URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Корсаков С.Н. //Фролов И.Т. (тема)// Иван Тимофеевич Фролов: Жизнь и познание Обложка Корсаков С.Н. //Фролов И.Т. (тема)// Иван Тимофеевич Фролов: Жизнь и познание
Id: 219468
624 р.

Иван Тимофеевич Фролов:
Жизнь и познание. №58

2017. 400 с.
Белая офсетная бумага

Аннотация

Книга посвящена жизни и деятельности выдающегося российского философа и общественно-политического деятеля академика Ивана Тимофеевича Фролова (1929–1999). Представлено живое и увлекательное описание важнейших страниц его биографии — времени учебы, взросления и обретения характера, редакторской работы в ведущих отечественных и международных изданиях, научно-биографических исследований, педагогической, просветительской и научно-организационной... (Подробнее)


Анонс
top
Итак, "Человечество на переломном этапе...". Вот круг вопросов, которые, как я думаю, не потеряли своего значени сегодня:
  • человек и человечество на рубеже III тысячелетия;
  • глобальные проблемы, новое мышление и новый гуманизм;
  • приоритет общечеловеческих ценностей и национально-патриотические движения;
  • "русская идея" в мире: история и современность, принципы интернационализма;
  • гуманистическая культура: кризис и пути выхода из него;
  • наука и гуманистические ценности: новый синтез;
  • комплексные исследования человека и философская антропология;
  • проблемы смысла жизни и смерти человека;
  • перспективы человека и нравственно-гуманистические проблемы личности;
  • проблемы перехода к новой цивилизации и глобальному единению человечества на принципах нового гуманизма и демократии.
    Оглавление
    top
    Введение
    1.Годы молодости; формирование характера
     1.Детство. В Добром
     2.Школьные годы
     3.В Московском университете. Интерес к философии биологии
     4.Кандидатская диссертация
     5.Разработка концепции органического детерминизма
    2.На редакторской работе в Москве и Праге
     1.Работа в журнале "Вопросы философии"
     2.В редакции журнала "Проблемы мира и социализма"
     3.Книга "Очерки методологии биологического исследования"
     4.Защита докторской диссертации
     5.Работа в ЦК КПСС
    3.Во главе журнала "Вопросы философии"
     1.Книга "Генетика и диалектика"
     2.Главный редактор журнала "Вопросы философии"
     3."Круглые столы" журнала "Вопросы философии"
     4.Исследование методологических принципов теоретической биологии
     5.Разгром "фроловской" редколлегии журнала "Вопросы философии"
     6.Избрание членом-корреспондентом АН СССР и уход из "Вопросов философии"
    4.Научно-биографические исследования
     1.Вновь в Праге
     2.Работы о Менделе и менделизме
     3.Сотрудничество с "Научно-биографической серией"
     4.Выход на проблему человека
     5.XV Всемирный философский конгресс в Варне
     6.Проблемы человека и его будущего
     7.XVI Всемирный философский конгресс в Дюссельдорфе
     8.Возвращение из Праги в Москву
     9.Книга "Жизнь и познание"
    5.Научный совет по философским и социальным проблемам науки и техники
     1.Новый Научный совет
     2.VII Международный конгресс по логике, методологии и философии науки в Зальцбурге
     3.VIII Международный конгресс по логике, методологии и философии науки в Москве
     4.XVIII Всемирный философский конгресс в Брайтоне
     5.XIX Всемирный философский конгресс в Москве
     6.Последнее десятилетие Научного совета
    6.Философия глобальных проблем
     1.Идея "высокого соприкосновения"
     2.Экологические проблемы
     3.Создание отечественной глобалистики
     4.Книга "Глобальные проблемы современности"
    7.Наука и этика; создание отечественной биоэтики
     1.Наука – этика – гуманизм
     2.Этические проблемы генетики
     3.Книга "Этика науки"
     4.Создание отечественной биоэтики
     5.О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека
    8.Педагогическая, просветительская и общественная деятельность. Словарно-энциклопедическая работа
     1.Просветительство
     2.Преподавательская деятельность
     3.Учебник "Введение в философию"
     4.Создание кафедры комплексного изучения человека в МГУ
     5.Словарно-энциклопедическая работа
     6.Во главе Философского общества
     7.Российские философские конгрессы
     8.В Обществе "Знание"
     9.На телевидении. *-1ex"Философские беседы"
     10.Депутатская деятельность
    9.Наука и политика: концепция перестройки и нового мышления
     1.Приход в большую политику
     2.Концепция перестройки и обновления социализма
     3.Во главе журнала "Коммунист"
     4.Работа над докладом о 70-летии Октябрьской революции
     5.Помощник М.С.Горбачева
     6.Подготовка комплексных программ развития передовых участков современной науки
     7.Восстановление отношений с Русской православной церковью
     8.Развитие международных контактов
     9.Во главе газеты "Правда"
     10.XXVIII съезд КПСС
     11.Член Политбюро ЦК КПСС
     12.Во главе Комиссии ЦК КПСС по науке, образованию и культуре
     13.Разработка новой Программы КПСС
     14.Август 1991 года
     15.После августа 1991 года
    10.Комплексный подход к проблеме человека. Организация Института человека
     1.Книга "Перспективы человека"
     2.Борьба за создание Института человека
     3.Книга "О человеке и гуманизме"
     4.Институт человека
     5."Новый гуманизм"
     6."Свет погасшей звезды"
     7.Закрытие Института человека
    Основные даты жизни и деятельности И.Т.Фролова
    Литература

    Введение
    top
    Человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так, как при жизни, а в огромное число раз сильнее, и действие это по мере разумности и любовности увеличивается и растет, как все живое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов.
    Л.Н.Толстой

    Академик Иван Тимофеевич Фролов – один из наиболее крупных российских философов второй половины XX века, специалист в области методологии, истории и этики научного познания. Его творчество представляет собой опыт синтеза естественно-научного и социально-гуманитарного знания, в центре которого стоит человек. И.Т.Фролов был лидером отечественной философии и методологии биологического познания, основоположником таких новых для отечественной и мировой науки направлений, как глобальные проблемы современности, социология и этика познания жизни и человека, комплексное междисциплинарное исследование человека. Идеи академика И.Т.Фролова, развитые им в этих областях научно-философского знания, оказали огромное влияние на отечественную философию, науку и культуру.

    И.Т.Фролов был, кроме того, видным общественным деятелем нашей страны. Благодаря его усилиям был фактически совершён поворот всей нашей научной жизни на антропологическую доминанту, что вывело отечественную философию на лидирующие позиции в мировой мысли. Сама атмосфера научной жизни стала иной, и теперешняя очевидность приоритета антропологической проблематики в действительности есть результат многолетних самоотверженных усилий И.Т.Фролова. Это нашло отражение даже в постепенном изменении стиля и терминологии языка, которым пользуется наше и не только наше научное сообщество. Многие понятия, которые кажутся теперь само собой разумеющимися, стали таковыми потому, что настойчиво вводились в работах И.Т.Фролова и руководимых им научно-философских коллективов. Особенностью стиля творчества И.Т.Фролова было то, что его теоретические наработки находили своё выражение в его организационно-научной, общественно-политической и педагогической, просветительской деятельности.

    Не будет преувеличением сказать, что изучение творчества И.Т.Фролова есть одновременно высвечивание общей направленности развития отечественной философской науки 1950Íх– 1990Íх гг. И это глубоко закономерно. Учёный-лидер, пока он находится на переднем крае развития науки, становится образцом, моделью и миропонимания, и организации научной деятельности. Очень точно об этом написал академик В.А.Лекторский: "Путь философского развития Ивана Тимофеевича – от проблем методологии науки к вопросам философской антропологии (при этом старая проблематика включалась в новый, более широкий синтез, например, проблемы теории познания обсуждаются в антропологическом ключе) оказался путём движения многих наших мыслителей. Это было не случайным совпадением и не параллельным движением мысли разных философов. Именно умение Ивана Тимофеевича выявлять новые проблемные поля во многом повлияло на те смысловые сдвиги в нашей философии в целом, которые в ней происходили в течение последних 40 лет и которые определяют её современный облик... Лидер по натуре, он отличался масштабностью мышления, умением включить частные проблемы в контекст общечеловеческого. Этапы его творческой биографии во многом определили этапы развития нашей философии во второй половине XX века".

    Для адекватного понимания идей И.Т.Фролова необходимо учитывать, что они представляют собой развитие направления гуманистического творческого марксизма в отечественной философии. Это оригинальное направление возникло совершенно самостоятельно в 1950–1960 гг. и пробивало себе дорогу в острых дискуссиях с официозной марксистско-ленинской теорией, возведённой в ранг идеологии и потому крайне догматизированной. Достоинство российского варианта гуманистического марксизма заключается в том, что он в отличие от своих западных аналогов (А.Грамши, Д.Лукач, Э.Блох и др.) не ограничивался общегуманистической и политэкономической проблематикой, но фундировался обобщением новейших результатов естественных наук, в частности касающихся познания человека, и философско-этическим осмыслением этих результатов. В этом отношении работы И.Т.Фролова могут быть сравнимы лишь с фрейдомарксизмом Э.Фромма, но отличаются большей степенью охвата естественно-научного материала и меньшей концептуальной зауженностью. Фактически это новое слово в марксистской философии, соответствующее реалиям человечества второй половины XX и, даже в большей степени – XXI века. "Философская работа делается без шума, без сенсаций, – говорил И.Т.Фролов в 1997 г. в интервью петербургской газете "Новое время". – Мы не совершаем открытий. Но на протяжении десятилетий меняется мышление людей, появляются иные представления. В этом заслуга философии".

    Действительно, если мы приглядимся к тому, какие проблемы человеческого существования наиболее обсуждаемы мировой и российской общественностью сегодня, мы увидим, что все они ставились в работах И.Т.Фролова ещё с 1970Íх годов, причём уровень осмысления их был более фундаментальным. Каким сюжетам посвящены сенсационные газетные статьи, телерепортажи, вызывающие острый интерес в наши дни? Глобализации и антиглобалистскому протесту, клонированию человека, эвтаназии. Но всё это анализировалось И.Т.Фроловым в 1970–1980 гг. в исследованиях, посвящённых глобальным проблемам современности, этике генетического контроля, биоэтике, танатологии, футурологии. Драматизм судьбы И.Т.Фролова сказался в том, что он исследовал эти темы в условиях общественной "глухоты" и почти не чувствовал отклика. А буквально в течение нескольких лет после его смерти эти идеи "пошли" не только по научным изданиям, но и по средствам массовой информации. С одной стороны, "количество перешло в качество", с другой – время этих идей пришло.

    Столь популярный ныне термин "глобализация", например, применялся учёным с 1981 г. в рамках разрабатывавшейся им концепции нового политического мышления. Причём понималась глобализация здесь как современная стадия развёртывания интернационализации экономической и других видов человеческой деятельности, научно обоснованной ещё К.Марксом.

    Опередить науку и общественное сознание более чем на сорок лет, причём не в одном, а в нескольких научных направлениях, дано не каждому. Его работы были пионерскими в нашей стране и одними из первых в мировой науке, но тематика их была настолько непривычной, автор настолько далеко заглядывал в будущее, что многие его идеи ещё не могли быть в полной мере оценены и осознаны.

    Важнейшей заслугой И.Т.Фролова перед наукой стало формулирование им принципов комплексного изучения человека. Достаточно задуматься над тем, как же познавать человека, чтобы увидеть, что делать это можно, лишь опираясь не на какую-то из наук, а на весь комплекс наук. Но в этом случае возникает проблема обеспечения взаимодействия наук в исследовании человека, их практической интеграции. Показать формы и возможности такого взаимодействия, подключив к нему искусство и практику – дело философии. Комплексный подход к проблеме человека опирался на предварительно проделанную серьёзную методологическую работу, проведённую на материале отдельных наук. Следует подчеркнуть внутреннее единство философско-методологической концепции И.Т.Фролова, которая была комплексной не только по названию, но по существу своему. Его путь в философии не был переходом от биологической тематики к глобальным проблемам и НТР, а затем к человеку, а был органическим развитием концепции комплексного познания человека.

    Идейное ядро этой целостной концепции может быть выражено следующим образом. "Век биологии", переход лидерства в современном естествознании к биологии, особенно к её передовым разделам – молекулярной биологии и генетике, интенсивное развитие новых технологий приводит к тому, что человек становится не только субъектом, но и объектом научно-практического воздействия. Проводимое в условиях социально разделённого общества преобразование среды обитания ставит под угрозу экологию человека и порождает глобальные проблемы. А расходящиеся с гуманистическими ориентирами попытки изменить жизнь и саму природу человека ставят под угрозу его выживание. Если наука и техника оборачиваются против самого человека, значит в обществе неверно расставлены приоритеты. Приоритетом общественного развития должен стать сам человек, его всестороннее развитие, ценности социальной справедливости, диалога и равноправия, а не так называемая "экономическая эффективность".

    Такое изменение приоритетов предполагает переход к новому типу политического мышления и требует перестройки принципов организации жизни общества. Принципы эти сформулированы в разработанной И.Т.Фроловым концепции нового политического мышления и научного (реального) гуманизма. Ответственное отношение к будущему человека может и должно позволить человечеству вступить в "век антропологии", прийти к обществу реального гуманизма.

    Необходим новый тип науки, утверждал И.Т.Фролов, для которого были бы характерны: 1) рассмотрение науки не как чисто познавательной деятельности, игнорирующей условия своего осуществления, а как сущностной силы человека, предназначенной к его благу, 2) этическое измерение, имманентное самому процессу научного познания, сделавшего своим объектом человека и среду его обитания, 3) определяющая роль гуманистической направленности развития общества по отношению не только к научной деятельности, но и к этическим ценностям и кодексам. Переоценка возможностей современной науки, считал философ, рождает, как он говорил, "мифологию века НТР", которая становится тем опаснее, если она берётся на вооружение политиками.

    Постановка проблемы человека как приоритетной и создание Института человека с такой программой исследований, которая была предложена И.Т.Фроловым – это жизненный и научный подвиг, совершённый человеком, забрасывающим якорь в будущее. Обращение к пройденному И.Т.Фроловым пути, к истории науки и научной философии этого периода в целом, есть одновременно актуализация идей И.Т.Фролова.

    В этом смысле цель настоящей книги – биография идей академика И.Т.Фролова. Сам И.Т.Фролов в ответ на предложения написать воспоминания говорил, что если и напишет такую книгу, то это будет, книга "в основном об идеях и людях, "унесённых ветром", с которыми свела меня судьба". "Судьба России и в этой связи судьба русской, народной интеллигенции, и моя личная судьба. Только в такой связи. Чтобы не была на первом месте моя личная история. В эту общую идейную канву, в эту ткань можно было бы внедрять и какие-то мои личные воспоминания... Но, – добавлял он, – вряд ли я когда-либо выйду за известные рамки и не буду вторгаться в свою личную жизнь – в большей мере, чем официальная, насыщенную и увлекательную. Я о ней никогда и ни при каких условиях ничего не скажу. Многое в ней тайна, которая умрёт со мною". Этими словами И.Т.Фролова мы и руководствовались в настоящей работе.

    Мы руководствовались и ещё одним – так сказать, социально-нравственным императивом. Его точно выразил сам Иван Тимофеевич в 1988 г. в напутствии молодым учёным: "Молодёжи нужно многое изучать, в том числе и историю советской философской науки. Нужно, чтобы вы подробно, документально проанализировали, что же происходило в советской философской науке на протяжении, скажем, 70 лет, что происходило в каждый из периодов этого времени, какие были написаны работы, какие велись дискуссии. Без этого невозможно двигаться дальше, так как нет гарантии, что развитие не пойдёт в сторону от истинных потребностей философской науки, практических потребностей". Сегодня развитие действительно идёт как раз в такую сторону.

    В 2000 г., выступая на "круглом столе" в редакции журнала "Вопросы философии", посвящённом памяти И.Т.Фролова, многолетний ответственный секретарь журнала Л.И.Греков сказал: "К глубокому сожалению, история и человечество сошли с того исторического пути, который провозглашала философия глобальных проблем. Долг философов, учёных и политиков, болеющих за будущее страны, – сохранить идейное наследие И.Т.Фролова для того, чтобы, когда наступит подходящее время, возродить эти идеи, разработать пути их эффективной реализации", а член редколлегии журнала профессор В.Ж.Келле добавил: "И.Т.Фролов оставил проникнутое идеями гуманизма теоретическое наследие и созданный им Институт человека. Оставленное И.Т.Фроловым наследие не должно быть утеряно. Этого допустить нельзя".

    Книга основывается на тщательном изучении научных трудов академика И.Т.Фролова, материалов его личного архива и документов научных учреждений, которые он возглавлял. Частично эти документы переданы на хранение в Российский государственный архив социально-политической истории.

    Большую помощь в работе над книгой оказала автору вдова И.Т.Фролова кандидат философских наук Галина Леонидовна Белкина, а также многолетний сотрудник И.Т.Фролова кандидат философских наук В.Н.Игнатьев.


    Об авторах
    top
    Корсаков Сергей Николаевич
    Доктор философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института философии РАН.
    photoФролов Иван Тимофеевич
    Философ, общественный и политический деятель, академик РАН. Занимался философией биологии, методологическими, социальными и этическими проблемами науки, стал основоположником в разработке таких проблемных областей, как глобальные проблемы

    современности, комплексное изучение человека. Одним из первых в нашей стране обратился к изучению биоэтических проблем. С 1968 по 1977 г. был главным редактором журнала "Вопросы философии". В 1992 г. основал и возглавил Институт человека РАН.