Призрак бродит по России -- призрак исчезновения с исторической сцены великой
русской цивилизации, исчезновения не только как многомиллионного этноса, но
и как одного из крупнейших в истории человечества духовных явлений. Задача
излагаемого "Манифеста" -- в сжатом виде изложить основные особенности
русской цивилизации, определить, что ей угрожает, какие силы реализуют эти
угрозы и противостоят им, и, наконец, оценить возможные пути ее сохранения.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ СОВЕСТИ (Г. Г. Малинецкий) |
1. | ЧТО ТАКОЕ РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ |
| 1.1. | Особенности русского менталитета |
| 1.2. | Особенности русской цивилизации |
| 1.3. | Национальный и конфессиональный состав русской цивилизации |
| 1.4. | Историческая задача русской цивилизации |
2. | РАЗРУШИТЕЛИ И ЗАЩИТНИКИ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ |
| 2.1. | Социально-менталитетная война против русской цивилизации |
| 2.2. | Откуда исходят угрозы русской цивилизации и как они реализуются |
| 2.3. | Главные враги и разрушители русской цивилизации |
| 2.4. | Кто противостоит развалу? |
| 2.5. | Русская цивилизация и реформаторы России -- от Петра Первого до Горбачёва |
3. | РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ТЕКУЩЕГО МОМЕНТА |
| 3.1. | Суть либеральных реформ |
| 3.2. | Русская цивилизация и реформаторы России постсоветского периода |
| 3.3. | Русская цивилизация и интеллигенция |
| 3.4. | Русская цивилизация и православная церковь |
4. | ПРОЕКТЫ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ |
| 4.1. | Проект суверенной демократии |
| 4.2. | Проект возврата к самодержавию |
| 4.3. | Советский и земский проекты |
| 4.4. | Проект "Москва -- третий Рим" |
5. | ТЕРМОДИНАМИКА СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ |
| 5.1. | Законы природы как основа социальных явлений |
| 5.2. | Термодинамика закрытых социальных систем |
| 5.3. | Термодинамика открытых социальных систем |
6. | КАК СОХРАНИТЬ РУССКУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ |
| 6.1. | Задача снижения энтропийности русской цивилизации |
| 6.2. | Задача подъема духовной компоненты русской цивилизации |
| 6.3. | Оптимальный общественный строй русской цивилизации |
| 6.4. | Русская цивилизация и рынок |
7. | ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОБЪЕДИНЕНИЕ -- ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА В БОРЬБЕ ЗА РУССКУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ И ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ЕЕ СОХРАНЕНИЯ |
| Соглашение о единстве взглядов и действий в борьбе за русскую цивилизацию |
Цивилизация совести (Г.Г.Малинецкий)
Политика в двух отношениях принципиально отличается от науки.
В науке достаточно, в идеале, один раз рассказать о полученном
результате. Далее научное сообщество воспримет его, включит его
в круг понятого и сделанного и двинется дальше. В ином случае
отвергнет или поставит под сомнение, предоставив исследователю
право убеждать коллег, либо согласиться с их мнением.
В политике, напротив, приходится повторять вновь и вновь, до тех
пор, пока не удастся убедить единомышленников, оппонентов,
лидеров партий, элиты или широкие массы. Это трудная,
но необходимая работа. К числу людей занимающихся ей, стремящихся
внести свой вклад в большое общее дело, можно отнести и автора
книги "Манифест русской цивилизации" профессора Валерия
Николаевича Ильина, которую вы держите в руках.
Второе отличие -- различные требования к личным, моральным,
духовным качествам ученого и политика. История науки беспощадна
в качестве редактора. Вначале на автора ссылаются, потом
"ссылают" в примечания, а потом, в большинстве случаев
забывают. Зато личные качества выдающихся ученых, их
политические взгляды и пристрастия история прощает.
И забывается, к примеру, что выдающийся математик XX в. Джон фон Нейман был большим поборником ядерных бомбардировок и советовал
ударить по Токио и Киото (верх взяло мнение генералов, бывавших
в этих городах и предложивших Хиросиму и Нагасаки). Лишь знатоки
помнят рассуждения великого Лейбница об агрессивности России и о том, что именно она и является главной угрозой Европе.
Есть въевшийся в сознание стереотип, что "политика -- грязное
дело". Но ведь для крупных политиков дело обстоит совсем
наоборот! Этическая, нравственная основа их дел, а зачастую
и слов помнится долго, очень долго, меняет сам образ
государственного деятеля. Вспомним Черчилля -- с одной стороны,
одного из лидеров антигитлеровской коалиции, лауреата
Нобелевской премии по литературе. А с другой -- автора
Фултоновской речи, одного из организаторов и пророков "холодной
войны"...
Кроме того одни и те же политические, общественные идеи могут
радикально меняться, в зависимости от личностей тех, кто берется
воплощать их в жизнь. Совсем не то в объективной, рациональной
и интернациональной науке...
Толстой писал, что в каждом произведении автор должен любить его
главную мысль. В книге В.Н.Ильина, которую вы держите в руках -- эта мысль о совести и о состоянии умов.
В Китае, который сейчас набирает силу, есть древняя притча
о Конфуции и императоре. Император спросил у мудреца, что нужно,
чтобы страна благоденствовала и подданные были счастливы.
-- "Нужны три вещи: сильная армия, много хлеба и состояние
умов". Шли годы, страну ожидали испытания, и вновь император
обратился к мудрецу, чем можно пожертвовать, если нельзя
удержать все. "Армией", -- был ответ. Когда стало еще хуже,
через несколько лет Конфуций ответил: "Пожертвуй хлебом". -- "Но почему не состоянием умов?" -- спросил изумленный
император. "Пожертвовав состоянием умов, ты потеряешь все", -- прозвучал ответ.
В справедливости этой древней притчи граждане России имели
горькую возможность убедиться на своем опыте. Мир России -- цивилизацию, остановившую фашизм, предлагавшую человечеству свой
тип жизнеустройства, открывшую путь к звездам, -- "окоротили", спустили с небес на землю. Помните, хрущевское:
"Лучшая рыба колбаса", "хороши идеи Маркса, если смазать их
сальцем"... Вместо образов творцов стали культивировать образы
мелких кулаков, "бизнесменов"... Позор Горбачевщины, тотальное
предательство своих святынь, истории, идеалов, союзников
и собственных граждан. Уже сейчас ельцинскую эпоху зам. главы
Администрации Президента В.Ю.Сурков называет "зоологическим
периодом российской истории". Нетрудно представить, как об этом
будут писать в школьный учебниках через несколько лет. Наверно,
как об эпохе национального позора и унижения. И будут правы.
В теории самоорганизации -- синергетике -- развита концепция
параметров порядка. Эти параметры порядка -- ведущие, главные
переменные в сложной системе, которые в процессе самоорганизации
становятся основными и с течением времени начинают определять
динамику остальных переменных системы.
В книге В.Н.Ильина в качестве таких параметров рассматриваются
духовно-нравственные устои цивилизации. Следует им страна --
дела идут на лад, можно браться за другие проблемы,
не следует -- жди беды. Каждая цивилизация опирается на свои
устои, сложившиеся в ходе многовековой истории. По мысли автора,
"ключевым понятием русской цивилизации служит понятие совести.
Совесть по-русски... это социальный моральный долг отдельного
человека перед другими людьми и обществом в целом,
восчувствованный и осознанный им посредством русского
мироощущения и миропонимания как личный, внутренний нравственный
долг перед самим собой. Главная черта русской совести -- ее
соборный характер, учет в ней общих интересов, рассматриваемых
как главная часть личного интереса".
В нашей серии "Будущая Россия" вышло несколько книг. И многие
авторы с разных позиций, исходя из различных подходов, приходят
к близким выводам. Например, известный физик, экономист,
специалист по математическому моделированию в биологии
и оригинальный мыслитель Д.С.Чернавский полагает, что императивы
мира России это: "Духовное выше материального", "Общее выше личного", "Справедливость выше
закона".
Наверно, стоило бы добавить к этому "Будущее важнее
настоящего и прошлого". На тысячелетнем пути наша цивилизация
всегда смотрела не только ввысь, но и вперед.
Ценным и важным является то, что автор этой книги -- профессор
Московского авиационного института, известный специалист
в области компьютерных наук, представитель научно-технической
интеллигенции. Это не только логика, ясный и точный стиль,
краткость и стремление выделить главное. Это точка зрения,
принадлежащая не политику, социологу, философу, а инженеру -- человеку, осмысливающему прожитое, исходя из своего пройденного
пути и прожитых десятилетий. Если многие представители
научно-технического и педагогического сообщества будут видеть
путь в будущее России схожим образом, то у нашей страны появится
надежда.
В самом деле, какой социальный слой сможет стать субъектом
грядущих перемен? Кто сможет попытаться перевести Россию
с уготованной нашему отечеству траектории регресса на другой путь?
Страна живет сейчас на "нефтяной и газовой игле", поэтому
в условиях развала обрабатывающей промышленности
на самоорганизацию рабочих в этих отраслях, активность их
профсоюзов надеяться не приходится. Трудящиеся
экспортно-ориентированных отраслей -- новая "рабочая
аристократия". Так кто же?
Выдающийся математик и мыслитель, академик Никита Николаевич
Моисеев полагал, что субъектом российского развития может
и должна стать научно-техническая интеллигенция страны
и поддерживающий ее профессорско-преподавательский корпус.
Численность первой группы накануне реформ составляла около
10 миллионов человек. Вторая группа может быть очень влиятельна.
К образованию в современной России так или иначе причастно
35 миллионов человек. Кроме того, при нынешнем, колониальном
пути развития обе группы, по сути, становятся не нужны. Они
теряют работу и смысл своей деятельности. В то же время
инновационное развитие, создание экономики основанной
на знаниях, необходимые России как воздух, целиком зависят
от творческого потенциала, профессиональных навыков, эффективности
самоорганизации, трудовых и нравственных установок этих
групп.
России мало подняться с коленей. Ей надо еще совершить
технологический рывок. При этом речь идет не только
о производственных технологиях, но и об алгоритмах управления,
о гуманитарных технологиях. У тех, кто живет в России, должна
появиться мечта и большие цели, которые дают большие силы.
Должно появиться новое видение себя.
И ведь такое видение и своих задач, и своего масштаба в истории
Росси уже было. "Мы не враждебно, а дружественно приняли в душу
нашу гении чужих наций, всех вместе, не делая преимущественных
племенных различий, умея инстинктом, почти с самого первого шагу
снимать противоречия, извинять и примерять различия... Да,
назначение русского человека есть бесспорное европейское
и всемирное. Стать настоящим русским, может быть и значит только
(в конце концов это подчеркиваю) стать братом всех людей,
всечеловеком, если хотите", -- говорил Ф.М.Достоевский
на заседании, посвященным памяти А.С.Пушкина -- "русского
человека в его развитии". И это говорил человек, который видел
и бездны русской души и мерзости жизни, и пороки современного
ему общества и крушение надежд нескольких поколений!
Положение дел ныне драматично. Народу, большим социальным
группам, отказавшимся от одних смыслов, ценностей, идеалов надо
обрести другие, высокие и сильные. Как вдохнуть жизнь
в опустошенную, разуверившуюся душу? Как обрести единство
и доверие друг к другу? Как отстроить разрушенное? Да и возможно ли это? Возможно ли без войны, крови, слез? Нам, в России,
предстоит в ближайшие годы найти ответы на эти главные,
"последние", как говорил Ф.М.Достоевский, вопросы.
России сегодня не хватает высоты. Ей надо увидеть своего
"журавля в небе". И книга В.Н.Ильина помогает увидеть его.
Не скрывая проблем, она дает надежду.
Конечно, как в любой яркой, талантливой, написанной на одном
дыхании книге, есть о чем поспорить. Может быть, некоторые
оценки слишком прямолинейны. В самом деле, если позиции КПРФ так
надежны, как написано в книге, то почему же партию, которую
поддерживали миллионы, сгрызла "крыса компромисса", а борьбу
за идеалы сменили схватки за посты? Быть может, автор
идеализирует НЭП, видя в нем не только прошлое, но и "заготовку
для будущего"?
И бог, и черт в деталях. Может быть, социологические данные
позволили бы лучше представить состояние умов и глубину той
пропасти, из которой предстоит выбираться?
Сегодня социологи, политики, экономисты, аналитики все чаще
оперируют представлениями теории самоорганизации -- синергетики, равновесной и неравновесной термодинамики.
Интересно и оригинально это сделано и в книге В.Н.Ильина.
Однако, на мой взгляд, предложенная автором, "философская
интерпретация термодинамики" -- красивая метафора. Она
помогает в понимании и в объяснении, но на нее нельзя опираться
в исследовании.
Однако, вероятно, автор во многих случаях и не рассчитывал
на изложение готовых ответов (их предстоит искать народу России),
а предполагал начать диалог о проблеме развития нашего отечества.
И чем активнее будут в нем участвовать неравнодушные к судьбе
России люди, тем лучше. Может быть, сегодня пора учить мечтать
о будущем страны со школьной скамьи.
Политика, общественные дела отличаются от науки и еще в одном
важном отношении. В политике обычно труднее, чем в науке,
оценить путь, который предстоит пройти до результата. Трудно
оценить ту "латентную теплоту народного патриотизма",
пользуясь выражением Льва Толстого, без которой не бывает побед
и свершений. И тем важнее каждый шаг. Таким шагом является
яркая, талантливая книга "Манифест русской цивилизации".
Думаю, что многие, прочитав ее, согласятся с таким суждением.
Председатель редакционной коллегии серии "Будущая Россия",
профессор Г.Г.Малинецкий
Ильин Валерий Николаевич
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Московского авиационного института (национального исследовательского университета), академик Международной академии информатизации и Академии новых информационных технологий. Один из пионеров применения в СССР методов компьютерного моделирования в электронике, автор первой отечественной монографии по этому направлению («Машинное проектирование электронных схем»), переведенной в Польше, Чехословакии и ГДР. Широко известен в научных кругах как специалист в области автоматизации проектирования и искусственного интеллекта. Автор более 200 научных работ по этой тематике, в том числе 20 монографий и учебных пособий. Обладая широким научным кругозором, в последнее время работает над проблемой объективизации гуманитарных наук на основе социально-физико-математических методов, обобщенно называемых софизматикой (монографии «Негуманитарная социология. Новый взгляд на обществоведение» (М.: URSS), «Термодинамика и социология. Физические основы социальных процессов и явлений» (М.: URSS), «Манифест русской цивилизации» (М.: URSS)). Его работы в этой области отличаются острой постановкой актуальных вопросов и нестандартностью предлагаемых ответов. В них излагается разработанная автором оригинальная теория взаимодействия сознания, природы и бытия, представляющая собой особую ветвь софизматики — соприматику, в которой с физико-математических позиций рассматривается феномен появления маятниковых алгоритмических колебаний в самых разнообразных бытовых, экономических, исторических, общественно-политических и планетарных процессах, протекающих с участием сознания и природы, обосновывается субъективно-объективный характер этих колебаний и предлагаются методы борьбы с ними.