Шаген Александрович Айрапетов всю свою долгую жизнь отдал архитектуре. В возрасте 20 лет, в 1937 году он поступил в Московский архитектурный институт. Но началась Великая Отечественная война, и вместе с многими своими товарищами он ушел в армию, участвовал в боях. Трижды был ранен. После тяжелого ранения в конце войны Ш.А.Айрапетов демобилизовался и поступил на работу в мастерскую А.В.Щусева, но вскоре вернулся в институт, который окончил в 1947 году, получив за свой дипломный проект премию Союза архитекторов СССР. Почти 30 лет Шаген Александрович работал в авторитетнейших проектных организациях под руководством А.В.Щусева, И.В.Жолтовского, Ю.Н.Шевердяева, М.В.Посохина, был автором и участником проектирования крупнейших московских объектов, в том числе уникального торгово-общественного комплекса на Новом Арбате, Института Горного дела АН СССР, посольства СССР в Сирии (г.Дамаск), Академии общественных наук при ЦК КПСС в Тропарево, реконструкции здания Президиума Верховного Совета СССР в Кремле, ряда жилых домов и др.; несколько лет работал в Госгражданстрое, экспертируя и консультируя проекты важных общественных зданий в разных городах страны. В 1975 году ему присвоено звание заслуженного архитектора России. Все эти годы, увлеченно проектируя, ведя требовательный авторский надзор, консультируя, Ш.А.Айрапетов задумывался над теоретическими и творческими основами зодчества, как губка впитывал уроки мастеров, изучал профессиональную архитектуру. И один из важнейших уроков, который он получил из общения с И.В.Жолтовским, с другими мастерами советской и зарубежной архитектуры, из профессиональной литературы, – роль, место и сущность архитектурной композиции. Композиция – одно из ключевых слов теории архитектуры и самого процесса создания архитектурного произведения. Поэтому книга интересна как бы с двух позиций – с позиции понимания композиции опытным и думающим архитектором-практиком и с позиции его личной оценки мастерства, высказываний и роли Ивана Владиславовича Жолтовского, творчество и мнения которого фактически определили стилевую и формально-художественную направленность советской архитектуры 1930Нх – начала 1950Нх годов. Предлагаемая вниманию читателя небольшая работа Ш.А.Айрапетова посвящена творчеству одного из самых талантливых отечественных архитекторов – Ивана Владиславовича Жолтовского. Этот мастер, несмотря на обилие публикаций о его творчестве, до сих пор остается одной из самых загадочных фигур российского зодчества. Его творческая личность привлекала к себе пристальное внимание на протяжении более чем полувека. Жолтовского называли и новатором, и подражателем, он был уважаемым, более того, непререкаемо авторитетным учителем для многих советских архитекторов (в том числе и для автора этой работы), и в то же время его творчество не раз подвергалось "идеологической" критике. В наши дни интерес к И.В.Жолтовскому не только не падает, а, скорее, нарастает. Растет и количество публикаций о нем (см., например, статьи в журнале "Архитектура и строительство Москвы", в газете "Строительство и бизнес"; статья автора книги о взглядах И.В.Жолтовского напечатана в очередном выпуске "Архитектурное наследство"). В то же время суждения о Жолтовском и его мыслях и оценках чаще всего фрагментарны, ибо в этой сложной, многогранной и во многом парадоксальной личности каждый находит то, что ближе его собственному кругу интересов. Сочетание художественных пристрастий классика со смелым инженерным новаторством придавало удивительную устойчивость творческому кредо Жолтовского, позволяя ему идти в ногу с жесткими требованиями XX века. Как удавалось реализовать такое сочетание – в этом один из уроков мастера. Отдельного внимания требует и сложнейшая тема взаимоотношений И.В.Жолтовского и власти. Неоднократные попытки так или иначе сделать мастера заложником политических игр и противоречивой культурной политики советского государства, тем не менее, не повлияли на последовательность и самодостаточность его взглядов, на его нравственную непреклонность. Одна из самых интересных проблем, за решением которой мы сегодня обращаемся к И.В.Жолтовскому, – сочетание иррациональной, непознаваемой стороны творчества и попыток создать некое объективное теоретическое учение, систему принципов, верных на все времена, которые он так стремился передать своим ученикам, до сих пор с благодарностью вспоминающим о многочисленных беседах и наставлениях мастера. Творчество И.В.Жолтовского, несмотря на его известность, на самом деле еще
ждет своих исследователей, и поэтому особенно ценно каждое живое
свидетельство его учеников и современников. Книга Ш.А.Айрапетова – одно
из таких свидетельств. Это – и воспоминания, и размышления о том, как
теоретические постулаты Жолтовского проявляли себя в сопоставлении
с творческими кредо других крупнейших зодчих XIX и XX веков, отечественных
и зарубежных. Насколько это получилось убедительно – судить читателю.
Во всяком случае, книга заставляет задуматься о многих "вечных" проблемах,
которые сегодня вновь становятся все более актуальными для российских
архитекторов.
Вице-президент РААСН,
директор НИИТАГ,
доктор искусствоведения,
профессор В.Л.Хайт
ведущий научный сотрудник
НИИТАГ,
доктор архитектуры
Ю.Л.Косенкова
Посвящается Юрию Николаевичу Шевердяеву
В 1950 году в проектную организацию "Академпроект", где я работал вместе с заслуженным архитектором России Юрием Николаевичем Шевердяевым, был приглашен Академик архитектуры Иван Владиславович Жолтовский. Его первой работой в Академпроекте был проект Института Горного дела Академии наук СССР. Вместе с Ю.Шевердяевым мы разрабатывали этот проект по эскизам И.Жолтовского и под его непосредственным руководством. Иван Владиславович Жолтовский был многогранной личностью: выдающимся зодчим, теоретиком и педагогом. Как архитектор-практик И.Жолтовский создал множество проектов. По его проектам построено около 130 сооружений, в том числе более 90 зданий при его непосредственном участии. Он участник крупных архитектурных конкурсов, таких, как конкурс на строительство Днепрогэса, здания комбината "Известий", Дома Советов в Сталинграде и других. Его проект на конкурсе Дворца Советов в Москве в 1932 году был отмечен высшей премией. И.Жолтовский в течение многих лет после окончания Академии художеств в Петербурге изучал мировую архитектуру, в особенности архитектуру Древней Греции, Древнего Рима, итальянского Ренессанса, русскую архитектуру и архитектуру других народов. В поездках по городам Греции, Италии, России и других стран он проводил обмеры, делал зарисовки архитектурных памятников и вел путевые заметки. В результате обобщения этой многолетней научной работы Иван Владиславович пришел к выводу, что лучшие образцы мирового зодчества строились по законам природы, законам развития живого организма и были связаны с природой и окружающим пространством. Красота этих сооружений достигалась зодчими художественным выражением конструкции средствами пластики, гармоничностью пропорций и цельностью композиции. Эти закономерности – принципы архитектурной композиции, как их называл Иван Владиславович, – стали основой его творческого метода. Свои обширные знания в области архитектуры И.Жолтовский как прекрасный педагог-учитель умело и терпеливо передавал архитекторам, работавшим с ним. Многогранная, творческая, научная, теоретическая и педагогическая деятельность И.Жолтовского, к сожалению, мало изучена, монография о нем не создана. Опубликовано лишь несколько статей И.Жолтовского и его речь на первом съезде архитекторов СССР, в которых он раскрывает некоторые стороны принципов архитектурной композиции и методику воспитания молодого архитектора. Об И.Жолтовском опубликованы также несколько статей искусствоведов, в том числе А.Габричевского и Н.Былинкина. Когда мы с Ю.Шевердяевым начали разрабатывать по эскизам И.Жолтовского проект Института Горного дела, мы еженедельно получали консультации в его домашней мастерской в доме на улице Станкевича. По ходу консультаций Иван Владиславович, поясняя свои рекомендации, неторопливо рассказывал нам о принципах архитектурной композиции, затрагивая ту ее часть, которая касалась какой-либо стороны разрабатываемого проекта, иллюстрируя свои высказывания фотографиями памятников архитектуры и их деталей, своими рисунками и акварелями из своих путевых записных книжек, которых у Ивана Владиславовича было много. В беседах затрагивались и другие вопросы искусства – живописи, скульптуры, музыки. Беседы были крайне интересными, они начинались в 11 часов вечера и продолжались до двух, трех, а иногда и четырех часов ночи. В одной из первых бесед Иван Владиславович сказал мне: "Я хотел бы, чтобы Вы по-другому думали об архитектуре". Придя домой после консультаций, я обычно записывал все то главное, что услышал, стараясь точнее передать слова и мысли Ивана Владиславовича. Теперь я решил попытаться написать все то, что я знаю о принципах архитектурной композиции И.Жолтовского, и как я их понимаю, используя мои записи бесед и все, что я запомнил, а также высказывания И.Жолтовского о композиции и искусстве, изложенные в его статьях. Принципы архитектурной композиции – это свод неразрывно связанных друг с другом закономерностей функционального и художественного построения сооружения, обеспечивающих необходимые удобства для работы в этом сооружении/ и создания архитектурного художественного образа, красота которого вызывает эмоциональные чувства – это цельная система архитектурного мышления зодчего, его творческий метод. Может быть, эти записи могут оказаться полезными для молодых архитекторов. |