Слово "космизм" в последнее время утратило ясный, четкий смысл. Нередко оно ассоциируется с дешевой мистикой массовой культуры или вульгарными астрологическими мифами. Между тем, этот термин используется одновременно как название особой мировоззренческой установки, идейно-философского течения, к которому примыкают крупные философы и авторитетные ученые. Впервые это направление мысли начало развиваться в нашем Отечестве, отсюда – "русский космизм". Авторы этой книги поставили своей целью подробно рассказать о космизме как некотором культурном явлении, избрав для реализации своего намерения форму очерков. От других книг на эту же тему (а их не так уж и мало!) предлагаемый Читателю текст отличается, прежде всего, одним немаловажным достоинством: следуя традиции русского космизма – целостному подходу к рассматриваемому предмету – авторы осуществили некоторый синтез гуманитарной и естественнонаучной точек зрения. Рассказывая о творческих личностях, вовлеченных в рассматриваемое течение, они стремились подчеркнуть общее, что их связывало. Так удалось выстроить определенную линию преемственности от Н.Федорова, В.Соловьева, П.Флоренского, В.Вернадского – к Н.Моисееву, И.Шкловскому, Н.Кардашеву, В.Лефевру. Одновременно прослеживается влияние идей космизма в художественном творчестве – поэзии, изобразительном искусстве, музыке. Важно, что Авторы полностью приглашают Читателя к со-творчеству, отмечая предварительный, неполный характер рисуемой ими панорамы развития русского космизма. По объективным историческим причинам некоторые важные детали здесь остаются незамеченными, даже некоторые имена остаются неизвестными. Наконец, Авторы предлагают собственное объяснение того, почему возник космизм и почему он возник именно в России – их версия представляется правдоподобной, хотя и небесспорной. Может показаться, что русский космизм ныне полностью принадлежит истории. Это не совсем так. Мировоззренческая установка влияет на появление научных идей, возникновение исследовательских программ во все времена. Думается, совсем не случайно, что в наши дни именно в России, на родине космизма, располагается центр исследований влияния космической погоды на биосферу-ноосферу: общепризнано, что именно российские ученые занимают здесь лидирующие позиции. И еще один пример (Авторы о нем упоминают): некоторые представители научного сообщества с самой высокой трибуны прогнозируют на предстоящие десятилетия глобальное потепление. Базовая модель, которая положена в основу этого весьма ответственного предсказания, предполагает, что "климатическая машина" нашей планеты полностью изолирована от процессов в космосе. Критические замечания некоторых российских ученых о сомнительности этого последнего тезиса упомянутые эксперты воспринимают иногда очень эмоционально: И последнее: ныне полным ходом идет подготовка пилотируемого полета на Марс. Для создания в обществе благоприятной психологической атмосферы, сопутствующей предстоящему выдающемуся событию, опыт русского космизма, думается, будет востребован в полной мере. Для всех мыслящих людей важно понять серьезные философские подосновы этой акции. Таковы вкратце основания для того, чтобы рекомендовать Читателю познакомиться с этой книгой. Т.К.Бреус
Интересуясь в течение многих лет вопросами влияния космической погоды на биосферу-ноосферу, авторы, понятно, внимательно изучали работы исследователей прошлых лет, своих предшественников. Нас неоднократно поражал высокий идейный уровень этих полузабытых работ, их замечательная интеллектуальная смелость и удивительная проницательность. Постепенно стало ясным, что причина здесь не только в личной талантливости и образованности авторов этой поры. Важной причиной здесь была их философская мировоззренческая установка. Естественно было поинтересоваться этими философскими идеями. Так произошло знакомство с "русским космизмом". Лучше было бы назвать эту систему взглядов "российским космизмом" – чтобы сразу пояснить, что акцент в данном случае делается на географический аспект названия, а не национальный. Но термин уже устоялся. В процессе ознакомления с названным идейно-философским течением мы сделали для себя множество открытий. Самое главное из них, видимо, состоит в удивительной современности, актуальности для наших дней, базовых идей космизма. Например, тезиса Цельности Знания. И дело тут состоит не только в системности подхода к объекту изучения. В неявном, скрытом виде космисты уже применяли принцип дополнительности Н.Бора: реальность может быть описана не одной моделью, а двумя, не сводимыми принципиально друг к другу. Не менее сильное впечатление оставляет и пронизывающая весь космизм идея универсального эволюционизма. Сейчас это называют самоорганизацией. Но есть ли в наше время – эпоху раздробления знаний на крохотные дисциплинарные ячейки – методические идеи более востребованные? И так далее... Еще один важный результат нашего знакомства с отечественным космизмом – вывод о его слабой изученности. Вот почему, делясь с Читателем своими наблюдениями, мы отчетливо сознаем, что предлагаемый текст – наш совсем скромный вклад в будущую подробную Энциклопедию русского космизма. Наконец, мы обязаны предупредить Читателя о том, что в изложении тонких и сложных философских вопросов нами используется перевод оригинальных терминов на стандартные общеупотребительные, что, разумеется, сопровождается некоторыми упрощениями. Конечно, основное внимание уделяется в данном тексте естественнонаучному аспекту космизма, наиболее нам близкому и интересному. ![]() Доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Автор многих статей в академических журналах по космофизике и биофизике, а также книг, в числе которых: "Путями русского космизма" (М., URSS; в соавт. с Л. Д. Кисловским), "Солнечная активность и общественная жизнь" (М., URSS).
![]() Старший научный сотрудник Института кристаллографии РАН, кандидат физико-математических наук. Автор и соавтор публикаций в специальных журналах по физике и биофизике. Занимается вопросами влияния космической погоды на биосферу.
|