Введение. О чём, почему и для кого написана эта книга |
Глава 1. Обычная русская семья: параметры и сравнения |
| 1.1. | Обычная русская семья: определение |
| 1.2. | Почему именно русская семья? |
| 1.3. | Официальные браки и неофициальные сожительства |
| 1.4. | Вестернизация семьи |
| 1.5. | Многоликая трансформация |
Глава 2. Обычная русская семья: дети и родители |
| 2.1. | Появление ребенка. Первые проблемы |
| 2.2. | Дети подрастают |
| 2.3. | Семьи многодетные и приемные |
| 2.4. | Семьи полные и неполные |
| 2.5. | Пороки общества и беды обычной русской семьи |
Глава 3. Идеологические корни трансформации института семьи |
| 3.1. | "Планирование семьи" как альтернатива появления излишнего населения |
| 3.2. | Экзистенциальная трактовка брака как несвободы |
| 3.3. | Семья на "рынке брачных услуг" |
| 3.4. | Россия -- родина первой сексуальной революции |
| 3.5. | "Праздник, который всегда с тобой" или "Пир во время чумы" |
Глава 4. Православная семья: идеал и реальность |
| 4.1. | Православная семья: какая и сколько |
| 4.2. | Голос Церкви: апология семьи |
| 4.3. | Реальные семейные проблемы: три сюжета |
| 4.4. | Вера и неверие внутри семьи |
| 4.5. | Смущения и соблазны |
Глава 5. Семейная политика и семейное право в современной России |
| 5.1. | Семейная политика: назначение и практика |
| 5.2. | Семейное право: декларируемые цели и фактическое содержание |
| 5.3. | Семейный кодекс Российской Федерации как зеркало семейной революции |
| 5.4. | Правовая защита детей, оставшихся без попечения родителей |
| 5.5. | Нерешенные вопросы и правовые коллизии |
Заключение. Дело проиграно? |
О чём, почему и для кого написана эта книга
Обычная русская семья находится в состоянии очередной
(многие считают -- заключительной) трансформации
ее сущностных оснований. В мировой истории такого рода трансформации известны, и они, как правило, были
эволюционными и длительными последствиями крайне редких кардинальных
преобразований общественной жизни. В России же спрессованность этих
преобразований во времени и радикальность связанных с ними перемен в самом
институте семьи почти не имеют аналогов.
Всего полтора века назад преобладающая в России крестьянская многодетная
и в значительной степени патриархальная семья при единственно допускаемом
церковном браке и при массовой воцерковленности людей начала стремительно
расставаться с традиционными семейными ценностями и с привычной системой
семейных отношений (иерархия членов семьи, устойчивые гендерные и возрастные
роли, длительные связи с отделившимися членами семьи). Это было во многом
связано с начавшейся утратой экономического смысла многодетной крестьянской
семьи и стало одним из результатов пореформенных (60--70-е гг. XIX в.)
перемен в политической, хозяйственной, социальной, интеллектуальной и духовной
жизни всех слоёв российского общества. Именно в этот период в России
начинают формироваться своеобразные типы разночинно-интеллигентской
и династически-рабочей семьи, происходят сильнейшие изменения в укладе и образе
жизни купеческих и помещичьих семей. По территории страны
процессы трансформации института семьи шли с разной интенсивностью, но их
направление было одним и тем же.
К началу первой русской революции конфликтогенная смесь старого (традиционного)
и нового определяла общую неустойчивость русской семьи, чему дополнительно
способствовали предреволюционные настроения, секуляризация и явное снижение
авторитета Русской православной церкви, распространение идей женской
эмансипации и тому подобные признаки "отречения от старого мира", одним
из атрибутов которого была традиционная семья. О распаде её остатков во всех
без исключения социальных слоях русского
общества в то время писали наши учёные, журналисты и почти все известные
писатели (наиболее ярко -- А.Чехов и Н.Лесков, Л.Толстой и Г.Успенский).
Мощные, невиданные ранее трансформации внесли в обычную русскую семью первая
мировая война, революции 1917 г. и Гражданская война. Миллионы молодых,
преимущественно русских мужчин были надолго оторваны от семей и возвращались
другими людьми в совершенно другую мирную жизнь. "Развал", "разруха"
и другие эпитеты, использованные современниками для характеристики всего
происходившего в России, вполне пригодны и для оценки состояния обычной
русской семьи того времени. Отдельный любопытный сюжет связан с небольшим
(около семи лет) периодом послереволюционной России, который я назвал в этой
книге "первой сексуальной революцией", по сравнению с которой
европейская (начавшаяся во Франции) сексуальная революция середины XX в.
выглядит милым провинциальным перформансом.
С начала 30-х гг. XX в. на всей территории СССР (в том числе --
на территории современной России) начинается многолетняя идеологическая
кампания по созданию советской модели семейных отношений, основанной
на приоритете государственно зарегистрированного брака, порицании разводов,
социализации быта и воспитания детей, практически полной занятости женщин
трудоспособного возраста в сельском хозяйстве, в промышленности и во всех
других отраслях хозяйства. За соблюдением установленных правил поведения
несемейных молодых людей, женатых мужчин и замужних женщин следили партийные,
комсомольские и профсоюзные органы. При этом нужно учитывать, что
индустриализация "вымыла" из крестьянской (колхозной) среды множество молодых
людей, создававших новые семьи городского типа. Великая Отечественная
война оставила без мужей и кормильцев миллионы русских семей, где главой семьи
становилась (чаще всего -- пожизненно) молодая женщина; такого не было
ни в одной другой стране антигитлеровской коалиции. Массовые планово
организованные перемещения людей по созданным национальным республикам
СССР способствовали исходу из мест традиционного расселения миллионов
молодых русских людей, создававших мононациональные и интернациональные семьи
в Грузии и Армении, в Узбекистане, Казахстане и Таджикистане, в Белоруссии, на Украине и
в Прибалтике. Русские люди переимчивы, и семьи, создаваемые
не на исконно русских землях, были уникальными по укладу жизни (особенно если
русская женщина входила в инонациональную семью).
С первых лет "перестройки" и реформ началась очередная кардинальная
трансформация института семьи, на этот раз -- его вестернизация
и либерализация на фоне продолжающейся дискредитации семейных ценностей.
Описанию обычной русской семьи в этот период, её статистических и иных
характеристик, её проблем и предлагаемых государством решений, её
идеологическим основаниям и правовым регламентациям и посвящена основная часть
текста предлагаемой читателю книги.
Я хотел привлечь особое внимание к тому, что в последнее двадцатилетие
создание, жизнь и распад обычной русской семьи оказались предельно зависящими
не только от благосостояния (доходов, обеспеченности жильём и т.п.) людей,
но и от их изменившихся представлений о себе и обществе, от перемен во всех
явлениях российской действительности, от установлений новейшего семейного
права, от реального содержания государственной семейной политики и от многих
других обстоятельств, которые мне показалось полезным свести воедино.
Я считал к тому же необходимым написать не только о том, от чего в наше время
зависит институт семьи, но и о том, как зависит состояние общества
от состояния этого института. Ощущение необходимости именно такого подхода
к осмыслению проблематики реального бытия обычной русской семьи в условиях
глобальной трансформации самого института семьи стало одним из главных поводов
для написания представляемой читателю книги.
Ещё одним поводом для написания этой книги стало то, что в известных мне
исследованиях семейной проблематики излишне скупо рассматривается один из главных
и универсальных, по моему мнению, факторов радикальной трансформации
семейных отношений во всем мире -- мировоззренческий.
Отечественные демографы и социологи фиксируют параметры неуклонно быстрого
снижения численности именно русского населения, предлагают гипотезы
и теоретические обоснования этого процесса, но редко акцентируют его главную
причину -- скептическое отношение современных русских людей ко всем без
исключения смысловым основаниям института семьи. Бедность, стрессы,
неуверенность в завтрашнем дне, алкоголизм и т.п., в общем-то, привычные для
России явления в наше время соединились с фундаментальным пересмотром
представлений о ценностях семейной жизни, деторождения и самих детей. Думаю,
что сила воздействия такого пересмотра на все параметры современной российской
жизни явно недооценивается. Поэтому в соответствующей главе книги
я представил свои соображения о философских, цивилизационных и иных компонентах
идеологии новейшего пересмотра семейных ценностей, и я буду рад, если читатель
после ознакомления с книгой разделит или оспорит мои представления об этом
дискуссионном предмете.
В последнее время русскую семью нередко отождествляют с семьёй православной
(так же, как всех русских -- с православными). Такие отождествления
позволяют некоторым далёким от церковной жизни экспертам выстраивать
умозрительно-идиллические модели православно-семейного будущего России,
но знающие ситуацию "изнутри", то есть непосредственно входящие в среду
воцерковленного люда, относятся к таким идеям более реалистично. Оценки
усилий христианских конфессий по сохранению традиционной семьи как
безальтернативного условия личного и общественного благополучия и мои
наблюдения о степени успешности этих усилий в повседневной жизни обычной
русской семьи даны в отдельной главе книги в качестве своеобразного визави
главе об идеологии отказа от семейных ценностей. Может быть, такая глава
заинтересует читателя уже потому, что подобные сюжеты редко включаются
в структуру академических исследований семейной проблематики.
В книге широко используются понятия "обычная русская семья", "многодетная
семья", "полная семья", "неполная семья", "православная семья" и ряд
других, определения которых даются в соответствующих фрагментах текста.
Здесь я прокомментирую только реже встречающееся определение
"традиционное" применительно к семье и к семейным ценностям. В обоих
случаях речь, естественно, идёт не о патриархальных семье и ценностях,
которые в русской среде уже давно стали этнографической редкостью.
Традиционной семьёй в наше время можно считать долговременный и официально
зарегистрированный (что делает членов семьи правомочными по ряду отношений,
в том числе наследственных) союз мужчины и женщины, считающих ценностями
семейной жизни взаимоуважение и любовь, детей, подчинение значительной части
личных интересов семейным. В такой семье присутствует (в явной или в неявной
форме) и традиционное распределение семейных ролей: "хранительница
домашнего очага", "глава семейства", "кормилец", причём эти роли могут
играть и каждый из родителей, и бабушки и дедушки, и даже дети.
В заключительной, пятой главе книги представлен анализ основных положений
государственной семейной политики и семейного права России, которые
разрабатываются и реализуются с бесспорно благими
намерениями, и во многих случаях, действительно, способствуют решению
финансовых, имущественных, а иногда и психологических проблем современной
семьи. К сожалению, все эти меры, как показано в книге, неспособны
воздействовать на сам институт семьи, на его жизнеспособность и перспективы,
и в рыхлости этого института, находящегося в состоянии неуверенного
равновесия между моделями советской (квазитрадиционной)
и современно-западной семьи мне видится одна из главных проблем новой России.
Я не тщился в этой книге поставить все точки над i в семейной проблематике
современной России уже потому, что такой труд был бы равносилен расставлению
этих пресловутых точек над всей социально-экономической проблематикой моей
страны; и первое, и второе мне не по силам и не по чину. Я включил в книгу
только то, что характеризует наиболее знакомые мне прозаические вопросы
жизни обычной русской семьи, и умышленно не касался ситуаций
социопсихологического характера: одностороннего угасания супружеской любви,
измен, ссор, непонимания между родителями и детьми и тому подобных, исследование которых
потребовало бы другого пера и составило бы другую книгу. Я оставил в стороне
и заманчивые сюжеты семейной жизни в домах наших богачей, российской
эстрадной верхушки и вообще людей публичных. Я слишком поверхностно знаю
эту жизнь и не склонен доверять тому, что о ней рассказывают такие же, как
и я.
Понятно, что очередная трансформация современной семейной жизни воздействует
на все её стороны и проблемы: другими становятся и родители, и дети, по-другому
звучит слово "любовь", другими становятся не только мотивации деторождения
(или отказа от него), но и поводы для ссор, измен и разводов, принципиально
иными становятся имущественные отношения членов семьи и т.д. И я видел свою
задачу в том, чтобы показать что, как и почему меняется
не в интимно-напряженной, а в повседневно-бытовой семейной жизни, в той, что
наиболее груба и заметна. Поэтому, например, рассмотрение вопроса
о трудоустройстве матери малого ребёнка казалось мне более отвечающим замыслу
книги, чем анализ новейших причин неверности супругов.
Я вижу читателей этой книги, прежде всего, среди неравнодушных к настоящему
и будущему России исследователей социально-экономических процессов,
профессоров и преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных вузов,
работников социальной сферы, политиков, а также журналистов, освещающих
сложные и противоречивые вопросы экономической, социальной, демографической
и собственно семейной политики в средствах массовой информации.
Проблематика этой книги представлена во множестве публикаций. Только в моём
(далеко не полном) каталоге насчитывается более 300 книг и статей
о российской семье и семейной политике, опубликованных в последние 10 лет
в издательствах различных городов, в журналах, "рекомендованных ВАК России",
в десятке других известных периодических изданий. Фундаментальный свод
нетривиальных аналитических материалов, имеющих самое непосредственное
отношение к проблемам русской семьи, содержится в объемной (более 55 печ.л.)
коллективной монографии "Государственная политика вывода России
из демографического кризиса" (М., 2007), подготовленной Центром проблемного анализа
и государственно-управленческого проектирования (руководитель авторского
коллектива В.И.Якунин).
Я хотел бы назвать ещё одно уникальное издание этого Центра -- прекрасно
изданный том материалов проведенной Центром III Всероссийской научной
конференции "Национальная идентичность России и демографический кризис"
(Казань, 13--14 ноября 2008 г.). Место проведения конференции оказало
более чем позитивное влияние на содержание представленных в этом томе
материалов: я имею в виду интереснейшие доклады М.З.Закиева "Некоторые
причины замедления воспроизводства татарского населения", С.А.Ахметовой
и Ф.Ф.Ишкенеевой "Сельская семья в контексте локального сообщества:
экзистенциальный аспект", Г.И.Галиевой "Трансформация мусульманской семьи:
к проблеме поиска воспроизводственного потенциала", Г.И.Макаровой
"Этнокультурные идентичности: к теории вопроса", Л.В.Сагитовой
"Мусульманское село как демографический оазис: раритет прошлого или модель
будущего: (Кейс: Средняя Елюзань)", да и все остальные доклады, представленные
исследователями Республики Татарстан. К сожалению, за единственным исключением,
никто не акцентировал внимание на обычной русской семье, но это "единственное
исключение" является украшением всего вышеназванного тома. Речь идёт о докладе
доктора исторических наук, профессора В.Э.Багдасаряна "Устойчивость
института семьи как фактор национальной безопасности России". Не скрою, что при
работе над предлагаемой читателю книгой я находился в плену эрудиции и обаяния
этой незаурядной личности, его трудов и выступлений. Думаю, что специалистам
хорошо знакома и монография известного российского учёного, доктора
социологических наук, профессора С.Дармодехина, в которой предложена
аргументированная концепция новой парадигмы государственной семейной политики,
показана специфика этой политики как объекта научных исследований
и представлены исключительно важные, с моей точки зрения, соображения
о необходимости формирования отечественной науки о семье (фамилистики), о её
методологии и проблемном поле исследований.
При написании книги кроме результатов собственных исследований
и вышеуказанных публикаций использовались материалы Росстата и его
территориальных органов, материалы всероссийских переписей и так называемые
официальные материалы и документы -- нормативные и правовые акты,
утверждённые концепции, стратегии, "основные направления" федерального,
регионального и местного уровней. Определённая часть приводимых в книге
количественных показателей в связи с разнобоем в указанных источниках
является моей экспертной оценкой. Отдельные фрагменты текста взяты из моих
материалов к лекциям и семинарам, проведённым в Государственном университете
"Высшая школа экономики" в 2007--2010 гг. и из нескольких предыдущих
публикаций.
Эта книга была написана в августе и сентябре 2010 г., что не входило в мои
планы и не было бы сделано, если бы научный сотрудник Института системного
анализа РАН Светлана Петровна Чернозуб в начале года не побудила меня
к подготовке двух статей по семейной проблематике для академического журнала
"Общественные науки и современность"; я искренне благодарю её за это.
Я признателен также Светлане Борисовне Скрипниченко, совместно с которой мы
подготовили в 2008 г. сводный доклад о современной семейной политике для одной
из сессий Международной ассамблеи столиц и крупных городов. И наконец, моя
сердечная благодарность Тамаре Карловне Сумароковой за её усилия по превращению
моих от руки написанных и бесконечно редактируемых текстов в удобочитаемые
статьи и книги.
Лексин Владимир Николаевич
Доктор экономических наук, профессор. Главный научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН. Автор около 500 публикаций, один из наиболее цитируемых ученых России. Научные интересы последних лет характеризуют такие работы, как монография «Федеративная Россия и ее региональная политика», написанные совместно с академиком Б. Н. Порфирьевым монография «Государственное управление развитием Арктической зоны России: задачи, проблемы, решения» и цикл статей на эту тему, а также авторские журнальные публикации «Цивилизационный кризис и его российские последствия», «Россия как светское государство: Церковь в секулярном обществе», «Русская цивилизация сегодня», «Национальный вопрос в многонациональной России», «Синтез общества потребления и информационного общества», «Человек на рынке искусственного интеллекта», «Искусственный интеллект и робототехника на рынке труда», «„Цифровизация религии“ в современном обществе».
В течение многих лет В. Н. Лексин сотрудничает с издательством URSS, где были опубликованы его монографии «Обычная русская семья в условиях трансформации института семьи: Опыт системной диагностики» (2011) и «Судьбы цивилизаций и русский вопрос: Опыт системной диагностики» (2016), а также написанные в последние 20 лет совместно с А. Н. Швецовым монографии «Новые проблемы российских городов», «Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика» (в 5 т.), «Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития», «Реформы и регионы: Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления».