Стимулирование экономического роста Российской Федерации в современных условиях требуют повышения эффективности взаимодействия банка с корпоративными клиентами. Для банка неэффективность такого взаимодействия выражается прежде всего в росте проблемных кредитов корпоративных клиентов и снижении дохода от их обслуживания, а для корпоративных клиентов – в их банкротстве и/или отсутствии финансовых возможностей по обслуживанию тех процентных ставок и условий кредитования, которые предлагаются банками. Это связано с тем, что, с одной стороны, основа решений банка о целесообразности взаимодействия с корпоративными заемщиками ограничена экстраполяцией тенденций и бизнес-планов самих компаний. С другой стороны, большинство отечественных компаний до сих пор сводят оценку эффективности деятельности к росту бухгалтерской прибыли, демонстрируя низкий уровень финансовой грамотности при принятии собственных финансовых решений. Однако сегодня эффективность деятельности как банка, так и компании не ограничена внутренними факторами развития и в условиях сменности этапов экономического развития требует обновления существующего механизма построения решений банка по взаимодействию с корпоративными клиентами. Поэтому важным при построении решений о целесообразности размещения/привлечения финансовых ресурсов среди потребителей корпоративного рынка банковских услуг становится вопрос: насколько менеджмент компаний способен справиться с новыми условиями и генерировать стоимость в будущем, обеспечивая факторы роста стоимости, в том числе для банка? Ответ на данный вопрос дается в концепции управления стоимостью, в которой заложен долгосрочный тренд генерирования стоимости фирмы и возможность формирования факторов роста стоимости. Учет данного аспекта позволит привлечь не только надежных заемщиков – субъектов крупного корпоративного бизнеса, но и обеспечить эффективность взаимодействия банка с другими категориями корпоративных клиентов, субъектами среднего и малого корпоративного бизнеса как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочном. Таким образом, при требовании необходимости стимулирования экономического роста в современных условиях существенное значение приобретает обеспечение и использование обоюдостороннего формирования стоимости в качестве критерия экономической эффективности взаимодействия банка с разными категориями корпоративных клиентов. Такой подход позволит теоретически осмыслить проблему эффективности взаимодействия банка с разными категориями корпоративных клиентов с точки зрения обоюдостороннего формирования стоимости как элемента обеспечения устойчивого экономического развития. Отсюда интерес к научному исследованию формирования стоимости банка и корпоративного клиента повышает, с одной стороны, острая потребность в разработке дополнительного критерия обоснования эффективности взаимодействия банка с корпоративными клиентами, с другой стороны, то, что российский банковский менеджмент до сих пор не вооружен инструментарием повышения конкурентных преимуществ посредством анализа факторов обеспечения роста стоимости взаимозависимых сторон – банка и его корпоративных клиентов. На сегодняшний день проблема эффективности взаимодействия банка и фирм изучалась с различных точек зрения. Так, к исследованиям влияния финансовых отношений компаний с банками на экономическую эффективность фирм причастны работы следующих западных авторов: Фишера К., Шарпа С.А., Зингалеса Л. и Раджана Р.Г., Дегриза Х., Иоаннидоу В. и Онгены С. Частными вопросами оценки влияния денежно-кредитной политики банка на эффективность взаимодействия банка с фирмой занимались Фриксас Х. и Рошет Ж., Бернанке B., Мацуяма K., Холмстром Б. и Тироль Ж., Боивин Ж., Кайли M. и Мишкин Ф.С., Гертлер M. и Клиотаки Н. Анализ работ перечисленных авторов показал, что вопрос эффективности финансовых отношений банка и корпоративных клиентов изучался с точки зрения влияния этих отношений на экономическую эффективность нефинансовых контрагентов, в то время как вопрос взаимовлияния факторов роста стоимости банка и фирмы оказался вне охвата изучения. Приоритетом развития исследований данной научной проблемы в отечественной науке стало становление партнерских финансовых отношений между банком и корпоративными клиентами. Аргументация необходимости развития взаимодействия банка и корпоративного клиента в форме партнерства состояла в ответе на вопрос: "Что и как банковская система может сделать для экономического развития?" и приведена в работах и публичных выступлениях следующих авторов: Лаврушина О.И., Масленченкова Ю.С., Мурычева A.B., Симановского А.Ю., Тавасиева A.M., Тосуняна Г.А. Необходимость перевода финансовых отношений между банком и корпоративными клиентами в формат партнерства как инструмента устойчивого экономического развития – это важный аспект исследования проблемы. Однако акцент стимулирования повышения эффективности такого взаимодействия с точки зрения обоюдостороннего формирования стоимости в этих работах отсутствует или выражен в неявной форме. В качестве тенденции развития исследований по этой проблеме в отечественной науке выделяется разработка теоретических моделей удовлетворения потребностей массового корпоративного клиента в банковских кредитах и теоретическое объяснение ключевых фактов эффекта инвестиционного взаимодействия фирм с банками (Смулов А.М., Масленченков Ю.С. и Тронин Ю.Н., Попков В.В., Берг Д.Б. и Кузнецов Р.О., Гурков И.Б.). Следует отметить, что в силу неоднородности клиентской массы корпоративного рынка банковских услуг сформулированная и подлежащая исследованию проблема решена частично и требует обоснования целесообразности размещений/привлечения финансовых ресурсов среди разных категорий потребителей корпоративного рынка банковских услуг (субъектов крупного, среднего и малого корпоративного бизнеса)... Рассказова Альбина Николаевна Окончила Севастопольский приборостроительный институт по специальности «Автоматизация и механизация процессов обработки и выдачи информации» в 1990 году. В 1992–1998 гг. работала в Севастополе инженером. В 2003 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 1999 г. в Санкт-Петербурге: старший преподаватель ГУ ВШЭ (1999–2003), аналитик ОАО «Сбербанк России» (2004–2011), доцент Северо-Западного института управления — филиала РАНХиГС (2011–2013), доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) (2004–2015), профессор НИУ ВШЭ (c 2016). Автор более 60 публикаций в области управления корпоративным рынком банковских услуг.
|