Предлагаемое учебное пособие построено в соответствии с программой курса "Теория литературы" и адресовано студентам-филологам, изучающим его на первом году обучения. Последнее обстоятельство определило целевую направленность пособия, которое должно ввести студентов в широкий круг литературоведческой проблематики (природа литературного творчества и художественного произведения, его структура, литературные роды и жанры, закономерности литературного процесса, литературная коммуникация и др.), помочь им в освоении сложного категориального аппарата литературоведения, научить их анализировать художественный текст. Язык поэтического произведения – это "та закваска, на которой восходят образы и идеи <...> это ключ к пониманию произведения в целом" (А.В.Чичерин). Отсюда главное правило анализа литературного произведения – бережное отношение к художественной целостности, выявление содержательности формы. Данные положения стали исходными при написании пособия. Художественное произведение, его структура, бытие в культурном пространстве рассматриваются в нем не только как факт истории общественной мысли, но и как явление целостное, открытое для интерпретации, как эстетический феномен. Автор стремился представить в пособии современный уровень развития науки о литературе, ввести в активный фонд знаний студентов устоявшиеся термины и понятия, еще не ставшие традиционными в вузовской практике, потому что без них нельзя понять специфику и оценить новаторство многих произведений, созданных в XX веке. В то же время им учитывался, с одной стороны, пропедевтический характер дисциплины ("Введение в литературоведение"), с другой – адресат пособия, поэтому акцент в нем сделан более на аксиоматику, нежели на проблематику литературоведения. В пособии сделана попытка зафиксировать определенный комплекс теоретических идей, в нем рассматриваются явления, возникающие в литературном процессе на протяжении многих веков. Учебное пособие состоит из пяти основных глав: "Понятие о художественном произведении", "Структура литературного произведения", "Теория стихотворного произведения", "Роды, виды, жанры художественной словесности" и "Закономерности развития художественной литературы", в которых рассматриваются как общие, так и частные проблемы литературоведческого анализа и синтеза. Каждая глава снабжена контрольными вопросами и заданиями, которые позволят студентам самостоятельно сориентироваться в изучаемом материале, повторить и закрепить пройденное. Некоторые из приведенных вопросов и заданий могут быть использованы преподавателями на практических занятиях. В приложении представлен раздел "Занимательное стихосложение". В заключение дан предметный указатель терминов и понятий, который позволит ориентироваться в терминологическом пространстве пособия. Автор пособия ставил перед собой задачу помочь всем, кто вступает на путь изучения науки филологии, в которой ученый С.С.Аверинцев видел "содружество гуманитарных дисциплин" и определял ее характер так: выяснение через язык и анализ письменных текстов "сущности духовной культуры человечества". Он был убежден, что филолог должен нести "скромнейшую службу "при" тексте", что основное качество истинного филолога – "универсальность", что он должен совмещать "в себе работу лингвиста, литературного критика, историка гражданских учреждений, быта нравов и культуры". В.Маяковский называл себя "полпредом стиха", филолог должен осознавать свою миссию полпреда культуры: "Если говорить в целом о литературе, этой царице всех искусств, то именно она наряду с философией определяла бессмертный лик того или иного народа, от Древней Греции с ее Гомером до России XIX века, века этого третьего чуда в сфере культуры (после века Перикла и эпохи Возрождения). Кроме того, литература из всех искусств наиболее непосредственно связана с философией и метафизикой, а та, в свою очередь, своим особым образом воздействует на духовный мир человечества, утверждая кредо той или иной цивилизации" (Ю.Мамлеев). Эмилия Яковлевна Фесенко Заместитель директора по научной работе Северодвинского филиала Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова, кандидат филологических наук, профессор кафедры теории и истории литературы. Ученый секретарь совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальностям "Русская литература" и "Русский язык". Почетный работник высшего профессионального образования России, действительный член Международной академии наук о природе и обществе. Является руководителем научного направления "Актуальные вопросы современного
литературного процесса", в рамках которого защищены три кандидатские
диссертации. Научный редактор ученых записок |