Изследованiе области изобразительнаго искусства (пластическаго) или, какъ принято называть, "изящныхъ искусствъ", конечно, более доступно человеку дела, т.-е. художнику. Попыткой разобраться вь понятiяхъ, определяющихъ искусство живописи, я и хочу пополнить пробелъ, существующий въ художественной критике. Установить более или менее правильно эти понятiя – значитъ установить тезисы, всецело исчерпывающiе живопись и одинаково применимые къ оценке художественныхъ произведенiй какъ прошлаго, такъ и настоящаго времени. Последнiй вопросъ исключительно разсматривается во 2-й части моего труда, надъ которымъ я работалъ въ продолженiе трехъ последнихъ летъ, пересмотревъ и прочитавъ съ этой целью, какъ непосредственно относящiйся къ искусству необходимый матерiалъ, такъ и имеющiй косвенное къ нему отношенiе. Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ (1856–1933) Русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед; младший брат выдающегося художника Виктора Васнецова. Родился в селе Рябово под Вяткой, в семье священника. В 1872 г. окончил Вятское духовное училище и по настоянию старшего брата переехал в Петербург, где жил с 1872 по 1875 гг. Учился живописи у Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В.Д.Поленов, И.Е.Репин, М.М.Антокольский, В.М.Максимов. В 1885–1886 гг. путешествовал по Российской империи, посещал Украину и Крым. В 1898 г. совершил путешествие по Франции, Италии и Германии. Член Товарищества передвижников (с 1899 г.), один из организаторов Союза русских художников (с 1903 г.). С 1900 г. – академик Петербургской академии художеств. В 1901–1918 гг. руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1918–1928 гг. возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города. Аполлинарий Васнецов – создатель многочисленных исторических пейзажей-реконструкций, с топографической точностью и художественной достоверностью воссоздающих вид ныне исчезнувших или изменившихся улиц и площадей средневековой Москвы. Богатая фантазия А.М.Васнецова, его умение воссоздавать картины прошлого сочетались с обширными знаниями по истории и археологии города. Он также выступил с серией драматически выразительных произведений, запечатлевших в характерных эпизодах городской жизни тревожное настроение исторической эпохи. Фактически он создал новый жанр – особый тип исторического пейзажа. Кроме того, А.М.Васнецов выполнил немало эскизов к театральным постановкам, а также был автором работ по теории искусства, к числу которых относится "Художество: Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи" (1908). |