После публикации наших книг и выступлений по их следам на конференциях и в формате встреч в рамках программы "Лучшие книги издательств – московским библиотекам" в Центральной деловой библиотеке города Москвы стало ясно, что некоторые вопросы требуют более подробного и детального разговора. Введение в МПГУ магистерской программы "Медиасловесность" укрепило наши намерения, и мы решили ответить на возникшие вопросы, выдвинув в центр именно те проблемы, которые сегодня оказались актуальными для формирования литературного и исследовательского поля. Временной охват рассматриваемого материала небольшой, в него входит первое пятнадцатилетие XXI века, но оно оказалось настолько насыщенным различного рода событиям, что разговор оказался возможным, результаты самоочевидными. Как образно подметила Л.Улицкая, "каждое десятилетие приносило свой улов". Построение пособия традиционно, оно состоит из Теоретической и Практической частей. Первая часть, включающая в себя Введение ("Литературный процесс как информационное поле") и раздел "Литературный процесс пятнадцатилетия: тенденции и особенности" посвящена общей ситуации, сложившейся в начале XXI века. В центре оказались механизмы отражения современного литературного процесса в медиапространстве, те приемы и средства, с помощью которых отражаются соответствующие события в СМИ. Одновременно мы постарались показать новые методики анализа и восприятия текста, ибо пособие ориентировано на представителей гуманитарной сферы. Отчасти мы стремились учесть и того вдумчивого читателя, который склонен видеть в книге не только информацию, но и некоторые художественные особенности. Для него в первую очередь предназначена первая часть, посвященная характеристике литературной ситуации. Практический раздел (где обобщены методики отражения обстановки первого пятнадцатилетия в культуре) посвящен конкретным формам, в которых отражен данный процесс. Специальный раздел посвящен Новости и методике ее организации. Новость воспринимается нами как сообщение особого рода, оповещение о разных событиях, в нашем случае о выходе книги, книжных фестивалях, творческих встречах. В издательском процессе они организуются в виде репортажа, колонки, эссе, рецензии. Осмысление поможет подготовке специалистов любого уровня, которые связаны с созданием подобных форм. Различные жанры и формы подачи материала могут также стать творческими заданиями в учебном процессе, поэтому механизм образования конфигураций показан подробно. Сегодня подобные материалы публикуются в самых разных изданиях, следует учитывать, что информация появляется не только в профессиональных органах, но и в ведомственных изданиях и так называемых "глянцевых" журналах и газетах. Визуальный ряд обозначен в разделах "Журнальный зал", "Премии и премиальный процесс", "Пиар-акции". Нами избраны те доминантные формы для презентации информационного поля, которые показались наиболее доступными и которые отражают именно издательскую стратегию. Осмысление визуальных рядов показалось значимым, ибо современный учащийся, читатель и специалист связан с множеством технических устройств. Хотя, прямо признаемся, его нужно научить пользоваться подобными инструментами, а затем обобщать и осмысливать услышанное и увиденное. Торговый дом "Москва" регулярно сообщает о предстоящих выходах книг и творческих встречах с авторами. Такую же информацию содержат и сайты писателей, где обозначаются места встреч в связи с публикациями произведений. В Приложении помещены схемы анализа, образцы рецензий, пресс-материалов. Сложность осмысления материала заключается в том, что современные оценки литературного процесса резко отличаются от классических. Причина проста, изменилось сознание, оно стало более прагматичным и конкретным, что вовсе не исключает глубины осмысления материала, просто процесс происходит иначе. Следует учитывать, что в литературном процессе участвует множество агентов: авторов, издателей, критиков, преподавателей, литературоведов. Выдвигая "своих" авторов, напрямую или опосредованно, они создают собственное поле рецепции и интерпретации литературного текста. Насколько оно действительно отвечает реальности, покажет время. Перед будущими специалистами стоит задача осмысления подобных материалов, наша – в создании инструментария, позволяющего выполнить творческие задания и применить полученные навыки в практической деятельности. Надеемся, что мы смогли отразить литературный процесс таким, каким он предстает в читательском и критическом осмыслении. Одновременно мы учитывали динамическую природу взаимодействия между текстом и читателем. Таков наш сегодняшний ракурс. Мы хотим выразить свою благодарность всем тем, кто задавал нам вопросы, помогал в практических решениях для этой книги: прежде всего директору Центральной городской деловой библиотеки (ЦГДБ) Н.А.Забелиной, предоставившей свою площадку для проверки нашей концепции; И.Д.Прохоровой, позволившей воспользоваться изданиями, выходящими в издательстве НЛО ("Новое литературное обозрение"); И.О.Шайтанову, любезно подключившему нас к участию в дискуссиях, посвященных литературному процессу. Свои материалы предоставляли нам различные издательства, особенно полезными оказались для нас материалы издательств "Альпина нон-фикшн", "Альпина паблишер", "Время", "АСТ. Редакция Елены Шубиной". Подчеркнем, что нам оказывали профессиональную и дружескую поддержку все, к кому мы обращались. Замечания и пожелания всегда оказывались значимыми и конструктивными, по мере возможности они были учтены. Техническая поддержка проекту оказана нашим традиционным координатором, научным сотрудником ИМЛИ РАН В.Ф.Капицей. Колядич Татьяна Михайловна
Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы МПГУ. Печатается с 1973 года, автор многочисленных научных и методических работ. Член Союза литераторов РФ, Союза журналистов и Союза переводчиков, а также Международной федерации журналистов и Международного союза переводчиков. Лауреат общенациональной государственной премии «Открытая книга России» (2011). Сфера научных интересов — мировая культура, история и теория литературы, русская литература, детская литература и фольклор.
Капица Федор Сергеевич Кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела средневековых славянских литератур Института мировой литературы РАН. Печатается с 1974 года, автор многочисленных публикаций в научных и справочных изданиях. Член Союза литераторов РФ, Союза журналистов РФ и Международной федерации журналистов, Международного союза переводчиков и Союза переводчиков РФ. Лауреат общенациональной государственной премии «Открытая книга России» за 2011 год. Сфера научных интересов — мировая культура, теория и история литературы, детская литература, фольклор, русская литература.
|