Предисловие |
Словарь |
| 1. | Живопись и графика |
| Мэйшу – изобразительное искусство |
| Чжунгохуа – китайская традиционная живопись |
| Баньхуа – гравюра; мукэ – ксилография |
| Бихуа – стенопись (настенная живопись) |
| Вэньжэньхуа – живопись интеллектуалов |
| Гунби – тщательная кисть и се-и – выражение (письмо) сути (идеи) |
| Дандай цзю-дацзя – девять корифеев нашего времени |
| Жэнь'у (хуа) – живопись жанра "люди" |
| Лидай чжунгохуа шиэр дацзя – двенадцать крупнейших мастеров китайской традиционной живописи разных периодов |
| Линь-мо – повторение и копирование |
| Линнань хуапай – Линнаньская (Гуандуньская) живописная школа |
| Лючао сыдацзя – четыре корифея периода Шести династий (229–589) |
| Наньбэйцзун, наньбэй хуапай – Южная и Северная школы (направления) в китайской традиционной живописи |
| Няньхуа – новогодняя картинка, лубок |
| Синьань хуапай – Синьаньская (пров. Аньхуй) живописная школа |
| Сюй-хуан, Сюй Си хуапай, Хуан Цюань хуапай |
| Сы-ван – четыре Вана |
| Сы цзюньцзы – "четыре совершенных" |
| Умэньпай – Умэньская (Сучжоуская) живописная школа |
| Фангу – "в подражание классике (древним)" |
| Хайшан хуапай – Шанхайская живописная школа |
| Хуаншань хуапай – Хуаншаньская (пров. Аньхуй) живописная школа |
| Хуаняо (хуа) – живопись в жанре "цветы-птицы" |
| Цзяньби или люеби – лапидарная кисть |
| Цинчу сы-гаосэн – "четыре высокочтимых буддийских монаха начала династии Цин" |
| Чанчжоу хуапай – Чанчжоуская живописная школа, или "Юнь пай" – "школа Юня" |
| Чжитоухуа (чжихуа) – живопись пальцем |
| Чжуанбяо гэши – строение формы картины традиционной китайской живописи, ее монтировка и оформление |
| Чжэпай (чжэцзян хуапай) – Чжэцзянская живописная школа |
| Шаньшуй (хуа) – живопись в жанре "горы-воды" |
| Шуймохуа – монохромная живопись (черной) тушью |
| Шэсэхуа доцайхуа (или чжосэхуа – полихромная, многокрасочная живопись |
| Юаньсыдацзя – четыре корифея Юаньской эпохи |
| Цзяньчжи – бумажная вырезка |
| Цихуа – лаковая живопись |
| Юхуа – масляная живопись |
| Янчжоу багуай – восемь чудаков из Янчжоу |
| 2. | Скульптура |
| Дяосу – скульптура |
| Линму дяосу – монументальная скульптура при могильных курганах и погребальных комплексах |
| Сымяо дяосу – храмовая скульптура |
| Сяосин чжуанши дяосу (аньтоудяосу, шиюнчжуанши) – мелкая декоративно-прикладная скульптура |
| Хуасянчжуань – рельефы на кирпичах |
| Хуасянши – рельефы на каменных плитах |
| Чуньдяосу (шинэй д. с., дасин шивай д. с.) – станковая и новая монументальная скульптура |
| Шику дяосу – монументальная скульптура скально-пещерных монастырей |
| Юн – погребальная скульптура |
| 3. | Каллиграфия |
| Шуфа – каллиграфия |
| Бифа, юньби, юнби – правила работы кистью |
| Бихуа – графические элементы (черты, графемы) конструкции иероглифического знака |
| Бишунь (бисюй) – порядок наложения черт (графем) при конструировании (написании) иероглифа |
| Вэньфан сыбао – четыре драгоценности кабинета интеллектуала (ученого, литератора, художника, каллиграфа) |
| Гу – "кости" ("костяк"), жоу – "мясо" ("плоть"), цзинь – "мышцы", сюе – "кровь" |
| Линь-мо – воспроизведение и копирование образцов классической каллиграфии (фашу, фате) |
| Цзяньцзя (цзецзы, цзети, цзегоу) – принципы композиционного построения иероглифического знака |
| Чжанфа (буцзюй, бубай) – построение, композиционная организация каллиграфического текста |
| Чжуанькэ – резная чжуань |
| Чжибифа – способы держания кисти |
| Шути – каллиграфический почерк, сытишу – четыре основных почерка китайской каллиграфии, утишу – пять почерков калллиграфии |
Китайское изобразительное искусство в отечественном искусствознании |
Именной указатель |
Основные термины и понятия |
Соколов-Ремизов Сергей Николаевич
Родился в 1931 году. С 1961 г. — сотрудник Государственного института искусствознания, ранее (1957–1961) работал в Государственном музее восточных культур. Тема кандидатской диссертации — «К проблеме изучения классического наследия дальневосточной живописи» (1972), докторской — «От Средневековья к Новому времени. Из истории и теории живописи Китая и Японии конца XVII – XIX вв.» (1995).
В круге научных интересов — «живопись интеллектуалов» (вэньжэньхуа; бундзинга) и каллиграфия (шуфа; сёдо). Особое место занимают тема «четырех совершенных» (сыцзюньцзы; бамбук, орхидея, дикая слива, хризантема) монохромной тушью и резная каллиграфия на так называемых «свободных, досужных печатях» (сяньчжан; юин). Наряду со статьями разных лет по каллиграфии и живописи Китая и Японии опубликованы монографии: «Литература—каллиграфия—живопись»; «От Средневековья к Новому времени»; «Восемь янчжоуских чудаков. Из истории китайской живописи XVIII в.»; «Живопись и каллиграфия Китая и Японии на стыке тысячелетий в аспекте футурологических предположений: Между прошлым и будущим» (М.: URSS); «Гармония мироздания. Японский художник Томиока Тэссай»; имеющая концептуальное значение статья «Мой Рёкан» в сборнике «Россия—Япония. На путях взаимопонимания культур» (М.: URSS), где С. Н. Соколов-Ремизов выступает как редактор-составитель и автор прокомментированного перевода статьи Оно Тадасигэ «Об искусстве Востока и Запада».
К наиболее значительным своим работам автор относит также статью «Размышления о сакральном в приложении к творческому процессу создания и восприятия художественного произведения на примере китайской резной каллиграфии на печатях» (в сб. «Искусство Востока. Сохранность и сакральность», 2012). Завершает работу над книгой, посвященной китайским и японским «свободным печатям», а также над вторым томом монографии «Между прошлым и будущим».