Учение Аристотеля "о душе", изложенное въ настоящемъ труде, заимствовано нами изъ трактата, который дошелъ до насъ въ числе другихъ сочинений, приписываемыхъ Аристотелю, и известенъ подъ заглавiемъ: "Три книги о душе" (De anima libri tres). Принадлежитъ ли этотъ трактатъ Аристотелю, ответомъ на этотъ вопросъ послужитъ, между прочимъ, наше последующее изложение трактата. Филологи собрали и указали изъ других сочинений Аристотеля места, въ которыхъ онъ делаетъ ссылки и указания на трактаты о душе, и места изъ самаго трактата, въ которыхъ Аристотель делаетъ указания на другiя свои сочинения. Равнымъ образомъ, критиками и филологами собраны и указаны изъ других сочинений Аристотеля места, въ которыхъ или повторяется то, что высказано въ трактате "о душе", или можетъ служитъ дополнением и объяснением того, что высказано въ трактате. Те и другiя, собранныя учеными, места достаточно говорятъ въ пользу того, что трактатъ принадлежитъ Аристотелю. Мы, съ своей стороны, въ дополнение высказаннаго о подлинности трактата другими, можемъ присовокупить следующее: трактатъ о душе по своему содержанию доказываетъ, что все, что лучшаго и разумнейшаго было высказано о душе Сократомъ Платономь, понято и усвоено въ трактате такъ, какъ не понято и не усвоено ни однимь изъ последующихъ мыслителей, даже изъ техъ, которые считали себя последователями учения Платона. Въ этомь случае мы разумеемъ по преимуществу психологическое, а не метафизическое учение о душе и душевныхъ явленияхъ, высказанное Сократомъ и Платономъ. Передать это учениe въ томъ виде, въ какомъ оно передано въ трактате о душе, мог только такой гениальный ученик Платона, каковъ былъ Аристотель. Кроме того, изъ трактата о душе видно, что писавший его хорошо понималъ, на чемъ остановилась разработка пспхологическихъ вопросовъ до него и на что нужно обратить внимание въ дальнейшей разработке этихъ вопросовъ. Поэтому, онъ и самъ делаетъ попытку продолжить разработку психологическихъ вопросовъ въ техъ пунктахъ, которые или совершенно опускали изъ внимания Сократъ и Платонъ, или касались ихъ мимоходом (эти пункты мы укажемъ въ своемь месте). Здесъ мы опять должны сознаться, что мы знаемъ одного Аристотеля, который после Сократа и Платона былъ такимъ мыслителемъ, какого мы сейчасъ указали, и делалъ то, о чемъ сейчасъ сказано. Трактатъ о душе Аристотеля есть первый опытъ систематическаго изложения ученiя о душе, дошедший до насъ отъ древнихъ. Но онъ не есть, какъ мы сказали, первый опытъ разработки и изследованiя вопросовъ о душе. Самъ Аристотель въ первой книге трактата излагаетъ о душе мненiя мыслителей, жившихъ до него. Эти мненiя о душе, въ первый разъ, сколько намъ известно, собранные вместе Аристотелемъ, показывають, какъ рано вопросы о душе стали занимать мыслителей греческихъ. Зеленогорский Федор Александрович Русский философ и историк философии. Родился в Горбатовском уезде Нижегородской губернии, в семье священника. Учился в Казанской духовной академии; затем перешел на историко-филологический факультет Казанского университета, который окончил в 1868 г. Ученик известного философа и психолога М. М. Троицкого. Получил степень магистра за диссертацию «Учение Аристотеля о душе в связи с учением о ней Сократа и Платона» (1871; защита состоялась в 1873 г. в Варшавском университете). С 1874 г. — доцент кафедры философии Харьковского университета. В 1878 г. в Московском университете защитил докторскую диссертацию «О математическом, метафизическом, индуктивном и критическом методах исследования и доказательства». С 1882 г. — ординарный профессор Харьковского университета.
В своих трудах Ф. А. Зеленогорский обратился к анализу взаимоотношения опытного и теоретического в науке, развития философских и научных методов. Он изучал работы известных западных философов Э. Гартмана, А. Шопенгауэра, Ф. Ланге и других. Исследование привело его, в частности, к выводу, что метод Декарта есть строго научный и эффективный, что нашло отражение в его докторской диссертации. Известность получила его работа «Очерк развития психологии с Декарта до настоящего времени» (1885). Его интересовали также проблемы развития и идея прогресса. Несколько позже он перешел к античной тематике; особенно привлекало его учение Платона и Аристотеля о «божественном уме» и «целесообразности в природе». В журнале «Вера и разум» в 1884–1891 гг. он опубликовал ряд статей по истории древней философии. В последние годы жизни Ф. А. Зеленогорский работал над историей философской кафедры в Харьковском университете, в особенности над учением известного немецкого философа Иоганна Шада, в начале XIX века руководившего этой кафедрой. |