URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Черкасов Ю.Н. Совершенствование системы испытаний: Антология совершенствования испытаний реле Обложка Черкасов Ю.Н. Совершенствование системы испытаний: Антология совершенствования испытаний реле
Id: 215670
1147 р.

Совершенствование системы испытаний:
Антология совершенствования испытаний реле. Кн.4

URSS. 2017. 464 с. ISBN 978-5-9710-3459-9.
Белая офсетная бумага

Аннотация

В книге 4 цикла «Совершенствование системы испытаний» представлены идеи и новые научно-технические результаты многолетних (более 10 лет) научных изысканий и практических разработок автора по совершенствованию организации, способов, устройств и технологии периодических испытаний реле, а также история совершенствования испытаний реле от момента квалификационных испытаний и до настоящего времени. Приведена перспективная система периодических испытаний... (Подробнее)


Оглавление
top
Рецензия
Ключевые слова
От автора
Условные обозначения и сокращения
Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки, общие положения и организация испытаний реле
 1.1. Система периодических испытаний реле
 1.2. Общие положения
 1.3. Краткое описание и основные характеристики реле
 1.4. Организация периодических испытаний реле
 1.5. Распределение обязанностей между должностными лицами
 1.6. Действия испытателей в нештатных ситуациях
 1.7. Требования по технике безопасности
 1.8. Подготовительный этап
  1.8.1. Общие положения
  1.8.2. Согласование сроков испытаний
  1.8.3. Проведение организационного совещания
  1.8.4. Теоретическая подготовка
  1.8.5. Подготовка рабочего места
  1.8.6. Подготовка кабелей и проводов
  1.8.7. Аттестация и проверка оборудования на функционирование
  1.8.8. Отбор реле для периодических испытаний
  1.8.9. Подготовка документации
 Выводы по главе 1
Глава 2. Антология совершенствования системы периодических испытаний реле
 2.1. Анализ штатной системы испытаний реле
  2.1.1. Анализ штатной организации испытаний реле
  2.1.2. Анализ документации по периодическим испытаниям реле
  2.1.3. Анализ штатного испытательного оборудования
  2.1.4. Анализ штатной технологии периодических испытаний реле
 2.2. Совершенствование системы испытаний реле
  2.2.1. История совершенствования системы периодических испытаний реле
  2.2.2. Перечень усовершенствований системы испытаний реле
  2.2.3. Описание усовершенствований системы испытаний реле
  2.2.3.1.  Пульт проверки реле
  2.2.3.2.  Способ измерения габаритных и установочных размеров реле
  2.2.3.3.  Совершенствование проверки контактирования реле
  2.2.3.4.  Новый кабель для электрических испытаний реле
  2.2.3.5.  Новое устройство для электротемпературных испытаний реле
  2.2.3.6.  Новый способ контроля температуры в камерах
  2.2.3.7.  Совершенствование испытания реле на безотказность
  2.2.3.8.  Специальная тара для реле
 Выводы по главе 2
Глава 3. Совершенствование механических испытаний реле
 3.1. Совершенствование испытаний реле вибрацией и ударами
  3.1.1. Пульт контроля параметров четырёх реле при вибрации и ударах
  3.1.2. Пульт контроля параметров десяти реле при вибрации и ударах
  3.1.3. Новое приспособление для крепления реле при вибрации и ударах
  3.1.4. Новый способ испытания реле на вибростенде
  3.1.5. Новый способ измерения и контроля параметров при испытании реле на вибростенде
  3.1.6. Новый способ испытания реле на ударном стенде
 3.2. Совершенствование испытаний реле линейными ускорениями
  3.2.1. Краткое описание конструкции центрифуги
  3.2.2. Конструкция штатного приспособления для крепления реле
  3.2.3. Штатная система измерения и контроля параметров реле
  3.2.4. Анализ штатной схемы испытаний реле
  3.2.5. Анализ штатной технологии испытаний реле
  3.2.6. Анализ штатных схемы и технологии измерения и контроля параметров реле
  3.2.7. Анализ возможных способов, схем и технологий испытаний реле
  3.2.8. Разработка нового устройства испытаний реле на центрифуге
  3.2.9. Новая технология испытания одновременно пяти реле
  3.2.10.  Разработка устройства для испытания на центрифуге одновременно десяти реле
 Выводы по главе 3
Глава 4. Новые технологии периодических испытаний реле
 4.1. Общие положения
 4.2. Проверка внешнего вида и отсутствия посторонних звуков внутри реле
 4.3. Измерение габаритных и установочных размеров
 4.4. Проверка массы (взвешивание)
 4.5. Измерение сопротивления обмоток реле
 4.6. Измерение напряжения срабатывания и возврата
 4.7. Проверка наличия контактирования реле
 4.8. Проверка электрической прочности изоляции
 4.9. Измерение сопротивления изоляции
 4.10. Измерение времени срабатывания, возврата и дребезга контактов
 4.11. Испытание на воздействие изменения температуры среды (термоциклирование)
 4.12. Испытания при пониженной, повышенной температурах и на коммутационную износостойкость
  4.12.1.  Общие положения
  4.12.2.  Испытание на воздействие пониженной рабочей температуры среды
  4.12.2.1.  Подготовка к испытаниям
  4.12.2.2.  Технология испытания при пониженной температуре минус 60oС
  4.12.2.3.  Испытание на коммутационную износостойкость при температуре минус 60oС
  4.12.3.  Испытание при повышенной рабочей температуре среды
  4.12.3.1.  Подготовка к испытаниям
  4.12.3.2.  Технология испытания при температуре плюс 85oС
  4.12.3.3.  Испытание на коммутационную износостойкость при плюс 85oС
  4.12.4.  Испытание на коммутационную износостойкость при НКУ
  4.12.4.1.  Подготовка к испытаниям
  4.12.4.2.  Технология испытания на коммутационную износостойкость при НКУ
 4.13. Механические испытания
  4.13.1.  Общие положения
  4.13.2.  Испытания на вибростенде
  4.13.3.  Испытания на ударном стенде
  4.13.3.1.  Испытание многократными ударами
  4.13.3.2.  Испытание одиночными ударами
  4.13.4.  Испытание реле линейными ускорениями
 4.14. Испытание на влагоустойчивость (кратковременное)
 4.15. Испытание на воздействие пониженного атмосферного давления
 4.16. Испытание на безотказность
 Выводы по главе 4
Глава 5. Оценка эффективности новой системы испытания реле и перспективы её развития
 5.1. Оценка эффективности телемониторинга климатических камер
 5.2. Оценка эффективности нового способа испытания реле на центрифуге
 5.3. Оценка эффективности нового способа испытания реле на вибростенде
 5.4. Оценка эффективности новой технологии испытания реле на ударном стенде
 5.5. Оценка эффективности нового способа измерения и контроля параметров реле
 5.6. Оценка эффективности нового способа электротемпературных испытаний реле
 5.7. Оценка эффективности пульта проверки реле
 5.8. Перспективная система испытания реле
 Выводы по главе 5
Заключение: результаты работы
Литература
Приложения

Рецензия начальника отдела технического контроля АО "Корпорация "ВНИИЭМ" на книгу Черкасов Ю.Н. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИСПЫТАНИЙ. Антология совершенствования испытаний реле
top

В данной книге автор разработал и реализовал новую технологию периодических испытаний реле, взамен штатной технологии, на основе внедрения всех усовершенствований по испытаниям реле.

Следует отметить, что реле разработано и является одним из традиционных видов выпускаемой продукции АО "Корпорация "ВНИИЭМ", поставляется по договорам в очень многие фирмы, а также находится в открытой продаже. Такая популярность этих реле объясняется их уникальными удельными характеристиками, которые находятся на уровне лучших мировых образцов аналогичного назначения.

На основании подробного анализа штатной технологии периодических испытаний реле и многолетнего опыта проведения испытаний, автором выявлено, что штатная технология сильно ресурсоÍ, энерго- и трудозатратная, занимает много времени, содержит много рутинного труда и ручных операций, позволяет испытывать одновременно малое число реле – только 2 или 3 реле (по ТУ необходимо испытать 10 реле), требует большого расхода моторесурса испытательного оборудования и электроэнергии. Оценки параметров реле имеют низкую точность.

В результате научного поиска было установлено, что подавляющее большинство испытаний реле можно усовершенствовать. Результаты научного поиска автором опубликованы в учебном пособии, трñх монографиях, двух патентах, одной статье в научном журнале и были доложены на международной конференции.

Итогом этих поисков стала разработка новых способов температурно-электрических испытаний, испытаний на вибростенде, ударном стенде, на центрифуге, в барокамере, испытания на влагоустойчивость, измерения параметров реле и др. Для внедрения этих способов в практику испытания реле было разработано большое число нового испытательного оборудования. Итогом всех усовершенствований стала разработка новой технологии периодических испытаний реле.

Практическая значимость внедрения новой технологии периодических испытаний реле в том, она позволила существенно упростить и удешевить сложные испытания, сделать их менее энерго- время- и трудозатратными, значительно уменьшить число рутинных операций, ряд испытаний сделать более интеллектуальными и, тем самым, получить ощутимый ежегодный экономический эффект. Главное, что при внедрении новой технологии испытаний полностью выполнены все требования нормативно-технической документации, в том числе и технических условий. Особенно ценным является тот факт, что удалось повысить точность оценок и достоверность контроля параметров реле с исключением ошибок первого и второго рода, а это самое главное при любых измерениях параметров изделий.

Здесь важно отметить такую явно непроявленную сторону экономического эффекта как экономия энергозатрат и моторесурса. Дело в том, что большая часть испытательного оборудования (вибростенд, ударный стенд, центрифуга, стенды для электрических испытаний, камеры тепла и холода, барокамера и др. оборудование) очень дорогостоящее (несколько десятков миллионов рублей почти любой стенд) и с очень большим энергопотреблением. Поэтому любое, даже незначительное, уменьшение энергозатрат или используемого моторесурса приносит экономический эффект. В работе же автору удалось усовершенствовать практически все испытания, а в наиболее энергозатратных удалось уменьшить время испытания, а, следовательно, расход моторесурса и энергозатрат и, тем самым, получить для АО "Корпорация "ВНИИЭМ" ощутимый ежегодный (а не одноразовый) экономический эффект. Наибольший экономический эффект получен от усовершенствования наиболее энергозатратных испытаний, таких как испытание реле линейными ускорениями, на вибропрочность, виброустойчивость, ударную прочность, ударную устойчивость, при пониженной и повышенной температуре, на коммутационную износостойкость и др.

Работа имеет научную новизну. Автор впервые рассмотрел совокупность испытаний как систему. Разработан и внедрен ряд оригинальных устройств испытаний и новый способ измерения параметров реле, часть из которых запатентована. Теоретически найдена оптимальная схема испытания реле на центрифуге, а также теоретически вычислено напряжение, эквивалентное номинальному току через контакты реле при их испытаниях на безотказность. Разработана и внедрена новая технология периодических испытаний реле.

В работе получены новые технические результаты. Увеличено число одновременно испытываемых реле с 2 до 10. Существенно уменьшены ресурсоÍ, энерго- и трудозатраты. Получен ежегодный ощутимый экономический эффект.

Специфика изложения материала в книге в том, что испытания реле представлены испытателю в различных формах (словесном описании, обобщñнными блок-схемами, схемами соединения оборудования, электрическими схемами, рисунками, фотографиями, таблицами, графосхемами), что делает представленный в книге материал максимально наглядным и удобным при практическом пользовании им и, главное, исключает возможность ошибиться в испытаниях.

В качестве достоинства можно отметить, что последовательность изложения материала по всем видам испытаний одинаковая. Вначале приведены требования к реле и параметры, устанавливаемые на испытательном оборудовании, затем перечень оборудования, приборов, оснастки, инструментов и расходных материалов, общие положения по данному испытанию, подготовка к испытаниям и, наконец, подробная технология испытаний и измерений параметров, а также техника безопасности, в заключении описания данного испытания приведены заключительные операции, т.е. описан весь спектр работ, которые необходимо выполнить по данному испытанию. Отметим, что общее число испытаний более 20.

В качестве недостатка следует указать недостаточную степень автоматизации разработок по усовершенствованию испытаний реле. Считаю, что разработанные в книге способы испытания реле могут быть реализованы с использованием компьютера, что позволит ещñ больше повысить точность оценок параметров реле за счñт применения современных методов математической статистики. Рекомендую продолжить автору работу в этом направлении.

Книга написана технически грамотным языком, материал изложен логически последовательно, текст написан без ошибок. Отсутствует плагиат, на все используемые данные и материалы имеется ссылка на соответствующие источники, указанные в списке литературы. Все новые результаты корректно обоснованы и подтверждены рисунками, графиками, схемами, таблицами, результатами многочисленных экспериментов и практическими многолетними результатами проведения периодических испытаний на реальных реле.


Заключение
top

Представленная в книге новая технология периодических испытаний реле является уникальной самостоятельной законченной научно-технической работой, выполненной в инициативном порядке, и посвящена решению актуальной научно-технической задачи – разработке и внедрению новой, экономически более эффективной технологии испытания реле.

Основным достоинством работы и заслугой автора является, по моему мнению, реально работающая новая технология испытания реле, внедрение которой дало более высокую точность оценок параметров реле и значимый ежегодный экономический эффект при полном выполнении всех требований нормативно-технической документации, в том числе и ТУ.

Работа очень важна для АО "Корпорация "ВНИИЭМ", поскольку новая технология испытания реле обеспечивает поставку в другие фирмы по договорам гарантированно качественную продукцию (реле) и, тем самым, обеспечивает высокий научно-технический авторитет нашей корпорации, что значимо в условиях рыночной экономики и всñ ужесточающейся конкуренции предприятий.

Книгу можно считать монографией, поскольку она посвящена решению только одной научно-технической задачи – разработке и внедрению новой, более эффективной, технологии периодических испытаний реле, рассмотрен весь спектр вопросов по этой теме, проведены научно-технические изыскания по теме, полученные результаты имеют научную новизну, запатентованы и дают новый технический результат, опубликован сравнительно большой список литературы по теме (60 наименований).

Книга может служить прекрасным учебным пособием испытателям реле, широкому кругу специалистов, разрабатывающих системы испытания изделий и системы измерения их параметров, преподавателям вузов, обучающих студентов практике реального производства изделий, руководителям подразделений и предприятий при создании новых производств.

Рекомендую книгу к изданию.

Начальник отдела технического контроля (ОТК) АО "Корпорация "ВНИИЭМ" Фñдор Александрович ИЛОВАЙСКИЙ

От автора
top

В данной монографии опубликованы итоговые результаты моих многолетних инициативных научно-технических изысканий по одной важной проблеме – совершенствованию системы испытаний на примере одного серийного изделия – реле, выпускаемого АО "Корпорация "ВНИИЭМ". Актуальность этой темы обусловлена тем, что эти реле по своим удельным характеристикам находятся на уровне лучших мировых образцов аналогичного назначения, а требования к качеству выпускаемой продукции в последнее время сильно возросли и будут в дальнейшем только расти, особенно в условиях всñ ужесточающейся рыночной конкуренции предприятий. Качество испытаний выпускаемых изделий гарантирует качество самих изделий, особенно таких изделий, как реле, которые применяются (изÍза своих уникальных характеристик) в наиболее ответственных электрических цепях космических аппаратов и др. объектов.

Издание данной монографии является настоятельной актуальной объективной необходимостью и обусловлено следующими причинами. После квалификационных испытаний прошло 15 лет, а со времени издания первой работы по технологиям испытаний реле (2009 г. [34]) прошло несколько лет. За это время автором проведено усовершенствование (удешевление, упрощение и т.д.) технологий практически всех испытаний реле, разработаны новые способы и устройства испытаний, при этом получены новые научно-технические результаты. На ряд разработок, содержащих научную новизну, получены патенты, которые уже внедрены в систему испытаний. Всñ это привело к тому, что реальная (новая) система периодических испытаний реле стала существенно отличаться от штатной, описанной в работе [34].

Новая система испытаний реле стала существенно дешевле, менее ресурсоÍ, энерго- и трудозатратной и, вследствие этого, более экономически эффективней. Значительно уменьшено число рутинных и трудоñмких работ, а в большинстве сложных испытаний реализовано существенное упрощение. При этом одновременно повышена точность оценок параметров реле и достоверность результатов измерений, исключены ошибки первого и второго рода, внедрены статистические методы оценки параметров (хотя и не очень сложные), что, по моему мнению, является главным положительным результатом при любых измерениях.

Кроме этого актуальная необходимость написания книги вызвана:

– внедрением новых способов, устройств и технологии испытаний реле;

– отсутствием пособия по подготовке испытателей по периодическим испытаниям реле по новой технологии;

– появлением новых современных средств измерений и испытаний;

– сравнительной сложностью схем и технологии испытаний;

– сравнительно большим объñмом и продолжительностью испытаний;

– большим объñмом подготовительных работ;

– большим объñмом и разнообразием испытательных стендов, оборудования и оснастки;

– динамичностью ряда испытаний, требующей, в свою очередь, быстрых действий испытателя, что невозможно без чñткого знания последовательности проведения данного вида испытаний;

– существенно возросшим объñмом выпуска реле.

При проведении периодических испытаний реле несколько лет подряд по новой технологии, всякий раз сталкивался с одной и той же трудностью, а именно, с отсутствием какого-либо пособия, позволявшего качественно подготовиться как теоретически, так и практически, к испытаниям, всñ предусмотреть до начала испытаний. В книге систематизирован накопленный мной многолетний опыт по испытаниям реле; при этом, упор сделан именно на практическую сторону испытаний, которая, в большинстве случаев, вовсе не отражена в официальных регламентирующих документах.

Следует отметить, что чрезвычайно трудно даются новые идеи в области совершенствования испытания серийной ("штатной") продукции, а тем более их воплощение в реальных условиях требует ещñ больших усилий и, в ряде случаев, вынуждает поступать нестандартным образом. Основная трудность здесь состоит в том, что приходится удовлетворять одновременно несколько противоречивых требований.

С одной стороны, обязательно и точно нужно выполнить все требования нормативно-технической документации (ТУ, ГОСТ-ов и др.), поскольку испытаниям подвергается серийная продукция предприятия и на еñ поставку в другие организации заключены уже договора. Поэтому испытания должны обеспечить заданное документацией качество продукции. С другой стороны, штатные технологии ряда испытаний являются очень ресурсоÍ, энергоÍ, трудо- и времязатратными, не позволяют повысить точность оценок и достоверность результатов измерений, ориентированы на использование устаревшего оборудования, в то время как уже используются новые приборы. Всñ это делает процесс испытаний не эффективным, экономически сильно затратным. К этому добавляются ещñ и организационные трудности. Именно поэтому приходится поступать нестандартным образом. Для таких ситуаций можно привести высказывание Я.И.Френкеля. Он писал: "Подлинно новое не может содержаться в старом: оно может быть обнаружено с помощью какого-то нелогичного процесса... В наших поисках новых идей мы должны руководствоваться не столько логикой, сколько интуицией. А интуиция предпочитает следовать по пути аналогий, перескакивая, с полным пренебрежением логикой, через препятствия, если эти препятствия заводят в тупик.,.." [57].

Следует особо информировать читателя ещñ о том, что за всñ время научного поиска, разработки, испытания на реальных реле и внедрения усовершенствований в штатную технологию испытаний ни разу не были сорваны, просрочены или хоть сколько-нибудь не выполнены требования ТУ при очередных периодических испытаниях реле по новым технологиям. Это является главным техническим и организационно-экономическим достоинством данной инициативной работы.

Хотя разработанная в данной монографии технология испытаний и является логически завершñнной, но она может быть ещñ усовершенствована путем разработки и внедрения компьютерных автоматизированных устройств и технологий испытаний с использованием методов математической статистики и экспертных систем. При этом основой этой усовершенствованной, более новой системы испытания реле останется разработанная в данной монографии и внедрñнная технология периодических испытаний реле. Именно поэтому эту технологию будем считать базовой.

Хотелось бы обратить внимание читателя ещñ на одно достоинство данной работы. По информации, имеющейся у автора, на момент написания книги нет подобной технологии испытания реле и на других предприятиях, занимающихся аналогичной тематикой. Именно поэтому эта технология периодических испытаний реле является уникальной.

Кажущиеся, на первый взгляд, излишними подробности и нюансы при описании технологии испытаний, а также, в ряде случаев, повторы, в конечном итоге, оказываются вовсе не лишними. Скорее, наоборот, – они устраняют неясности и неоднозначности для данного испытания, что исключает возможность допустить ошибку при испытании и, в конечном итоге, существенно экономит время на это испытание.

Большинство испытаний реле можно проводить несколькими способами. В книге изложены наиболее отработанные многолетней практикой технологии.

Данная инициативная работа является очередным практическим результатом выполнения требований "ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА" АО "Корпорация "ВНИИЭМ".

Считаю своим приятным долгом выразить искреннюю благодарность доктору технических наук Алексею Петровичу Сарычеву за доброжелательное и скрупулñзное редактирование книги и за ряд значимых рекомендаций, учñт которых позволил существенно улучшить содержание книги.

Мне доставляет удовольствие поблагодарить доктора технических наук профессора Владимира Яковлевича Гечу за многократные вдохновляющие беседы, которые я имел с ним, за полезные замечания и ценные советы, которые позволили логически правильно изложить материал по данной теме.

Я искренне признателен Фñдору Александровичу Иловайскому, любезно согласившемуся и взявшему на себя нелñгкий труд рецензирования книги, за объективный и подробный еñ анализ, за полезные рекомендации по улучшению изложения ряда разделов.

Заслуживает отдельной благодарности Ижмяков Константин Вениаминович за ценные рекомендации по определению научно-технического направления совершенствования технологии периодических испытаний реле в реальных условиях современного технического оснащения АО "Корпорация "ВНИИЭМ", за практическую помощь в изготовлении новых устройств испытания реле.

Я также признателен и весьма благодарен Ракитянскому Владимиру Васильевичу за разработку специально тары для реле и куба для крепления реле, без которого невозможна реализация новой технологии механических испытаний реле.

Считаю необходимым поблагодарить Громова Иосифа Николаевича и  Черносвитова Виктора Владимировича за участие в испытаниях реле, отработке новой технологии испытания и изготовлении ряда новых устройств для испытания реле по новой технологии, Корчагину Ларису Павловну за участие в испытаниях реле по новой технологии и за объективный контроль результатов испытаний.

И наконец, я в долгу у моей жены Галины Фñдоровны Черкасовой за понимание значения данной работы и за многолетнее неистощимое терпение, без которых книга не увидела бы свет, поскольку она почти полностью написана в личное время.

Юрий Николаевич ЧЕРКАСОВ

Введение
top
Актуальность работы. Реле является одним из традиционных видов серийной продукции, разработанной АО "Корпорация "ВНИИЭМ" и выпускаемой на внешний рынок. По удельным показателям оно находится на уровне лучших современных отечественных и зарубежных образцов аналогичного назначения, что, несомненно, является гордостью нашего предприятия. Поэтому реле используется, в основном, для коммутации ответственных электрических цепей изделий. Именно поэтому от качества реле, наряду с другой продукцией, зависит научно-технический авторитет нашего предприятия, что особенно важно в условиях рыночной экономики и всñ усиливающейся конкуренции предприятий. Реле является несекретным изделием.

Отсюда следует, что поддержание конкурентоспособности реле на мировом рынке является одной из важнейших задач АО "Корпорация "ВНИИЭМ".

Подтвердить реальные показатели качества реле можно только путñм их испытаний в экстремальных условиях (температуры, влажности, электрических и механических нагрузок и т.д.). С целью подтверждения потребительских свойств реле, периодически проверяют их параметры путñм проведения периодических испытаний (ПИ).

Испытание реле – это дорогостоящий, трудоñмкий, сравнительно сложный, длительный (несколько месяцев) процесс, содержащий большое число (несколько десятков) видов испытаний, для проведения которых требуется более 110 наименований различного оборудования (климатических камер, стендов, пультов, измерительных приборов, приспособлений и др.). Поэтому, удешевление и упрощение технологии даже отдельных видов испытаний, уменьшение числа рутинных операций, сокращение сроков испытаний является актуальной задачей. Трудность при разработке более совершенных технологий состояла в том, что при решении этих задач необходимо было удовлетворять одновременно несколько противоречивых требований, например, выполнить все требования нормативно-технической документации (ГОСТ-ов, ТУ, ОТУ) и одновременно сократить продолжительность испытаний, сделать их более дешñвыми, или простыми, что в ряде испытаний достичь крайне трудно или даже практически невозможно при штатной технологии испытаний реле.

Так, например, при штатной технологии для механических испытаний реле был изготовлен пульт контроля параметров реле, позволяющий испытывать одновременно только три реле, а по ТУ всего надо испытать десять реле. Следовательно, одни и те же испытания приходится проводить четыре раза (3 + 3 + 3 + 1). Ещñ примеры. Приспособление для крепления реле для испытания вибрацией и ударами позволяло испытывать одновременно только четыре реле, а при испытании линейными ускорениями – только два реле. Можно привести ещñ много примеров физической невозможности сократить время испытаний при штатной технологии.

Поэтому совершенствование испытаний реле является востребованным и актуальным, так как направлено на обеспечение качества и надñжности выпускаемой продукции и повышение научно-технического потенциала предприятия.

В большинстве наиболее энергозатратных и трудоñмких видов испытаний автору всñ-таки удалось получить ощутимые технико-экономические положительные результаты, часть из которых имеет научную новизну и запатентована. Цель работы. Разработка более совершенной (в сравнении со штатной), экономически более эффективной системы периодических испытаний реле с использованием всех усовершенствований. Система должна удовлетворять всем требованиям нормативно-технической документации. Конечный результат работы. Автором разработана и практически реализована логически завершñнная более эффективная новая система периодических испытаний реле с использованием всех усовершенствований, разработанных за всñ время их испытания (с 2004 г.), в том числе и изобретений, на которые получены патенты. На основе этих усовершенствований создана новая базовая технология периодических испытаний реле. Научная новизна. Работа, несомненно, содержит научную новизну. Новыми результатами являются разработанные автором несколько оригинальных способов и новых устройств для наиболее энерго- и трудозатратных видов испытаний реле, часть из которых запатентована. Их внедрение и позволило создать более дешñвую и эффективную технологию периодических испытаний реле.

Суть новой технологии испытаний реле и еñ принципиальное отличие от штатной технологии состоит в увеличении числа одновременно испытываемых реле с двух до десяти, в разработке и реализации новых устройств, наименее энерго- и трудозатратных способов электротемпературных, механических и других, наиболее сложных, испытаний, в бескоммутационном испытании реле на центрифуге, в новом способе измерения параметров реле – одновременно всех параметров одновременно у всех реле за один цикл изменения напряжения (увеличения и уменьшения) только одного источника питания для ряда наиболее энерго- и трудозатратных испытаний.

Периодические испытания реле рассмотрены как система. Реализация такого принципа испытаний делает новую технологию исключительно уникальной. Оценка эффективности. Проведñнные эксперименты по отдельным испытаниям в 2008, 2009 г.г. [34], опытное в 2010, 2011 г.г. [35], [45] и полное в 2014, 2015, 2016 г.г. использование новой технологии при периодических испытаниях реальной совокупности реле (10 штук) подтвердили еñ полную работоспособность, пригодность, практичность, удобство в пользовании, очевидные преимущества в сравнении со штатной технологией и несомненную практическую и экономическую выгоду.

Приведñм несколько количественных оценок полученного положительного эффекта от внедрения новой технологии периодических испытаний реле:

– при испытании линейными ускорениями моторесурса центрифуги расходуется в 2,8 раза меньше, электроэнергии тратится в 2 раза меньше, трудозатраты уменьшены в 2,52 раза, общее время испытаний уменьшено более, чем в 2 раза;

– при испытании на вибропрочность, виброустойчивость моторесурса и электроэнергии тратится в 4 раза меньше, трудозатрат в 7,9 раза меньше;

– при испытании на ударную прочность, ударную устойчивость моторесурса и электроэнергии тратится в 4 раза меньше;

– при испытаниях при повышенной, пониженной температурах и на коммутационную износостойкость не нужно всякий раз проводить расчñты циклов срабатывания реле, а это более 10 раз, достаточно только взглянуть на графосхему, а для измерения падения напряжения на контактах не нужно перестыковывать штепсельные разъñмы – достаточно только включить два тумблера, что, несомненно, очень удобно и незатратно. Практическая значимость. Новая технология является базовой технологией периодических испытаний реле. Начиная с 2013 г. периодические испытания реле проводятся только по новой (базовой) технологии.

Внедрение новой технологии привело к значительному удешевлению периодических испытаний реле, сокращению продолжительности испытаний при выполнении всех требований нормативно-технической документации (ГОСТ-в, ТУ, ОТУ), уменьшению энерго- и трудозатрат, существенному упрощение наиболее сложных испытаний, ощутимому сокращению рутинных операций и даñт существенный ежегодный экономический эффект.

Специфика и достоинство изложения материала в книге в том, что испытания реле представлены испытателю в различных формах (словесном описании, блок-схемами, схемами соединения оборудования, электрическими схемами, рисунками, фотографиями), что делает представленный в книге материал максимально наглядным и удобным при практическом пользовании им и, главное, исключает возможность ошибиться в испытаниях.

В большом перечне испытаний есть три самых сложных по технологии испытания – это испытание при пониженной, повышенной температурах и на коммутационную износостойкость при НКУ. При этих испытаниях испытателю необходимо оперативно вести по счñтчику счñт числа циклов срабатывания реле при отработке различных программ и вычислять для каждой программы количество циклов, что оперативно и устно делать очень трудно, а "держать в уме" большое количество цифр ещñ затруднительней. Поэтому в помощь испытателю и в дополнение к вышеупомянутым формам описания технологии испытаний, разработаны ещñ три формы описания технологии испытаний:

1. Табличная.

2. Графосхемная.

3. Обобщñнная блок-схема.

Традиционная форма – это словесное изложение последовательности действий испытателя и работы испытательного оборудования. Основная трудность для испытателя в том, что счñтчик числа коммутационных циклов не обнуляется (считает непрерывно), а нужно много раз снимать показания счñтчика, чтобы останавливать циклический режим для измерения падения напряжения на замкнутых контактах реле. Именно для преодоления этой трудности и разработаны эти три формы с целью существенного облегчения работы испытателю.

В табличной форме детально по пунктам изложена вся технология испытания в форме таблицы, причñм к каждому пункту добавлено необходимое показание счñтчика числа циклов. Такое представление технологии полностью исключает возможность ошибки испытателя, поскольку "держать в уме" большой объñм необходимой информации очень сложно. При наличии этой таблицы испытателю остаñтся только своевременно отмечать в таблице выполненные пункты и выполнять очередные, указанные в таблице, что намного проще, чем "держать в уме".

Графосхемная форма – это графическое изображение технологии испытания. На нñм приведены числовые значения показаний счñтчика коммутационных циклов, при которых испытателю нужно выполнять какие-то действия. Причñм, эти действия указаны символами, что исключительно удобно за счñт наглядности, поскольку вся технология в циклическом режиме помещается на одном листе.

Обобщñнная блок-схема удобна тем, что она на одном листе представляет всñ испытание, которое разбито на блоки в обобщñнном виде, что наглядно и, несомненно, очень удобно испытателю. Следует отметить, что совокупность указанных трñх форм описания технологии испытания является незаменимым помощником испытателю, поскольку практически полностью исключает возможность ошибиться.

Достоинство данной книги в том, что описание всех испытаний изложено по единой схеме в следующей последовательности:

– пункты нормативно-правовой документации, регламентирующие данное испытание;

– требования к контролируемым параметрам и исходные данные, устанавливаемые на испытательном оборудовании для данного испытания;

– оборудование, необходимое для данного испытания;

– общие положения;

– блок-схема технологии испытания;

– табличная форма технологии испытания;

– графосхема технологии испытания;

– схема соединения испытательного оборудования;

– действия, которые необходимо выполнить при подготовке к данному испытанию;

– подробная технология испытания; скрупулñзно описана последовательность действий испытателя, какой тумблер, в какой момент и в какое положение нужно поставить; какие параметры и как измерять, в какой момент и как снять показания каждого прибора и т.д.

– заключительные операции, т.е. действия, которые необходимо выполнить после испытания.

В нужном месте текста приведены необходимые формулы, графики, таблицы, схемы, рисунки. Особо следует отметить тот факт, что в книге приведены фотографии всего реально используемого оборудования при периодических испытаниях реле.

Для всех испытаний приведена необходимая техника безопасности.

Такая последовательность изложения материала сделала данную книгу незаменимым "помощником" испытателю, а подробность (скрупулñзность) описания испытаний практически с вероятностью единица исключает ошибки при проведении испытаний. При таком построении книги испытателю не нужны никакие документы для проведения испытаний. Достаточно данной книги – в ней есть всñ, что необходимо для испытания. Более того, в дополнение к информации нормативно-технической документации, приведен многолетний положительный опыт автора по каждому испытанию, что существенно облегчает и ускоряет испытателю проведение испытаний.

Данная монография является и учебным пособием для подготовки испытателей по периодическим испытаниям реле. Других пособий на данный момент нет. В книге приведены практические схемы и подробные технологии испытаний (это очень важно), которые составлены применительно к новому парку испытательных стендов, всех усовершенствований и контрольно-измерительных приборов, поскольку часть приборов, указанных в ТУ, устарела и уже снята с использования, например, установка для проверки электрической безопасности.

Следует отметить, что даже при одном и том же оборудовании можно использовать несколько схем испытаний, получив один и тот же результат. Соответственно, порядок действий (технология) будет частично меняться, но базовый порядок действий останется тем же, как в данной книге. Структура и объñм книги. Книга состоит из введения, 5 глав, заключения, списка литературы из 60 наименований и приложений. Работа содержит 192 рисунка, 37 таблиц и 29 формул.

В первой главе приведñны теоретические предпосылки, общие положения и организация периодических испытаний реле.

Во второй главе дана антология испытаний реле, в которой указана история совершенствования испытаний реле, приведен перечень усовершенствований и дано их описание.

В третьей главе описаны усовершенствования механических испытаний реле. Они выделены в отдельную главу, поскольку являются технически и технологически самыми сложными.

В четвñртой главе подробно описана новая базовая технология периодических испытаний реле с использованием всех новых способов и устройств.

В пятой главе приведена оценка эффективности базовой технологии периодических испытаний в сравнении со штатной технологией испытания реле и даны наброски перспективной технологии периодических испытаний реле.

В заключении обобщены результаты работы.

В приложениях приведены новые формы протокола периодических испытаний, результаты аттестации нового приспособления для крепления реле при механических испытаниях, перечень рисунков и таблиц.

Нумерация рисунков, таблиц и графиков сквозная. В приложении отдельная нумерация – только впереди номера стоит буква.

Книга является монографией, поскольку в ней рассмотрена только одна тема – периодические испытания реле, но по ней рассмотрен весь спектр вопросов, проведен обзор литературы и опубликована достаточная библиография по теме.

Данную книгу (книгу 4) сопровождают два обязательных приложения, изданных отдельными томами (Книга 5. Атлас схем периодических испытаний реле; Книга 6. Атлас технологий периодических испытаний реле).

Введение написано А.П.Сарычевым, остальная часть книги – Ю.Н.Черкасовым. Способы и технологии испытаний разработаны Ю.Н.Черкасовым. В разработке и технической реализации некоторых устройств принимали участие И.Н.Громов, В.В.Ракитянский и  В.В.Черносвитов. Верстка книги выполнена Ю.Н.Черкасовым.

Первый заместитель генерального директора АО "Корпорация "ВНИИЭМ" доктор технических наук Алексей Петрович САРЫЧЕВ

Об авторе
top
photoЧеркасов Юрий Николаевич
Кандидат технических наук, академик и почетный доктор электротехники Академии электротехнических наук РФ, заслуженный испытатель космической техники Федерации космонавтики России, заслуженный испытатель ФГУП ВНИИЭМ. Подполковник в отставке. Автор более 80 опубликованных работ, в том числе по совершенствованию системы испытаний цикла из 7 книг, 5 монографий, учебного пособия, а также обладатель 8 патентов и 19 рацпредложений. Испытывал на орбите многие типы космических аппаратов (КА). Участвовал в обеспечении навигации с использованием КА первой высокоширотной экспедиции к Северному полюсу атомного ледокола «Арктика», участвовал в сборе научной информации для уточнения моделей Земли и Солнца. Разработал методику идентификации бортовой шкалы времени КА и энергетически сбалансированный принцип работы КА, которые были приняты Министерством обороны СССР на вооружение и позволили повысить точность модели Земли и продлить срок активного существования на орбите многих КА; разработал новую технологию и многие устройства испытания реле, позволившие получить существенный экономический эффект. Область научных интересов: перспективные системы испытаний, идентификация динамических систем, теория гравитации и реляционная теория, тензорные исчисления, темпорология. Награжден 9 правительственными медалями и ведомственной медалью им. А. Г. Иосифьяна.