Обложка Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в Древней Греции
Id: 219068
629 руб.

Культ фетишей, растений и животных в Древней Греции. Изд. стереотип.

URSS. 2017. 336 с. ISBN 978-5-397-05524-6.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1913 г.)

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга видного отечественного историка, этнографа и филолога Е.Г.Кагарова (1882--1942), в которой доказывается существование в древнегреческой религии фетишизма, а также культов растений и животных --- элементов верований, характерных для первобытной эпохи. В работе исследуется сущность фетишизма и его происхождение, представлен обзор и классификация главнейших типов древнегреческих фетишей, рассматриваются... (Подробнее)


Оглавление
 Предисловiе
 Вступленiе
Часть I: Культъ фетишей
 Глава I: Сущность фетишизма и его происхожденiе
  Определенiе понятiя "фетишизмъ"; отличiе фетишей отъ амулетовъ и талисмановъ; фетишизмъ, анимизмъ и аниматизмъ. Элементы фетишизма въ религiяхъ древняго Востока, въ Риме, у другихъ племенъ Европы; борьба средневековаго духовенства съ пережитками фетишизма; происхожденiе фетишизма; необходимость классификации фетишей
 Глава II : Обзоръ и классификацiя главнейшихъ типовъ древне-греческихъ фетишей
  Способы классификации фетишей; пять главныхъ классовъ древне-греческихъ фетишей; отдельные типы фетишей <...>; деревянные безформенные фетиши; священныя колонны и пирамиды; дельфiйскiй <...>; аниконическiй характеръ критско-микенской религiи; бэтилы: этимологiя и значенiе слова; абаддиръ; корни культа камней въ Грецiи; этимологiя слова <..>; деревянные фетиши, обработанные рукою человека; органы человеческаго и животнаго тела: фаллъ, рога, яйцо и др.; оружiе: громовыя стрелки, топоръ и секира, смыслъ минойскаго культа <..>, копье, щитъ; антропоморфные фетиши или идолы: <..>, этимологiя и значенiе термина; гермы; трофеи и палладiумы; вопросъ о роли этихъ объектовъ въ развитiи греческой пластики; исторiя постепеннаго перехода антропопорфнаго фетиша въ статую
 Глава III : Основныя формы культа фетишей въ древней Грецiи
  Адорацiя; возлiянiе и сходные съ нимъ акты (умащенiе, омовенiе, погруженiе въ воду и т. д.); облаченiе въ одежды, возложенiе венковъ и священныхъ повязокъ и сходные съ ними прiемы убранства; воздвиженiе алтарей и совершенiе жертвоприношенiй; помещенiе фетиша въ капище, установленiе института убежища и спецiаiьныхъ празднествъ; клятва, оракулъ, ордалiи; чудодейственная сила фетишей; наказыванiе фетиша; родственныя съ фетишизмомъ явленiя греческой религiи: <..>; амулеты и талисманы: этимологiя этихъ названiй, классификация амулетовъ, генезисъ верованiя въ дурной глазъ, талисманы, какъ орудiя примитивной магiи
Часть II: Культъ растенiй
 Глава IV : Происхожденiе культа растенiй Роль растительнаго мiра въ религiяхъ различныхъ племенъ; гипотезы о возникновенiи растительныхъ культовъ; современное положенiе вопроса
 Глава V: Обзоръ главнейшихъ видовъ растенiй, имевшихъ религiозное значенiе въ древней Грецiи
  Дубъ; тополь; ива; илимъ; ольха; ясень; платанъ; прутнякъ; лавровое дерево; пальма; миртовый кустъ; оливковое дерево; смоковница; грецкiй орехъ; миндаль; роза; виноградъ; гранатовое дерево; яблоня и другiя плодовыя деревья; плющъ омела; хвойныя деревья и кустарники (кипарисъ, можжевельникъ); травянистыя растенiя ; выводы
 Глава VI : Основныя фрмы культа растенiй въ античной Грецiи
  Адорацiя; возлiянiе; украшенiе дерева венками, повязками, священными изображенiями и т. д.; воздвиженiе алтарей и совершенiе жертвоприношенiй передъ священными деревьями; окруженiе священнаго дерева стеною или храмомъ и установленiе института табу; пляска вокругъ священнаго дерева; ритуальная рубка дерева и дендрофорiя; оракулы деревьевъ; сакральное значенiе отдельныхъ частей растенiй; переживанiя культа растенiй (и табл. на стр. 191); значенiе культа растенiй въ греч. религiи
Часть III: Культъ животныхъ
 Глава VII : Обзоръ теорiй проиехожденiя культа животныхъ и современное положенiе вопроса въ науке
  Роль животнаго мiра въ религiяхъ различныхъ народовъ; вопросъ о происхожденiи египетской зоолатрiи; гипотезы о возникновенiи культа животныхъ: Туlог; Lubbock и Spencer, Wundt, В. П. Елингеръ; проблема тотемизма: происхожденiе термина; M'Lennan; Robertson Smith; определенiе понятiя "тотемъ"; внешнiя формы тотемизма; вопросъ о происхожденiи тотемизма: теорiи Spencer'a и Lubbock'a; Wilken'a; Jevons'a; американскихъ этнографовъ; Pikler'a и Somlo ; Andrew Lang'a; A. C. Haddon'a; Ed. Reuterskiold'a; H. H. Харузина J. (т. Frazer'a; выводы; многообразiе факторовъ теротеизма
 Глава VIII : Обзоръ главнейшихъ видовъ животныхъ, имевшихъ религiозное значенiе въ античной Грецiи
  А. Млекопитающiя, 1. Хищныя: Левъ; пантера, тигръ; волкъ; лисица ; собака; медведица; ласка; кошка; 2. Грызуны: мышь; заяцъ; 3. Однокопытныя: лошадь; оселъ и мулъ; 4. Жвачныя: быкъ (корова); овца (баранъ); коза; олень (лань,антилопа); 5: Многокопытныя: свинья (вепрь). Летучая мышь и дельфинъ. Б. Птицы: орелъ; коршунъ ; ястребъ; воронъ (галка, сорока, грачъ); сова, сычъ,филинъ; петухъ и курица; гусь; утка; голубь; лебедь. В. Пресмыкающiяся и земноводныя. Морскiя животныя. Рыбы: змея; ящерица; лягушка и жаба; черепаха, полипъ, ракъ; рыбы. Г. Насекомыя: му- равей; муха; пчела; саранча; паукъ; бабочка; выводы
 Глава IX. Основныя формы культа животныхъ въ древней Грецiи
  Оказыванiе внешнихъ знаковъ почитанiя; ритуальныя пляски; закланiе и яденiе священнаго животнаго; вопросъ о существованiи въ Грецiи тотемизма; переживанiя античнаго культа животныхъ
 Заключенiе
 Дополненiя
 Указатель собственныхъ именъ
 Предметный указатель

Об авторе
Кагаров Евгений Георгиевич
Видный отечественный филолог-классик, этнограф, историк. Научную и преподавательскую деятельность начал в 1912 г. на историко-филологическом факультете Харьковского университета, где работал до 1925 г. В декабре 1912 г. успешно защитил в Московском университете магистерскую диссертацию. В 1925 г. был приглашен в Ленинградский университет, где стал заведовать кафедрой этнографии; несколько позднее также стал научным сотрудником Музея антропологии и этнографии (МАЭ). В дальнейшем работал в Институте этнографии АН СССР, где руководил кабинетом Европы и Кавказа.

Е. Г. Кагаров внес большой вклад в разработку многих проблем древнегреческой религии. Владея древними языками (как классическими — латинским и древнегреческим, так и семитическими), он был в состоянии проводить сравнения и аналогии из различных религий, что позволило ему сделать целый ряд интересных наблюдений и оригинальных выводов и объяснить некоторые непонятные элементы в греческой религии. Известность получила его магистерская диссертация «Культ фетишей, растений и животных в Древней Греции», в которой он стремился доказать, что в религии древних греков существовали фетишизм, культы растений и животных, то есть ей были присущи элементы верований, характерные для первобытной эпохи.