I В дни, когда германский и итальянский фашизм, поддерживая испанский фашизм, напали на испанский народ и на его демократическую республику, когда испанский народ победоносно отражает атаки фашизма, особый интерес представляют работы великих основоположников коммунизма о революционном движении в Испании в XIX в. Летом 1854 г. в испанской армии вспыхнуло восстание. Оно быстро переросло в революцию, охватившую всю страну. То было время черной реакции на всем континенте Европы. Впервые с тех пор, как были разгромлены революции 1848 г., Европа вновь увидела баррикады, увидела бурные народные демонстрации на улицах Мадрида и Барселоны. Маркс и Энгельс с напряженнейшим вниманием следили за развитием испанской революции. «Ни одна часть Европы, — писал осенью 1854 г. Маркс, — даже Турция и Россия с ее войной \ не представляет для вдумчивого наблюдателя столь глубокого интереса, как Испания наших дней» (стр. 3) . Маркс не ограничивается анализом революционных событий в Испании, протекавших у него на глазах, — он углубляется в детальное изучение всей истории Пиренейского полуострова, начиная с XVI в. Особое внимание Маркс уделяет изучению истории народных восстаний первой половины XIX в. — этого полувека «трагических эпизодов и героических усилий», одной из «самых трогательных и поучительных глав современной истории» (стр. 10). 2 сентября 1854 г. Маркс писал Энгельсу: «Главный предмет моих занятий теперь — Испания. До сих пор я изучал, главным образом по испанским источникам, эпоху с 1808 по 1814 и с 1820 по 1823 г. Перехожу теперь к периоду с 1834 по 1843 г. История довольно запутанная. Труднее проследить причины развития событий... Из всего выйдет, если сильно сжать, статей шесть для «Трибуны» г. В результате этих исследований Маркс написал девять статей; из них восемь были опубликованы в газете «Нью-йоркская трибуна» в сентябре — декабре 1854 г. Этой серией статей и открывается настоящий сборник. Статьи Маркса, озаглавленные «Революционная Испания» у содержат непревзойденный анализ особенностей испанской истории XVI—XIX вв. В первой статье Маркс освещает своеобразие разложениям феодального общества в странах, находящихся на Пиренейском полуострове. Здесь Маркс дает ответ па один из сложнейших вопросов испанской истории, на вопрос, не потерявший своего значения и сейчас: «Как объяснить, что именно в той стране,, где из всех феодальных государств впервые поднялась абсолютная монархия в самых резких формах, централизация никогда не могла пустить корней?» (стр. 7). Далее, Маркс показывает, как в годы наполеоновского нашествия (1808—1814) именно эта. незавершенность процесса централизации — один из источников и одно из проявлений слабости Испании — обернулась против французских завоевателей. Наполеон I на горьком опыте убедился, что «если испанское государство было мертво, то испанское общество было полно жизни, и в каждой его части били через край силы сопротивления» (стр. 9); при этом «центр сопротивления испанцев находится всюду и нигде» (стр. 16). Маркс рисует двойственный характер великого народного движения 1808—1814 гг. Господствующие классы Испании позорно перешли на сторону завоевателей, и Наполеон вообразил, будто Испания у его ног. Но, свергнув старую династию и тем самым ослабив цепи, стеснявшие революционное движение низов, Наполеон неожиданно очутился лицом к лицу с разъяренным народом. Оказалось, что прославленные наполеоновские армии бессильны против восставших крестьянских масс Испании. Непобедимый в борьбе с иноземными захватчиками, испанский народ оказался, однако, жертвой предательства. Лишенные революционного руководства массы написали на своем знамени лозунги короля и религии. Не имея своих собственных вождей, народ пошел за вельможами, за высшим духовенством, за помещичье-буржуазными хунтами, а те боялись народа больше, нежели французских завоевателей. «Центральная хунта, — писал Маркс, — мало того что мертвым грузом повисла на испанской революции, она в буквальном смысле действовала в пользу контрреволюции: восстанавливала прежние власти, снова ковала уже разбитые цепи, старалась тушить пламя революции всюду, где оно загоралось, бездействовала сама и мешала действовать другим» (стр. 26). Народ мог победить, если бы национальная оборона сочеталась с революционным преобразованием страны. Центральная хунта сознательно не пошла на это. Она «не сумела защитить родину, ибо она не выполнила свою революционную миссию» (стр. 27). Так трудящиеся Испании в 1814 г. вновь оказались в прежнем ярме. На страже восстановленного «порядка» стоял и «Священный союз», который свирепо подавлял малейшие проблески революционного движения в Европе. Но силы революционного сопротивления испанского народа были так велики, что, не убоявшись ни своих, ни иноземных палачей, он уже в 1820 г. вновь подымает знамя восстания. Инициатива исходила от армии; однако Маркс подчеркивает, что военное восстание Риэго неминуемо провалилось бы, если бы его не поддержало революционное выступление масс. И на этот раз на помощь феодально-дворянской клике пришла международная контрреволюция. В Испанию вторглась 100-тысячная французская армия. При поддержке и по настоянию царской России интервенты заняли Мадрид и подавили революцию. «Он (французский министр Шатобриан. — Ред.) совместно с Александром, — писал Маркс Энгельсу 26 октября 1854 г., — устроил в Испании на десять лет величайшую из клоак, когда-либо там бывших» . Контрреволюция в союзе с интервентами могла только отсрочить очередной революционный взрыв — предотвратить его она была не в силах. В 1834 г. Испания стала снова ареной революционных битв. Этому новому этапу освободительной борьбы испанского народа посвящена блестящая статья Маркса «Эспартеро». Маркс с беспощадной меткостью разоблачает Эспартеро, это живое воплощение страха перед восставшим народом и капитулянтства перед крайними реакционерами. Специальность Эспартеро состояла в том, чтобы «смирять волны революции» и «охлаждать массы». Мудрено ли, что, доверив руль Эспартеро и ему подобным, революционное движение и на этот раз оказалось подавленным? Снова в Испании водворилась — на целое десятилетие — беспросветная реакция. II Революционная стихия вновь прорывается в 1854 году. Читатель настоящего сборника найдет в нем серию статей и заметок, которые Маркс писал по живым следам событий лета и осени 1854 г. и тогда же опубликовал в «Нью-йоркской трибуне». В первой из этих заметок речь идет еще о военном восстании; сигнал и на этот раз был подан армией. Но как только первые подробности о восстании стали известны в Лондоне, Маркс заявил: «Не будет ничего удивительного, если из чисто военного восстания на полуострове возникнет всеобщее восстание» (стр. 62). И действительно, уже через несколько дней Маркс в очередной корреспонденции констатирует, что «военное восстание получило поддержку народного восстания», но лишь тогда, подчеркивает Маркс, когда оно «подчинилось его условиям» (стр. 66). В этом смысле «движение 1854 г. оказывается совершенно иным, нежели даже движение 1843 г.» (стр. 66). Народные массы выступают на этот раз более самостоятельно; армия играет меньшую роль в определении хода событий. Революционные движения 1854 и 1856 гг. разделили судьбу предшествующих восстаний. «Баррикады в Мадриде еще не были убраны по требованию Эспартеро, — писал Маркс, — а контрреволюция уже принялась за работу» (стр. 78). Незавершенность централизации Испании и на этот раз в известном смысле сыграла наруку революции: она помешала Эспартеро и К0 ««конфисковать» революцию в столице» (стр. 86). Но, с другой стороны, и сама революция была лишена настоящего центра. Маркс и Энгельс придавали испанским событиям 1854 г. большое международное значение. Вот что писал об этих событиях Энгельс: «Каков бы ни был действительный характер и результат испанского восстания и чем бы оно ни кончилось, можно сказать с уверенностью, что оно так будет относиться к будущей революции, как швейцарское и итальянское движения 1847 г. к революции 1848 г. Два крупных факта обнаруживаются в этом восстании: во-первых, армия (the military), с 1849 г. фактически господствующая на континенте, внутренне раскололась и отказалась от своего призвания поддерживать порядок... Во-вторых, мы видели картину успешной баррикадной борьбы. Повсюду, где, начиная с июня 1в48 г., строились баррикады, они оказывались до сих пор недействительным средством борьбы. Баррикады, как форма сопротивления войскам со стороны населения большого города,, казалось, совсем не достигали цели. Этот предрассудок теперь опровергнут. Мы опять увидали победоносные, неприступные баррикады. Очарование разрушено. Новая революционная эра становится возможной». В августе 1856 г. Маркс публикует в «Трибуне» две передовые статьи, озаглавленные «Революция в Испании». В этих замечательных статьях, являющихся продолжением серии статей 1854 г., Маркс вскрывает коренные особенности испанской революции 50-х годов и вместе с тем коренные причины ее поражения. Какие задачи стояли перед революцией в Испании? Разумеется, не могло быть и речи о непосредственном переходе к пролетарской, социалистической революции. «Социальный вопрос в современном смысле слова» еще «не имеет почвы в стране» (стр. 91). Испании предстояла буржуазпо-демократичеспая революция, центральным вопросом которой являлся аграрный вопрос. Но испанская буржуазия не стала во главе народных масс, угнетенных феодальными грандами и князьями церкви, и не повела эти массы на борьбу за победу буржуазно-демократической революции. Она не отважилась на это ни в 1808—1814 гг., ни в 1820—1823 гг., когда рабочие составляли еще ничтожный процент городского населения. Она не стала смелее в 1834—-1843 гг. Теперь же, после июньской битвы 1848 г. в Париже, после того как улицы Мадрида увидели отряды вооруженных рабочих, в течение трех дней упорно сражавшихся против армии, невзирая на капитуляцию буржуазных дружин, — теперь крупная буржуазия всего менее была склонна вверить свою судьбу превратностям гражданской войны. Повторилась прежняя цепь предательств: «Эспартеро изменил кортесам, кортесы—. вождям, вожди — буржуазии, а буржуазия — народу» (стр. 114). III В данный сборник включен ряд статей Энгельса, освещающих военную историю Испании. Статья Энгельса об испанской армии (выдержка из статьи «Армии Европы», опубликованной в «Putnam's Моnthlу» в 1855 г.) дает точную и весьма неприглядную картину тогдашней испанской армии. В этой статье Энгельс,, цитируя аббата де-Прадт, утверждавшего, что «испанцы — воинственный, но не военный народ», говорит: «Несомненно, что из всех европейских народов они питают наибольшую антипатию к военной дисциплине. Тем не менее возможно, что народ, который в течение века и больше славился своей пехотой, снова создаст армию, которой сможет гордиться. Но, чтобы это стало возможным, — подчеркивает Энгельс, — необходимо изменить не только военную систему, но в еще гораздо большей степени весь строй гражданской жизни» (стр. 106). В очерках «Бадахос» и «Бидасоа» Энгельс воскрешает два ярких эпизода из истории испанской войны 1812—1813 гг.; в этих очерках Энгельс выступает как глубокий знаток военного дела и военной истории. Далее в сборнике даны три корреспонденции Энгельса в «Нью-йоркской трибуне», относящиеся к 1860 г. и посвященные войне в Испанском Марокко. В заключение помещена блестящая работа Энгельса «Бакунисты за работой». Энгельс в этой работе как бы подводит итог упорной борьбе, которую он вместе с Марксом проводил против бакунистского анархизма. Анализируя причины поражения восстания в Испании в 1873 г., Энгельс вскрывает гибельность анархистской тактики, особенно в период революционных боев. Это тактика разрозненных, лишенных плана, неподготовленных заранее действий, тактика «подхлестывания» революции, тактика вспышек, борьба против дисциплины в революционных рядах, против централизованного руководства революцией, бунт против организации и порядка. Энгельс показывает, какой огромный вред нанес анархизм, его тактика и идеология борьбе испанского народа за его социальное и национальное освобождение. Анархисты в Испании «дали нам непревзойденный пример того, как не следует делать революцию» (стр. 188). IV Марксизм-ленинизм требует, чтобы при определении тактики точнейшим образом учитывались особенности обстановки в каждый данный момент. Было бы нелепостью механически переносить анализ Маркса и Энгельса, данный 70—80 лет назад, на современную Испанию. Но если в свете нашей эпохи, вооружившись опытом ленинско-сталинской партии, обратиться к изучению этих классических работ Маркса и Энгельса, — они дадут неоценимый материал для понимания той борьбы, которую ведет теперь республиканская Испания. Нельзя упускать из виду, что в совершенно иной международной обстановке и при наличии крупнейших изменений внутри страны испанский народ вновь борется, как во времена Маркса и Энгельса, за разрешение задач демократической революции. В 1873 году в статье «Бакунисты за работой» Энгельс писал: «Испания — страна настолько отсталая в промышленном отношении, что там и речи быть не может о немедленном полном освобождении рабочего класса. Прежде чем дело дойдет до этого, Испания необходимо должна пережить еще различные предварительные ступени развития и устранить с пути целый ряд препятствий. Пройти эти предварительные ступени в возможно более короткий промежуток времени, быстро устранить эти препятствия, — таковы были шансы, которые открывала республика. Но использовать эти шансы можно было лишь посредством деятельного политического вмешательства испанского рабочего класса» . Указания, которые Маркс и Энгельс давали испанским рабочим, сохранили свою силу и на дальнейших этапах революционной борьбы. Недаром Ленин много лет спустя (в 1905 г.) характеризовал позицию Энгельса в вопросах испанской революции как образец позиции пролетарского вождя в момент непосредственной революционной борьбы. «Энгельс подчеркивает прежде всего, — писал Ленин, — что борьба за республику в Испании отнюдь не была и не могла быть борьбой за социалистический переворот... Несмотря на это, Энгельс страшно высоко ценил активнейшее участие рабочих в борьбе за республику, Энгельс требовал от вождей пролетариата, чтобы они всю свою деятельность подчинили необходимости победы в начавшейся борьбе; Энгельс входил при этом и сам, как один из вождей пролетариата, даже в детали военной организации... Энгельс во главу угла ставил наступательный образ действий и централизацию революционных сил» . Как злободневно звучат эти слова Энгельса и Ленина! В огне ожесточенной войны испанский народ решает сейчас вопросы демократической революции. Залог победы республиканской Испании в том, что борьба за доведение до конца демократической революции является вместе с тем борьбой против фашизма, за его полную ликвидацию, а это диктует необходимость и создает возможность вовлечь в антифашистскую борьбу подавляющее большинство народа — рабочих, крестьян, городскую мелкую буржуазию, отдельные группы буржуазии, в особенности ранее угнетенные народности (баски, каталонцы и др.). Вооруженная борьба испанского народа против фашистских мятежников и фашистских государств—интервентов — Германии и Италии есть война за национальную независимость, целостность и свободу Испании, за мир между народами. Генеральный секретарь Коммунистической партии Испании Хозе Диас в своем докладе на расширенном пленуме ЦКб марта 1937 г. чрезвычайно ярко обрисовал ту демократическую республику, за которую борется испанский народ. «Мы боремся, — сказал Хозе Диас, — за демократическую республику, за демократическую парламентскую республику нового шипа. Борьба в Испании не имеет целью установление демократической республики наподобие французской или наподобие республик других капиталистических стран. Нет, демократическая республика, за которую мы боремся, — это другая республика. Мы боремся за то, чтобы уничтожить ту материальную основу, на которой базировались реакция и фашизм, ибо без уничтожения этой основы невозможна подлинная политическая демократия. В нашей борьбе мы добиваемся уничтожения материальной базы полуфеодальной Испании, чтобы окончательно вырвать корни фашизма. Мы должны ликвидировать класс крупных помещиков, которые поголовно приняли участие в военно-фашистском мятеже; мы должны национализировать их земли и передать сельхоз-рабочим и крестьянам, чтобы они их обрабатывали единолично или коллективно, по своему желанию. Необходимо уничтожить экономическую и политическую мощь церкви, которая была центром заговора против интересов народных масс и одним из сильнейших оплотов полуфеодальной Испании. Для этого необходима конфискация и национализация имущества церкви... Мы должны взяться также за ликвидацию остатков кастового духа старой армии, которая была на службе у полуфеодальной Испании и являлась орудием подавления прогрессивных стремлений. Мы должны покончить с финансовой олигархией, банкирами и фабрикантами, тесно связанными с помещиками и церковью, которые были тормозом развития народного хозяйства. Надо перейти к национализации Испанского банка и основных отраслей промышленности страны. Это — единственное средство удовлетворить потребности фронта и тыла. Помимо этих основных пунктов, разрешение которых приведет к исчезновению полуфеодальных каст, господствовавших в Испании, и к перестройке материальной и социальной базы нашей новой, демократической парламентской республики, надо ввести действительно всеобщее избирательное право, осуществить участие всего народа в политической и экономической жизни страны. Такова та демократическая и парламентская республика нового типа, за которую борется наша партия, а вместе с нашей партией весь испанский народ. Трудящиеся Испании ведут революционную борьбу против попытки национального порабощения страны фашистскими акулами — Германией Гитлера и Италией Муссолини. Трудящиеся Испании ведут борьбу против попыток расчленить их территорию, экономически закабалить их страну. Они продолжают славные традиции испанского народа, не раз с оружием в руках отстаивавшего свою национальную независимость. В отличие от того, что было в революционном движении XIX в., гегемоном общенародной борьбы против врагов демократии, республики и свободы выступает героический рабочий класс. Этим и объясняются тот размах и то упорство, с которым испанский народ сражается за победу своей национальной, антифашистской демократической революции. Испанский пролетариат возглавляет молодая, но уже закаленная в боях коммунистическая партия. Ей в первую очередь рабочий класс Испании обязан тем, что он сумел создать могучий антифашистский народный фронт, вовлечь в его ряды крестьянство, все слои демократической Испании — в том числе и антифашистски настроенную часть буржуазии — и сплотить их в борьбе против общего врага — фашизма, который является смертельным врагом всего передового, прогрессивного человечества. Недаром подлейшая фашистская агентура — троцкисты — из кожи лезут вон, чтобы предательством, черной изменой, шпионажем и диверсией взорвать антифашистский народный фронт, отдать Испанию на растерзание фашистским каннибалам. Бойцы республиканской Испании, сражающиеся против фашистских банд генерала Франко и дивизий германских и итальянских интервентов, являются одним из авангардных отрядов человечества: они борются за мир, за свободу, за демократию и культуру не только испанского народа, но и других народов. Вот почему на их стороне симпатии и поддержка миллионов анти-фашистов во всем мире. Вот почему вождь трудящегося человечества товарищ Сталин выразил мысли, чувства и волю миллионов трудящихся, когда писал в своей телеграмме секретарю Центрального комитета коммунистической партии Испании т. Хозе Диасу: «Освобождение Испании от гнета фашистских реакционеров не есть частное дело испанцев, а— общее дело всего передового и прогрессивного человечества». Все передовое и прогрессивное человечество должно прийти на помощь испанскому народу. Оно не может сейчас ограничиться платоническими пожеланиями и выражением сочувствия. Нужна действенная, повседневная помощь. Республиканской Испании нужны верные и надежные друзья. Надежнейшим из друзей Испании является Советский Союз— страна, в которой под руководством великого вождя народов товарища Сталина впервые в истории ликвидирована эксплоатация человека человеком и воздвигнуто величественное здание социалистического общества, — страна, являющаяся величайшим оплотом всего прогрессивного, передового человечества. Партизадат ЦК ВКП(б). Июль 1937 г. Маркс Карл
Великий немецкий философ, экономист и политический мыслитель, основоположник научного коммунизма. Родился в Трире (Германия), в семье адвоката. В 1835–1841 гг. учился на юридическом факультете Боннского, затем Берлинского университета. С 1842 г. — редактор демократической «Рейнской газеты». В период революционных событий в Европе 1848–1849 гг. Маркс участвовал в работе международной организации «Союз коммунистов» и вместе с Фридрихом Энгельсом написал ее программу «Манифест Коммунистической партии» (1848). В 1849 г. переехал в Лондон, где прожил до конца жизни.
В 1867 г. вышел главный труд Маркса — «Капитал» (т. 1); работу над следующими томами он не завершил, их подготовил к изданию Энгельс (т. 2, 1885; т. 3, 1894). Научные труды и публикации Маркса сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — теорию классовой борьбы. Маркс исследовал развитие капитализма и выдвинул положение о неизбежности его гибели и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и историю общества со второй половины XIX века до наших дней. Энгельс Фридрих Выдающийся немецкий философ, социолог, экономист, ближайший друг и соратник Карла Маркса. Родился в Бармене (современный Вупперталь), в семье текстильного фабриканта. В молодости примыкал к радикально-оппозиционному литературному направлению «Молодая Германия». В 1842 г. в Кёльне впервые встретился с Марксом. Принимал активное участие в работе Союза коммунистов, а также в массовых народных выступлениях конца 1840-х гг. В 1864 г. стал одним из руководителей 1-го Интернационала. После смерти Маркса подготовил к изданию 2-й и 3-й тома «Капитала».
Фридрих Энгельс является одним из основоположников материалистического понимания истории. Совместно с Марксом он предпринял диалектико-материалистическую переработку буржуазной политической экономии. Величайшей заслугой Энгельса является завершение, издание и пропаганда «Капитала» — труда всей жизни Маркса. Кроме того, он написал ставшие классическими работы по философии и социологии, в число которых входят «Анти-Дюринг» (1878), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886), а также «Происхождение семьи, частной собственности и государства», впервые вышедшая в 1884 г. |