Моему знаменитому и любимому другу
Курту Польцеру с глубокой симпатией посвящаю
Два отрывка, впервые появляющиеся теперь в печати, разделены временным интервалом продолжительностью в 35 лет. Первый, более длинный, написан вскоре после моего назначения на кафедру Макса Планка в Берлине незадолго до того, как мысли о том, что называют сегодня волновой механикой, начали поглощать все мои интересы. Второй, более короткий, через два года, прошедших после того, как я оставил университет в Вене. Оба они тематически связаны друг с другом. Связаны они, разумеется, и с идеями, публично защищавшимися мною в течение всего промежуточного периода. Справедливо ли с моей стороны предполагать, что "мое" мировоззрение способно вызвать интерес широкого круга читателей? Это предстоит решать не мне, а рецензентам. Во всяком случае – я это сосчитал – здесь около 28–29 тысяч слов. Не так уж много для мировоззрения. Я сознаю, что мне не удастся избежать по меньшей мере одного упрека, а именно связанного с тем, что здесь не обсуждается: отсутствие причинности, соотношение неопределенностей, дополнительность, расширяющийся сферический мир, непрерывный акт творения и т.д. Не пристало ли ему более вести речь о том, что он понимает, нежели вмешиваться в дела специалистов-философов? Ne sutor supra crepidam (суди не выше сапога (лат.). – Прим. пер.). Охотно отвечу на это: дело в том, что эти вещи имеют меньшее отношение к философской картине мира, чем принято думать. В отдельных существенных пунктах я мыслю в согласии с Максом Планком и Эрнстом Кассирером. В 1919 году, когда мне исполнился 31 год, у меня была твердая надежда на приглашение в Черновицы в качестве физика-теоретика, преемника Гайтлера. Я намеревался преподавать теоретическую физику, приняв в качестве образца превосходные лекции моего любимого учителя Фрица Газенорля, погибшего на войне. В остальном же предполагал заниматься философией. В то время я углубился в изучение трудов Спинозы, Шопенгауэра, Рихарда Земона и Рихарда Авенариуса. Но вмешался мой добрый ангел, и вскоре Черновицы уже не принадлежали нам. Ничего из этой затеи не получилось. Я был вынужден остаться при теоретической физике и, к моему удивлению, из этого иногда кое-что выходило. Таким образом, этой книжечкой я осуществляю свое давнее намерение, откладывавшееся в течение долгого времени. Э.Ш.
Альпбах, июль 1960 г. Шрёдингер Эрвин Выдающийся австрийский физик, один из создателей квантовой механики. Родился в 1887 г. в Вене. В 1910 г. окончил Венский университет. С 1911 г. работал в Физическом институте Венского университета. С 1920 г. был профессором в Штутгарте, Бреслау, Цюрихе и Берлине, где унаследовал кафедру Макса Планка. После получения в 1933 г. Нобелевской премии Э. Шрёдингер преподавал и занимался исследованиями в Оксфорде, Граце, Генте и Дублине, где основал собственный исследовательский институт. С 1956 г. до своей смерти в 1961 г. — профессор кафедры теоретической физики Венского университета.
В область научных интересов Э. Шрёдингера входили математическая физика, теория относительности, физика атома и биофизика. Благодаря сформулированной им волновой механике и носящему его имя уравнению Э. Шрёдингер считается одним из высших авторитетов среди физиков. За эти работы в 1933 г. он был удостоен Нобелевской премии. На основе своих исследований Э. Шрёдингер опубликовал более 100 работ, посвященных общим естественно-научным и философским проблемам. Наиболее известные из них — «Что такое жизнь?» и «Наука и гуманизм» — переведены на многие языки, в том числе и на русский. |