§ 1. Государство, право, общество I. Подъ именемъ общей теорiи права разумеется наука, ставящая себе задачей изученiе самыхъ основныхъ вопросовъ правоведенiя. По существу такихъ вопросовъ можно выделить два: 1) вопросъ о государстве и 2) вопросъ о праве. Эти два понятiя тесно связаны между собою. И государство, и право, какъ мы увидимъ, являются продуктами длинной и сложной культурной эволюцiи и при этомъ развитiе ихъ взаимно обусловлено. Право и государство возникаютъ въ процессе постояннаго взаимодействiя и въ развитомъ состоянiи предполагаютъ другъ друга: въ настоящее время мы не можемъ себе представить права безъ государства и государства безъ права. Вотъ почему эти два понятiя и являются самыми основными въ общей теорiи права. Взаимное отношенiе права и государства въ развитомъ ихъ состоянiи можно выразить въ следующей краткой формуле: государство есть наиболее совершенная и наиболее всеобъемлющая форма человеческаго общежитiя, а право есть тотъ порядокъ, по которому должна происходить жизнь государственнаго общежитiя. Такимъ образомъ, оба эти понятiя предполагаютъ понятiе человеческаго общества или общежитiя. На этомъ понятiи и приходится остановиться, прежде чемъ перейти къ анализу природы государства и права. II. Подъ именемъ общества, въ широкомъ смысле этого
слова, мы разумеемъ группу людей, объединенныхъ какимълибо
связующимъ элементомъ. Связь, которая объединяетъ
отдельныхъ людей въ общество, можетъ иметь различный
характеръ, смотря по степени ея продолжительности и прочности,
смотря по большей или меньшей ея полноте и общности.
Поэтому при высокомъ состоянiи культуры различается
много видовъ общественныхъ соединенiй. Каждый индивидуумъ
принадлежитъ обыкновенно не къ одному только общественному
союзу, но сразу состоитъ членомъ многихъ общественныхъ
соединенiй, въ которыхъ онъ и находитъ удовлетворенiе
своихъ разнообразныхъ потребностей. Какъ уже
сказано раньше, самой всеобъемлющей формой человеческаго
общежитiя является въ настоящее время государство. Это – наиболее
прочно организованный человеческiй союзъ, въ
которомъ каждый индивидуумъ охваченъ въ наиболее широкомъ
круге своихъ интересовъ; союзъ этотъ является теперь
единственнымъ самостоятельнымъ въ томъ смысле, что
все другiе союзы въ той или иной мере стоятъ отъ него въ
зависимости, такъ что государство въ случае нужды могло бы довольствоваться самимъ собою, тогда какъ другiе общественные
союзы опираются на государство и не столь широко
охватываютъ жизнь своихъ членовъ, какъ государство.
Однако, несмотря на все это, современный человекъ не удовлетворяется
общенiемъ въ государстве. Наряду съ государствомъ
существуютъ и другiе общественные союзы. Некоторые
изъ нихъ выходятъ даже за пределы государства (напр.,
церкви). Но ихъ существеннейшее отличiе отъ государства
состоитъ въ томъ, что они не создаютъ между своими членами
столь общей связи, какъ государство; все они преследуютъ
сравнительно спецiальныя цели. Соответственно этому
они и не имеютъ столь сильной и сложной организацiи, какъ
развитое государство. Нетъ возможности перечислить все
виды общественныхъ соединенiй. Можно сделать лишь примерный
перечень важнейшихъ изъ нихъ. 1) Целый рядъ
общественныхъ образованiй основанъ на единстве кровнаго
происхожденiя своихъ сочленовъ. Это – такъ называемые
семейные и родовые союзы, значенiе которыхъ было особенно
велико до появленiя государства. 2) Большое значенiе въ
жизни современнаго государства имеютъ общественныя группы,
объединенныя общностью экономическихъ интересовъ.
Таковы классы землевладельцевъ, промышленниковъ, рабочихъ.
Общность экономическихъ условiй нередко создаетъ
въ этихъ классахъ и общiя политическiя стремленiя, иногда
несогласныя между собою или прямо противоречивыя. 3) Весьма
важныя потребности человека удовлетворяются при
помощи союзовъ, основанныхъ на религiозной связи. Сюда
относятся всякаго рода религiозныя общины и церкви; какъ
уже замечено, эти союзы часто выходятъ за пределы отдельныхъ
государствъ. 4) Иногда большое значенiе прiобретаетъ
чисто культурное деленiе общества: различiе классовъ образованныхъ
и необразованныхъ, разныя общественныя соединенiя
въ целяхъ научныхъ, литературныхъ, художественныхъ.
5) Въ пределахъ каждаго развитого государства существуютъ
особые союзы политическаго характера; сюда
относятся, помимо политическихъ партiй въ конституцiонныхъ
государствахъ, разнаго рода местныя общины (городскiя,
сельскiя), на которыя иногда возлагается выполненiе части
государственныхъ задачъ. 6) Въ последнее время, особенно
въ исторiи XIX века, большое вниманiе привлекаетъ къ
себе понятiе нацiи, какъ общественнаго образованiя. Нацiя
не есть синонимъ государства; напротивъ, некоторыя государства
включаютъ въ себя несколько нацiй, и одна нацiя
можетъ оказаться раздробленною по несколькимъ государствамъ.
Какъ доказалъ Еллинекъ, нацiя объединяется
вообще не какой-либо объективной связью (напримеръ,
не языкомъ, не религiей и т.п.), а только субъективнымъ сознанiемъ
образующихъ ее людей. "Группа людей, сознающихъ
себя объединенными множествомъ общихъ своеобразныхъ
культурныхъ элементовъ и общимъ историческимъ прошлымъ
и потому отличными отъ другихъ людей, образуетъ
нацiю... Субъективное единство нацiи по своей природе есть
продуктъ высшей культуры и, хотя издавна уже находится
въ зародышевомъ состоянiи, но съ полною силою проявляется
лишь въ новейшее время". 7) Наконецъ, следуетъ отметить
прiобретающiй все большее и большее значенiе наиболее
широкiй видъ общественнаго соединенiя, а именно: международное
общение. Все культурныя государства въ настоящее
время находятся въ тесномъ общенiи между собою. Помимо
политическаго, культурнаго и религiознаго влiянiя, которое
эти государства оказываютъ другъ на друга въ такомъ общенiи,
следуетъ отметить чисто юридическую его сторону.
Оно привело къ тому, что государства стараются придать более
упорядоченную форму своимъ взаимнымъ отношенiямъ,
подчинить ихъ твердымъ правиламъ. Такъ возникаетъ особая
отрасль права – право международное. На почве такого
общенiя государства уже теперь общими силами выполняютъ
некоторыя кулътурныя задачи. Возникли постоянные
международные союзы и постоянныя соглашенiя, безъ которыхъ
современная культура обойтись не можетъ (всемiрный
почтовый и телеграфный союзы, международныя соглашенiя
о железнодорожныхъ тарифахъ, о выдаче преступниковъ
и т.п.). Хвостов Вениамин Михайлович Известный российский социолог, правовед, философ. Окончил юридический факультет Московского университета. Доктор римского права (1898), профессор права Московского университета (с 1899 г.). Преподавал на Высших женских курсах и в университете А. Л. Шанявского. Сотрудничал с журналом «Вопросы философии и психологии», был членом Московского психологического общества.
В своих работах в области социологии В. М. Хвостов выделял теоретическую (основную) социологию, исследующую социальные законы и связи, и социальную типологию, занимающуюся определением и характеристикой основных исторических типов общественной организации. Им был проделан один из первых в русской традиции критический анализ методологических основ западной и российской социологии. В социальной философии он использовал идеи Вундта, Зиммеля и Дюркгейма. Много внимания в его трудах уделялось этической проблематике, особенно соотношению нравственности и права, а также этическим нормам. |