URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Шестаков В.П. Оксфорд и Кембридж: Старейшие университеты мира Обложка Шестаков В.П. Оксфорд и Кембридж: Старейшие университеты мира
Id: 300296
949 р.

Оксфорд и Кембридж:
Старейшие университеты мира. Изд. стереотип.

URSS. 2023. 328 с. ISBN 978-5-9710-2544-3.
Белая офсетная бумага
История, структура и научные достижения • Выдающиеся ученые и мыслители • Сходство и различие Оксфорда и Кембриджа • Русские в Оксфорде и Кембридже.

Аннотация

Книга посвящена истории, структуре и научным достижениям двух старейших университетов мира --- Кембриджа и Оксфорда. В книге содержится характеристика основных колледжей, существующих в этих университетах. В ней показывается сходство и различие этих университетов. Специальный аспект исследования связан с участием русских ученых в деятельности этих университетов.

Книга рассчитана на всех, кто интересуется системой образования... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
 Оксфорд
1Краткая история Оксфорда
2Оксбридж
3Система образования в Оксфорде в прошлом и настоящем
4Университет и колледжи
5Естественные науки в Оксфорде
6Выдающиеся мыслители Оксфорда
7Оксфорд в литературе и поэзии
8Прерафаэлиты в Оксфорде
9Русские в Оксфорде
10Ноmo ludens: спорт в университете
11Архитектурные памятники Оксфорда
12Бодлеанская библиотека
13Оксфорд Юниверсити Пресс
14Музеи
15Список колледжей и офисов университета
16Хронология Оксфордского университета
 Кембридж
1Кембридж: город и университет
2Генеалогия колледжей
3Из истории кембриджской науки
4Выдающиеся умы Кембриджа
5Литературная история Кембриджа
6Русские в Кембридже
7Кембридж Юниверсити Пресс
8К ультура, живопись, музеи
9Список колледжей Кембриджа
10Хронология Кембриджского университета
Словарь оксонианского языка
Литература
Именной указатель

Предисловие
top

В 2009 году Кембридж праздновал свое 800-летие, а Оксфорд старше Кембриджа на 40–50 лет. Это старые университеты. Только Падуанский и Парижский университеты оказываются древнее английских. И по своему происхождению, и по структуре Оксфорд и Кембридж чрезвычайно похожи друг на друга. У них схожая система образования, общее разделение университета и колледжей, и даже название некоторых колледжей у них совпадают. Именно поэтому Оксфорд и Кембридж часто называют близнецами, хотя и с разными лицами.

Эта книга – об университетах Оксфорда и Кембриджа, об их истории, их сходстве и различии, об их вкладе в мировую науку и национальное образование, о людях, которые основывали колледжи, собирали библиотеки, коллекционировали произведения искусства, о выдающихся ученых, живших и преподававших в этих университетах.

Оксфорд и Кембридж существенно отличаются от других университетов Европы. Большинство европейских университетов не имело колледжей. Студенты должны были сами находить жилье, пропитание, условия для существования и учебы. Поэтому в Средние века студенты бродили из города в город, из университета в университет, наподобие странствующих монахов. Английские университеты с самого начала заботились о духовной и материальной жизни своих студентов и профессоров. Этим занимались колледжи, а университет ограничивался только лекциями и экзаменами.

С самого своего возникновения Оксфорд и Кембридж были международными образовательными центрами. В Средние века не существовало границ, и поэтому сюда приезжали учиться и работать ученые из других стран, как например, Эразм Роттердамский, который долгое время жил в Кембридже в Квинз-колледже. Но и в последующее время эти университеты оказывали огромное влияние на формирование ученых, мыслителей и политических деятелей разных стран.

В первую очередь это касается США. Сюда из Кембриджа вместе с пуританскими переселенцами прибыл Джон Гарвард, основатель Гарвардского университета. В более позднее время из Оксфорда приехал Джеймс Смитсон, основатель знаменитого Смитсоновского института. В Кембридже, в колледже Клер, жил и учился Пол Меллон, будущий миллионер и коллекционер английской живописи. Сенатор Уильям Фулбрайт получил образование в Оксфорде, в Пембрук-колледже. Президент Рузвельт приезжал читать лекции в Оксфорд. Здесь, в Юниверсити-колледже учился и президент Билл Клинтон, так же как и Государственный секретарь Дин Раск. В Оксбридже получали образование два последних директора Библиотеки Конгресса – Дэниэль Бурстин, автор замечательного исследования об американской культуре, и нынешний директор Джеймс Биллингтон, автор книги о русской истории "Икона и топор".

Оксфорд и Кембридж стали убежищем для немецких ученых, бежавших от нацизма. Среди них были социолог Теодор Адорно, философы Людвиг Виттгенштейн и Карл Поппер, историки искусства Николаус Певзнер, Эрнст Гомбрих и др. Из русских в Оксфорде получили образование писатель Владимир Набоков, византолог Дмитрий Оболенский, философ Николай Бахтин. В Оксфорде, в колледже "Олл Соулз", учился польский философ Лешек Колаковски.

Из Индии в Оксфорд и Кембридж приезжали учиться будущий президент Сарварали Радхакришнан, премьер-министры Джавахарлал Неру и Индира Ганди. В Оксфорде учился премьер-министр Австралии Боб Хоки, премьер-министр Мальты Дом Минтоф, премьер-министр Пакистана Беназис Бхутто, президент Ганы Эдвард Акуфо-Аддо, генерал-губернатор Новой Зеландии Пол Ривз, премьер-министр Сингапура Ли Куан Зю. Все это – малый список людей со всего мира, получивших образование в Оксфорде и Кембридже. Большинство из них получили высокий социальный статус у себя на родине. К тому же, Оксфорд и Кембридж имеют представительства в самых отдаленных уголках мира.

Настоящая книга написана на основе различных источников. Прежде всего, это исследования об истории Оксфорда и Кембриджа и документы, с этой историей связанные. Кроме того, прекрасным источником об этих университетах и их колледжах является английская литература и поэзия. Дело в том, что большинство английских поэтов и писателей в молодости учились в Оксфорде или Кембридже. Поэтому в своем творчестве они создавали образ этих университетов, рассказывали о традициях и нравах, царящих в них, описывали своих современников – друзей, коллег, врагов. Наконец, третьим немаловажным источником был мой собственный опыт пребывания в Оксфорде и Кембридже. Признаюсь, без личного пребывания в этих университетах я не написал ни строчки о них и тем более не рискнул бы брать на себя обязанность историографа этих великих университетов. Не могу сказать, что я побывал во всех колледжах, число которых постепенно приближается к сотне. Но с главными колледжами, с их традициями, архитектурой, библиотеками, достопримечательностями мне удалось познакомиться, и именно это было главным стимулом моей работы.

Об Оксфорде и Кембридже написаны сотни книг. В большинстве случаев они носят справочный или рекламный характер. В них характеризуются программы различных факультетов, особенности различных колледжей, традиционно ориентированные на различные области образования. Эта литература носит справочно-информационный характер, она ориентирована прежде всего на поступающих в университеты и на туристов, посещающих Оксфорд и Кембридж. Это, скорее, область рекламы и информации.

Но наряду с этим существует серьезная научно-исследовательская литература, носящая теоретический характер. В ней рассматривается история университетов и колледжей, их архитектура, отношения города и университета, эволюция образовательной системы, история университетских издательств, библиотек, научные открытия, произведенные в университетах, традиции студенческой жизни, спортивные состязания между университетами и т.д.

Конечно, история университетов – это самая популярная научная тема, раскрывающая эволюцию в преподавании и изучении таких тем, как философия, история, физика, математика, астрономия, медицина и др. Эта тема раскрывается во многих серьезных исследованиях. Среди них следует выделить содержательную коллективную монографию под редакцией Ричарда Мейсона "Кембриджские умы".

Специальная тема для многих исследователей – отношения университетов Оксфорда и Кембриджа. Эта серьезная тема, позволяющая раскрыть как общность, так и отличие этих университетов, их своеобразие и особенности. Представляют большую важность исследования о литературной истории Кембриджа и Оксфорда, ее отражение в литературе и поэзии. На этот счет также существуют очень полезные публикации, к которым я часто обращался при написании этой книги.

Наконец, неоценимую помощь в написании книги оказали мемуары ученых Оксфорда и Кембриджа, которые вместе с информацией о прошлом сохраняют личные воспоминания, оценки и характеристики. Таковы "Автобиографии" Бертрана Рассела и Джорджа Мура, книга Генри Бонди "Наука, Черчилль и я", воспоминания Гвен Раверат "Мирные годы: детство в Кембридже". Среди русских мемуаров – "Говори, память" Владимира Набокова, "Хлеб изгнания" Дмитрия Оболенского, "Закатные годы" Н.М.Зернова. Все это бесценные материалы об Оксфорде и Кембридже, которые до сих пор мало проанализированы в контексте эволюции английской университетской системы.

Учитывая, по возможности, все разнообразные аспекты в изучении Оксфорда и Кембриджа, мы стремились при этом выделить главный аспект, интересующий нас более всего, – культурологический. Иными словами, мы старались рассмотреть эти старейшие английские университеты не только как педагогические, но и как культурные центры, которые оказывали в прошлом и оказывают поныне огромное воздействие на английскую культуру, на ее политику, мораль, искусство, в том числе и на формирование английского характера, того, что обозначается трудно переводимым на русский язык термином "Englishness".

В мировой литературе об Оксфорде и Кембридже исследованы самые разнообразные аспекты жизни и деятельности этих университетов. В этом смысле довольно трудно претендовать на особую оригинальность по сравнению с тем, что уже написано и опубликовано. Тем не менее в нашей книге есть один аспект, который обычно отсутствует в английских или американских изданиях. Это – русские в Кембридже и Оксфорде. Правда, мы уже публиковали на эту тему специальную книгу. Но мы полагаем, что издание настоящей книги об Оксфорде и Кембридже на русском языке невозможно без описания того, какой вклад был сделан русскими учеными в деятельность этих университетов. Мы не берем на себя задачу сравнивать этот вклад с тем, что внесли в них представители других национальностей стран Европы или Америки. Думается, что это – очень важная, но, к сожалению, еще не исследованная тема. Но об участии русских в научной и интеллектуальной жизни Оксфорда и Кембриджа в первую очередь пишут сами англичане, и мы не вправе игнорировать их свидетельства. Поэтому в книге есть специальный раздел, посвященный этой проблеме.

При написании этой книги я испытывал ряд трудностей и не уверен, что мне до конца удалось решить ряд вопросов, связанных с историей Оксфорда и Кембриджа. Главный из них: кто и почему создал эти университеты? В России, как и в некоторых других странах Европы, университеты создавало государство, стремясь решить для себя проблему квалифицированных научных кадров и обеспечить себе престиж на международной арене. В Англии все обстояло по-другому. Здесь главным спонсором университетского образования была королевская власть. Правда, в строительстве колледжей Оксфорда и Кембриджа принимали участие и церковь, и богатые бизнесмены, и состоятельная аристократия. Но главными инициаторами развития университетов оставались все-таки короли и их ближайшее окружение.

Возникает вопрос, зачем им было это нужно? Известно, что со времен Средневековья королевская власть испытывала постоянную потребность в развитии армии, флота, украшении двора и т.д. На это требовались огромные средства. И тем не менее английская королевская власть постоянно вкладывала деньги в Оксфорд и Кембридж. И оказалось, что это был беспроигрышный номер. Все остальное ушло в прошлое, стало историческими реликвиями, экспонатами музеев. А университеты продолжают жить и приносить Англии славу, деньги и научные достижения. Могли ли это предвидеть Елизавета I или Генрих VIII? Пожалуй, вряд ли. Но Уинстон Черчилль, который построил в Кембридже колледж, носящий его имя, уже предвидел, что будущее Англии, у которой нет национальных естественных ресурсов, во многом зависит от образования.

Сегодня в аудиториях Оксфорда и Кембриджа студенты со всего мира – африканцы, китайцы, японцы, корейцы, индийцы. С каждым годом процент их в общей массе студентов увеличивается. Немало студентов и из России, Украины, Прибалтики, составляющих довольно представительную часть русскоязычного студенчества. Все это делает старейшие английские университеты центрами международного образования.

В заключение мне бы хотелось поблагодарить многих людей, которые способствовали появлению этой книги. Прежде всего, это мастера, возглавляющие Черчилль-колледж, – Алек Бройерс, Джон Бойд, сэр Дэвид Уоллис, которые приглашали меня в Кембридж, давали возможность участвовать в жизни колледжа, работать в библиотеках и архивах. Особую благодарность я бы хотел выразить профессору Ричарду Кейнсу, родственнику известного экономиста Мейнарда Кейнса и потомку семьи Чарльза Дарвина, который написал специально для меня воспоминания о своих встречах с русскими в Кембридже. Я глубоко благодарен кембриджским друзьям, которые поддерживали меня и оказывали посильную помощь, когда я приезжал в Кембридж: профессору кафедры антропологии Нику Меси-Тейлору, директору архива Виттгенштейна Майку Нидо, слависту Энтони Кроссу, антропологу Памеле Распи и ее мужу, компьютерному магнату Герману Хаузеру, секретарю Черчилль-колледжа Поле Хэлсон, и в особенности тем, кто часто давал нам пристанище, – Дэниелю Кнапу и его жене Лесли, Яну и Казимире Газелтайнам, Рэчел и Роджеру Кэмбелл. Благодаря всем им мне удалось собрать большой материал по истории университетов и написать настоящую книгу.

Я не уверен, что эта книга когда-нибудь будет переведена на английский язык. В Англии об Оксфорде и Кембридже написано множество книг. Еще бы, ведь это их национальная гордость. Поэтому я ориентировался прежде всего на отечественную аудиторию, полагая, что моя книга поможет современной молодежи сделать правильный выбор между отечественной и английской системой образования. Кроме того, история университетов Оксфорда и Кембриджа представляет собой часть мировой культуры, об этом свидетельствует влияние этих университетов не только на культуру Англии, но и многих других стран мира.

Сегодня в Кембридже и Оксфорде учатся много русских студентов. На узких улицах старинных университетов часто слышна русская речь. Это отрадное явление. Эти университеты действительно могут дать многое для изучения современной науки, за ними стоят вековая традиция, современная технология и продуманная методика обучения. Хотелось бы только предостеречь студентов, что после окончания курса найти работу в Великобритании чрезвычайно трудно, в особенности представителям гуманитарных профессий. В этой области существует колоссальная конкуренция, и при отборе на вакантные должности предпочтение отдается в первую очередь англичанам. Более того, я знаю англичан, которые с дипломами Оксфорда или Кембриджа приезжают искать работу в Россию. Наша история показывает, что наибольшего успеха в науке добились те, кто после окончания Оксфорда или Кембриджа возвращались на родину и здесь находили применение своих знаний. Хотя Оксбридж каждому дает свой шанс...


Об авторе
top
photoШестаков Вячеслав Павлович
Доктор философских наук, профессор, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Заведовал сектором теории искусства Российского института культурологии. Преподавал теорию культуры и истории искусства в Российском государственном гуманитарном университете. Выступал с лекциями и докладами в университетах США и Великобритании. Получил гранты Варбургского института (Лондон), фонда Пола Меллона по изучению английского искусства, фонда «Про-Гельвеция» (Швейцария), Йельского центра изучения английского искусства (США).

Консультант Комиссии по делам ЮНЕСКО по вопросам культуры (1980–1990). Публиковал доклады и сообщения по вопросам культуры в документах ЮНЕСКО.

В. П. Шестаков — автор более 50 книг по эстетике и культуре. Среди них — «Бытовая культура итальянского Возрождения: У истоков европейского образа жизни», «История эстетических учений», «История эстетических категорий» (совместно с А. Ф. Лосевым), «От этоса к аффекту: История музыкальной эстетики», «Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры», «Мифология ХХ века: Теория и практика массовой культуры», «США: псевдокультура или завтрашний день Европы? Ридерз дайджест по американской культуре», «Английский акцент: Английское искусство и национальный характер», «Европейский эрос: Философия любви и европейское искусство», «Эстетика Ренессанса», «Русская литературная утопия», «Искусство и мир в „Мире искусства“», «Оксфорд и Кембридж: Старейшие университеты мира», «Шекспир и итальянский гуманизм», «История музыкальной эстетики от Античности до XVIII века» и др.

Под научной редакцией В. П. Шестакова изданы книги, ставшие учебными пособиями для российских вузов — пятитомная «История эстетики. Памятники эстетической мысли», «История музыкальной эстетики» в семи томах, двухтомная хрестоматия «Идеи эстетического воспитания», антологии «Русская литературная утопия», «Русский Эрос: Философия любви в России», «Эстетика Ренессанса» в двух томах. Его работы переведены на английский, итальянский, польский, венгерский, чешский, словацкий и китайский языки.