URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Щеглов Д.Ф. История социальных систем: Сен-Симон, его предшественники и последователи Обложка Щеглов Д.Ф. История социальных систем: Сен-Симон, его предшественники и последователи
Id: 218947
808 р.

История социальных систем:
Сен-Симон, его предшественники и последователи. Изд. 3

2017. 296 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага

Аннотация

Вниманию читателей предлагается фундаментальный труд историка Д.Ф.Щеглова, содержащий изложение и оценку наиболее известных "литературных проектов" --- идей и концепций построения нового общества, направленных на улучшение экономического быта и жизни народов и относящихся к различным социалистическим учениям.

Настоящее издание представляет вторую часть первого тома всей книги, в которой рассматриваются идеи общественного устройства во время... (Подробнее)


Оглавление
top

Оглавление

ОГЛАВЛЕНІЕ. ГЛАВА I. ПЕРЕХОДЬ ОТЪ СРЕДНИХЪ ВЯКОВЪ КЪ НОВОМУ ВРЕМЕНИ. Сравнительные успѣхи политической и общественной жизни въ Англіи и на материвѣ Европы въ ХУІ, XVII, и XVIII вѣкахъ. Наклонность философовъ того времени къ радикальнымъ реформамъ.............. 3 Кампанелла и его городъ Солнца: устройство города Солнца и управленіе его, обученіе юношества, комму ннзмъ въ имуществѣ в бракѣ, астрологическія гаданія и пр. Заим-ствованія у Платона и Т. Мора........... 8 Гаррингтонъ: Океана, ея исторія и конституція, основанная на новыхъ принципахъ. Кромвелль и Гаррингтонъ.— Аббатъ Сенъ-Пьеръ: его проектъ вѣчнаго мира и трактатъ о пол йен н оді и................... 18 Морелли: его Базиліада и Кодексъ природы. Свободное влеченіе природы.—Мабли: его сомнѣнія въ естественности существующаго порядка; новыя побужденія для деятельности человѣка.—Бриссо: его воззрѣнія на собственность естественную и гражданскую. Цѣль его «философи-ческихъ иэслѣдованій о собственности и воровствѣ» ... 30 Ленте: его взглядъ на судьбу современныхъ рабочихъ.— Неккеръ: его анализъ условій, опредѣляющихъ рабочую плату.—Феге: его планъ организаціи земледѣльческой общины ......................48 Баббфъ: его планъ пересовданія общества и государства. Особенности ѳтого плана, объясняемыя обстоятельствами, при которыхъ онъ составленъ........ 59 ПРИЯОЖЕНІЯ. А. Коммунивмъ религіозныхъ секта въ Германій во время реформація и въ другихъ странахъ Европы въ вѣва предъидущіе. (Альбигойцы, вальденсы, фратичелли, беггарды, апостолики, тюр-люпены, Іоаннъ Бѳгеймъ, Шторхъ и Т. Мюнцеръ, анабаптисты въ Швейцарів, Моравіи и Мюнстерѣ, моравскіе братья, гернгу-теры, іевуитскія мисоіи въ Парагваѣ)............ 67 13. Библіографическій укаватель сочиневій, излагающихъ но- — 288 — Стран* выя иден касательно общественнаго устройства, отъ конца средни хъ вѣковъ до конца XVIII вѣка. (Сочиненія Себ. Франка, Дони, Дж. Бруно, Савонаролы, Николая ийъ Мюнстера, Кардана, Телезіо, Ванини, Кампанеллы, Андреѳ, Фр. Бакона, Галля, Гар-рингтона, Верасса, Г. Фуэньи, Антова Ле-Грана, Белдерса, Фе-нелона, аб. Сенъ-Пьера, Берингтова, Гольберга, Морелли, Фон-тенеля, Ж. Ж. Руссо, Мабли, Бриссо, Ленге, Рейналя, Феге, Неккера, Дндеро, Гедьвеція, Ла-Пломбани, Ст. Лещинскаго, Себ. Мерсье, Ретифь де да Бретонна, Мерсье Ля-Ривьера, Огидьви, Годвина, Фихте и др.).................... 80 Г ЛАВ А II. СЕНЪ-СИМОВСЪ. Прогрессъ ХУІІІ вѣка, со вертавшійся болѣе въ области мысли, нежели въ жизни. Революція и попытки соціальной реформы, какъ слѣдствіе отсталости движенія жизни отъ дви-женія мысли.—С.-Снмонъ, его происхожденіе и годы юности; первые проекты С.-Симона. Отношевія его къ революцій. . 98 Реформаторская деятельность С.-Симона: проектъ подвинуть впередъ науку, средства для исполневія его. Осно-вавіе новой религіи. Бведеніе въ научвые труды XIX вѣка. Отношенія С.-Симона къ Наполеопу, къ Бурбонамъ и къ промышленному классу. Попытка самоубійства. Новая ре- форма христіанства............107 Сочиненія С.-Симона: «Письма женевскаго обитателя». Основание новой религіи, ньютонизма. Раздѣленіе человѣ-чества на 4 отдѣлевія. Ныотоповъ совѣтъ; роль ученыхъ и художниковъ............... . . 132 с Парабола»; истина и ложь, содержащаяся въ ней. «Взгляды на собственность и законодательство»; реформа представительства во Францій. «Катихивисъ промышленни-ковъ»; передача власти крупнымъ промышленникамъ. «Новое христіанство»; недостатки католицизма и лютеранства; духъ и цѣль новаго христіанства........ 142 Обшій взглядъ на деятельность С.-Симона. Противоположность его стремленій въ равные періоды живни и причины ея................158 ПРИЛОЖЕНІЯ. -А.. Реорганизация европейского общества......... 168 В. Исповѣданіе вѣры основателей положительной политики . 170 В. Новое христіанство.................. 171 Г. Содержаніе и духъ всѣхъ трехъ частей книги о новомъ христіанствѣ, изложенный самимъ авторомъ.......... 172 Д,. Взглядъ Л. Штейна на С.-Симона........... 174 £2. Характеристика С.-Симона, начерченная въ нашей лите- ратурѣ Чернышевскимъ................... 177 ЯС. Сочиненія С.-Симона, ихъ изданія и матеріалы для его біографій.......................... 183 — 289 — ГЛАВА III. скнъ-оимонисты. Стран. Связь между С.-Симовомъ и его учениками. Изданіе «Производителя». Обравованіе шкоды.Корреспонденция, какъ средство пропаганды. Чтенія въ улицѣ Тараннъ .... 187 «Ученіе» с.-симонистовъ. Критическая часть: анархія въ области наукъ и промышленности. Новая наука. Про-грессъ въ исторіи въ отношеніи политическомъ, 9к0н0мичє-скомъ и релвгіозномъ. Ввглядъ школы на образованіе. Часть законоподожительная: ученіе о Богѣ, оправданіе матерій; будущая органивація общества: ієрархія нравственности, науки и промышленности; живой законъ......194 Превращеніе школы с.-симонистовъ въ религиозное братство: Базаръ и Анфантенъ. Революція 1830 года. Письмо къ президенту палаты. Усиленная пропаганда посредствомъ проповѣди и журналистики. Семейство въ улицѣ Монсиньи. Расколъ................218 Жизнь семейства послѣ удаленія Б авара. Балы ви мою 1831—32 года. Новая идея о couple-pretre. АссопДаціи ра-бочихъ. Финансы с.-симонистовъ. Новый расколъ и бакрот-ство. Семейство въ Менильмонтанѣ. Процессъ и распаденіе семейства................228 Разборъ главныхъ положеній ученія с.-симонистовъ: организація трудовъ ученыхъ и промышленныхъ, новая наука, вознаграждение сообразно способностямъ и дѣламъ, оправданіе матерій.................242 Нравственная сторона практической дѣятельности с.-симонистовъ. Насколько въ ней было искренности? Рѣшеніе живий касательно состоятельности системы с.-симонистовъ. 257 ПРИЛОЖЕНІЯ, - А.. Бракъ въ сеиействѣ с.-симонистовъ (рѣчь Анфонтена) . 267 В. Погребете въ семействѣ с.-симонистовъ. Смерть Леонтины Самонъ...........................268 В. Письмо О. Конта къ редактору «Глоба> по случаю того, что въ «Гдббѣ» 3-го января 1832 года сказано было, будто О. Контъ отдѣлился отъ общества* с.-симонистовъ.........269 Г. Бовзваніе Родрига къ ученикамъ и въ публикѣ по случаю новаго займа общины с.-симонистовъ.............270 Д. Воззваніе къженщинамъ...............271 -Е. Книга бытія с.-симонистовъ.............272 Ж. Мнѣніе Дж. Ст. Ми для о сенъ-симонивмѣ......275 3. Мнѣнія о сенъ-симонизмѣ и севъ-симонистахъ, высказанный Чернышевскимъ и г. Михайловымъ........... 277 И. Бибдіографическій указатель сочиненій и изданій с.-симо-нистовъ и матеріаловъ для исторіи сенъ-симонизма......283

Об авторе
top
Щеглов Дмитрий Федорович
Российский историк, педагог, археолог, экономист, публицист. Учился в Рязанской духовной семинарии; затем успешно окончил курс в Главном педагогическом институте в Санкт-Петербурге, где учился вместе с выдающимся литературным критиком Н. А. Добролюбовым. Занимал посты директора гимназий в Новочеркасске и в Одессе. Сотрудничал в литературном и политическом журнале "Время", издаваемом М. М. Достоевским, старшим братом великого писателя Ф. М. Достоевского. Печатал статьи, главным образом по истории, в "Библиотеке для чтения" А. Ф. Писемского, в изданиях М. Н. Каткова и многих других. Кроме того, Д. Ф. Щеглов состоял членом Императорского археологического общества и неоднократно производил раскопки в Донской области и других местностях Российской империи.

Д. Ф. Щеглов — автор опубликованных в журнале "Время" работ "Экономические реформы Рима" (1861) и "Семейство в рабочем классе во Франции" (1861); по всей вероятности, именно в этот период он познакомился с Ф. М. Достоевским. Его также хорошо знали известные мыслители Н. А. Добролюбов (позже разошедшийся с ним во взглядах на социальное неравенство, которое Щеглов признавал необходимым), П. Д. Боборыкин, Н. Н. Страхов и другие. Но наибольшую известность ему принес фундаментальный труд "История социальных систем" (в 2 томах; 1870–1889), в котором он подробно и всесторонне исследовал большинство литературных проектов улучшения экономического быта и жизни людей — от учений Платона и Томаса Мора до социальных систем французских утопистов и их последователей. Книга вызвала острую полемику, в том числе обвинения автора в тенденциозности, но при этом критики отмечали, что в ней содержится много интересного фактического материала, впервые введенного автором в мировую литературу.