Оглавление
ОГІАВІЕНІЕ
Глава стр.
I. Китай и Японія. Искуство у Китайцевъ и характерный черты его разпитія.—Китайская музыка.—Легенда о Лингъ-Лунѣ и двѣнадцати полутонахъ.— ІІлти-тонная древнѣйшая гамма.— Кругъ квинтъ и квартъ. — Разряды инструментовъ по Юнгъ-Ченгу.—Значеніе музыки у Китайцевъ. — Кангь-Ги и инструменты новой династій. — Музыка у Японцевъ. — Самизенъ и Кокіу, какъ самостоятельные инструменты.—Что такое Японскій оркестръ и впечатлѣніе имъ производимое на Европейца. . . 3
П. Индія. Музыка Индусовъ.—Музыкальный мнѳъ Индіи.—Значеніе музыки въ древнѣйшія времена.—Риг-веда.—Индійская драма съ музыкой. — Почетъ, которымъ пользовались Музыкальные инструменты. — Научно-музыкальныя сочнненія. — Ра-гавибгода. — йндійское учете о музыкѣ и системна тоновъ и гаммъ.—Вина, какъ важнѣйнгій инструментъ Индусовъ*—Другіе струнные инструменты. — Инструменты ударные, деревянные,
духовые и мѣдные..............17
Ш. Египетъ. Музыка Бпштянъ.—Египетское учѳніе о мувнкѣ и инструменты.—Значѳніе музыки въ жизни Египтянъ.—Послѣд-
ній періодъ существованія Египетскаго искуства.....30
IV. Арабская музыка. Значеніе Арабской культуры для искуства вообще.—Арабскіе ученые въ области музыкознанія.—Основанія Арабской теорій музыки. — Арабскія гаммы.—Исключительный періодъ развитая теоретически^ знаній въ облаете Арабскаго искуства.—Арабская иструмѳнтальная музыка и инструменты . 45
IY
Глава. стр. V. Музыка остальныхъ племенъ древней Азіи. Ассирія и Вави-лонія.—Йскуство и его значеніе въ Ассирійской жизни.—Мидо-Персы.—Музыка Финикіянъ, Сирійцевъ и Лидійцевъ. — Евреи, какъ главные носители музыкальной культуры въ средѣ Семи-тическихъ племенъ.—Пророчество, какъ йскуство стихосложенія и сложенія мелодій. — Пророческія консерваторій.—Музыка со временъ Давида и Соломона.—Инструментальная музыка Евре-евъ и инструменты. — Характерная черта Еврейскихъ извѣстій о Еврейской музыкѣ и какъ должно относиться къ указаніямъ, почерпаемымъ изъ такихъ извѣстій.—Конецъ самостоятельнаго
существовавши Еврейской культуры..........59
VI. Греческая музыка. Неріодъ первый. Общій взглядъ на Греческое йскуство. — Три періода развитая Греческой музыки. — Первый періодъ. — ІІѢвцы и ихъ пѣснопѣнія. — Переходный формы. — Элегія и Ямбъ.— Диѳирамба и празднество въ честь Аполлона. — Миѳическіе пѣвцы: Орфей, Оамиръ и друг.—Го-меръ и его миѳичиское происхожденіе. — Плачъ о Линосѣ. — Ллемосъ и Скефросъ. — Пѣсни весел аго содержанія: Пэаны. . 81 ѴИ. Греческая музыка, ІІеріоды второй и третій. Дорійское пере-селеніе. — Пѣвческія общества.—Гомериды. — Состязанія. — Олимпійскія празднества и ихъ значеніе. — Дельфійскія празднества и ихъ отличительная черта.—Празднества въ честь Діо-нисія-Вакха. — Зарожденіе драматической формы и Греческій театръ. — Эпоха исключительна™ процвѣтанія музыкальнаго искуства и въ особенности виртуознаго дѣда.—Послѣдній пе-ріодъ самостоятельнаго существования Греческой музыки. —Македонская эпоха.—Аристоксенъ и его полемика съ Пиѳагорей-цами.—Дидимъ Александрійскій,—Покоренная Римомъ Греція. 91
VIII. Наука музыки въ Греція. Греческій изглядъ на музыку и ел законы.—Понятіе о тонѣ и символика тоновъ.—Учете о тонѣ и йнтерваллахъ.—Понятіе о консонансахъ.—Системма и Тетра-хордъ.—Построенія равдѣльныя и связныя........ПО
IX. Греческія гаммы. ДревнѣйшіяГреческія гаммы.— Гаммный по-рядокъ позднѣйшихъ періодовъ.—Гаммы главныя, служащія къ образовали) другихъ.—Энгармонизмъ въ гаммахъ.—Гаммы втора го образованія и законы построенія всѣхъ семи гаммъ. — Лира, какъ средство продуцировать разныя тональности. — Гаммы третьяго образованія. — Что такое характеры разныхъ гаммъ по мнѣнію Грековъ.............124
X. Греческая музыка, (окончлшк) Ритмъ и ученіе о ритмикѣ,— Греческіе ритмы въ нашемъ смыслѣ слова. — Мелосъ. — Me-
лодія.—Гармонія.—Октава, какъ главный элементъ созвучгій.— Инструменты.—Лира и ея значеніе въ Гречѳсвомъ искуствѣ.— Другіе струнные инструменты.—Флейта и обширная семья флейт-ныхъ видовъ.—Остальные инструменты.—Монохордъ. . . . 133
Музыка народовъ Аппенинская» полуострова. Этруски.—Этрус-скія гробницы и памятники. — Музыкальное искуство Этру-сковъ. — Римляне. — Главные музыкальные инструменты Рим-лянъ н значеніе искуства въ Римской жишпж. — Позднѣйшій пе-ріодъ и время меломаніи и диллетаитвзма. — Римскіе представители музыкальной науки.—Римскій театръ.—Религіозная музыка и чуждые Риму элементы, нашедшіе мѣсто въ Римской жизни. —Римскіе концерты.—Нероніи. —Музыка какъ нѣ-что несоставлявдіее необходимаго звена въ общемъ образовавши. — Неронъ съ его всеобнимающемъ диллетантизмомъ и позднѣйшіе императоры,—Юліанъ.—Послѣдній неріодъ сутце-ствованія Римской имнеріи............146
ПРИЛОЖЕНІЯ КЪ 1-Й ЧАСТИ.
Индійскія мелодій Арабскія „
I. IV.
Размадзе Александр Соломонович Композитор, музыкальный критик, историк музыки. Учился в Московском университете и Лейпцигской консерватории. В 1870-х гг. был профессором истории музыки Московской консерватории. В течение почти 20 лет вел отдел музыкальной критики в различных периодических изданиях, в том числе в таких известных газетах, как "Русские ведомости" и "Русский курьер". Редактировал издававшийся в Москве "Музыкальный вестник". Автор нескольких фортепианных пьес, а также пьес для пения, из которых большой популярностью пользовались "Кобзарские песни".
Главным трудом А. С. Размадзе стали "Очерки истории музыки от древнейших времен до половины XIX века" (1888), написанные по материалам лекций, которые он читал в Московской консерватории. В книге была исследована история музыки на протяжении огромного периода истории человечества, начиная от музыки в Древнем Китае, Индии и Египте и заканчивая оперным искусством в странах Западной Европы до середины XIX столетия. И хотя автор не довел содержание до эпохи современных ему композиторов, книга была положительно встречена музыкальной критикой и на протяжении долгого времени служила учебным пособием для всех изучающих историю музыки. |