватории. В 1870-х гг. был профессором истории музыки Московской консерватории. В течение почти 20 лет вел отдел музыкальной критики в различных периодических изданиях, в том числе в таких известных газетах, как "Русские ведомости" и "Русский курьер". Редактировал издававшийся в Москве "Музыкальный вестник". Автор нескольких фортепианных пьес, а также пьес для пения, из которых большой популярностью пользовались "Кобзарские песни".
Главным трудом А. С. Размадзе стали "Очерки истории музыки от древнейших времен до половины XIX века" (1888), написанные по материалам лекций, которые он читал в Московской консерватории. В книге была исследована история музыки на протяжении огромного периода истории человечества, начиная от музыки в Древнем Китае, Индии и Египте и заканчивая оперным искусством в странах Западной Европы до середины XIX столетия. И хотя автор не довел содержание до эпохи современных ему композиторов, книга была положительно встречена музыкальной критикой и на протяжении долгого времени служила учебным пособием для всех изучающих историю музыки. |