URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Зеленогорский Ф.А. Учение Аристотеля о душе в связи с учением о ней Сократа и Платона Обложка Зеленогорский Ф.А. Учение Аристотеля о душе в связи с учением о ней Сократа и Платона
Id: 216252
347 р.

Учение Аристотеля о душе в связи с учением о ней Сократа и Платона Изд. стереотип.

2016. 104 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1871 г.)

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга русского философа и историка философии Ф.А.Зеленогорского (1839–1909), в которой исследуется трактат "О душе" великого древнегреческого ученого Аристотеля, представляющий собой первый опыт систематического изложения учения о душе. Показывая, что воззрения Аристотеля во многом основывались на взглядах его предшественников Сократа и Платона, автор ставит целью выяснить, что нового внес Аристотель... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловiе
Глава I. Критическiй разборъ и опровержение мненiй о душе предшествующихъ мыслителей
Глава II. Определение души
Глава Ш. Разделение души по видамъ и способностямъ
Глава IV. 0 душе питающей
Глава V. 0 душе ощущающей
Глава VI. 0 воображении, памяти и припоминании
Глава VII. Объ уме
Глава VIII. 0 душе движущей къ месту
3аключeнie

ПРЕДИСЛOBIE (отрывок)
top

Учение Аристотеля "о душе", изложенное въ настоящемъ труде, заимствовано нами изъ трактата, который дошелъ до насъ въ числе другихъ сочинений, приписываемыхъ Аристотелю, и известенъ подъ заглавiемъ: "Три книги о душе" (De anima libri tres).

Принадлежитъ ли этотъ трактатъ Аристотелю, ответомъ на этотъ вопросъ послужитъ, между прочимъ, наше последующее изложение трактата. Филологи собрали и указали изъ других сочинений Аристотеля места, въ которыхъ онъ делаетъ ссылки и указания на трактаты о душе, и места изъ самаго трактата, въ которыхъ Аристотель делаетъ указания на другiя свои сочинения. Равнымъ образомъ, критиками и филологами собраны и указаны изъ других сочинений Аристотеля места, въ которыхъ или повторяется то, что высказано въ трактате "о душе", или можетъ служитъ дополнением и объяснением того, что высказано въ трактате. Те и другiя, собранныя учеными, места достаточно говорятъ въ пользу того, что трактатъ принадлежитъ Аристотелю. Мы, съ своей стороны, въ дополнение высказаннаго о подлинности трактата другими, можемъ присовокупить следующее: трактатъ о душе по своему содержанию доказываетъ, что все, что лучшаго и разумнейшаго было высказано о душе Сократомъ Платономь, понято и усвоено въ трактате такъ, какъ не понято и не усвоено ни однимь изъ последующихъ мыслителей, даже изъ техъ, которые считали себя последователями учения Платона. Въ этомь случае мы разумеемъ по преимуществу психологическое, а не метафизическое учение о душе и душевныхъ явленияхъ, высказанное Сократомъ и Платономъ. Передать это учениe въ томъ виде, въ какомъ оно передано въ трактате о душе, мог только такой гениальный ученик Платона, каковъ былъ Аристотель. Кроме того, изъ трактата о душе видно, что писавший его хорошо понималъ, на чемъ остановилась разработка пспхологическихъ вопросовъ до него и на что нужно обратить внимание въ дальнейшей разработке этихъ вопросовъ. Поэтому, онъ и самъ делаетъ попытку продолжить разработку психологическихъ вопросовъ въ техъ пунктахъ, которые или совершенно опускали изъ внимания Сократъ и Платонъ, или касались ихъ мимоходом (эти пункты мы укажемъ въ своемь месте). Здесъ мы опять должны сознаться, что мы знаемъ одного Аристотеля, который после Сократа и Платона былъ такимъ мыслителемъ, какого мы сейчасъ указали, и делалъ то, о чемъ сейчасъ сказано.

Трактатъ о душе Аристотеля есть первый опытъ систематическаго изложения ученiя о душе, дошедший до насъ отъ древнихъ. Но онъ не есть, какъ мы сказали, первый опытъ разработки и изследованiя вопросовъ о душе. Самъ Аристотель въ первой книге трактата излагаетъ о душе мненiя мыслителей, жившихъ до него. Эти мненiя о душе, въ первый разъ, сколько намъ известно, собранные вместе Аристотелемъ, показывають, какъ рано вопросы о душе стали занимать мыслителей греческихъ.


Об авторе
top
Зеленогорский Федор Александрович
Русский философ и историк философии. Родился в Горбатовском уезде Нижегородской губернии, в семье священника. Учился в Казанской духовной академии; затем перешел на историко-филологический факультет Казанского университета, который окончил в 1868 г. Ученик известного философа и психолога М. М. Троицкого. Получил степень магистра за диссертацию «Учение Аристотеля о душе в связи с учением о ней Сократа и Платона» (1871; защита состоялась в 1873 г. в Варшавском университете). С 1874 г. — доцент кафедры философии Харьковского университета. В 1878 г. в Московском университете защитил докторскую диссертацию «О математическом, метафизическом, индуктивном и критическом методах исследования и доказательства». С 1882 г. — ординарный профессор Харьковского университета.

В своих трудах Ф. А. Зеленогорский обратился к анализу взаимоотношения опытного и теоретического в науке, развития философских и научных методов. Он изучал работы известных западных философов Э. Гартмана, А. Шопенгауэра, Ф. Ланге и других. Исследование привело его, в частности, к выводу, что метод Декарта есть строго научный и эффективный, что нашло отражение в его докторской диссертации. Известность получила его работа «Очерк развития психологии с Декарта до настоящего времени» (1885). Его интересовали также проблемы развития и идея прогресса. Несколько позже он перешел к античной тематике; особенно привлекало его учение Платона и Аристотеля о «божественном уме» и «целесообразности в природе». В журнале «Вера и разум» в 1884–1891 гг. он опубликовал ряд статей по истории древней философии. В последние годы жизни Ф. А. Зеленогорский работал над историей философской кафедры в Харьковском университете, в особенности над учением известного немецкого философа Иоганна Шада, в начале XIX века руководившего этой кафедрой.