Оглавление
ОГЛАВЛЕНІЕ.
Стран.
Предисловие............иі
Глава первая: Сущность произведеній искусства .....♦......
§ L Предметъ книги — Методъ. — Цѣлое, отъ котораго з&висятъ произведет* искусства.—Цѣль и методъ эстетики • І И. Предметъ искусства. — Раздѣленіе искусствъ на двѣ группы. — Подра-жаніе природѣ......„ . 11
III. Уклоненія отъ подражанія .... 18
IV. Части предметовъ воспроизводимыя ис-йусствомъ....... . . . 21
V. Преднамѣренное искаженіе отношеній частей. — Опредѣденіе существенного характера. — Значеніе его. — Художественная впечатлительность. —Опре-дѣленіе художественнаго произведенія 23 VI. Вторая группа искусствъ. — Матема-тическія отношенія доступныя зрѣ-
- IV
нію. — Математическія отношенін до-ступныя слуху. — Пряложеніе опре-дѣленія ко всѣмъ искусствамъ 34 VII. Значеніе искусства въ жизни человѣ-
ческой...........37
Глава вторая : Законъ возникновенія .художе-ственныхъ произведеній.
I. Общій законъ........39
П. Общее изложеніе вліянія среды • . 40
III. Теоретическое изложеніе вліянія среды 43
IV. Четыре эпохи и четыре искусства . 44 V. Греческая цивилизація и античная—
скульптура Ф....... . 50
VI. Цивилизація среднихъ вѣковъ гиоти-
ческая архитектура ...... 60
VII. Французская цивилизація XVII столѣтія
и классическая трагедія.....67
VIII. Современная цивилизація и музыка . 74 IX. Вторая Формула закона.....80
X. Настоящее время.......83
Тэн Ипполит Французский философ, литературовед, искусствовед, историк; создатель культурно-исторической школы в искусствознании. Родился в городе Вузье, департамент Арденны. В 1848–1851 гг. учился в Высшей нормальной школе в Париже. Его докторская диссертация "Ощущения" была отвергнута Сорбонной из-за ее материалистической методологии, и он представил другую диссертацию — "Лафонтен и его басни" (1860), ставшую одним из лучших исследований наследия великого баснописца. С 1864 г. — профессор эстетики в Школе изящных искусств. В 1871 г. стал одним из основателей Частной школы политических наук в Париже. С 1878 г. член Французской академии — учреждения, целью которого было изучение французского языка и литературы и регулирование языковой и литературной нормы французского языка.
Самой значительной работой Ипполита Тэна в области литературоведения стала пятитомная "История английской литературы" (1863); во введении к ней им была изложена целостная теория, по которой литература является необходимым продуктом человеческой деятельности, характер которого определяется тремя факторами — расой, средой и историческим моментом. Такие же принципы он применил и к исследованию истории и философии искусства. В его трудах заложен основной принцип натурализма: уподобление искусства науке. Полностью его философская система была изложена в книге "Об уме и познании" (1870), где давалось материалистическое истолкование Вселенной, согласно которому все знания происходят из ощущения. Известность получил и его трехтомный труд по истории "Происхождение современной Франции" (1876–1893), где содержалась критика Великой французской революции и якобинской диктатуры. Идеи и концепции Ипполита Тэна оказали сильное влияние на французских писателей, в том числе таких известных, как Эмиль Золя и Ги де Мопассан. |