Показать ещё...
Настоящая книга представляетъ собой отдельный оттискъ статей, которыя были помещены мною въ журнале "Вопросы философии и психологии" кн.108, 109, 110 и 111 (за 1911 и 1912 годы). Такъ какъ этотъ оттискъ изготовлялся одновременно съ печатаниемъ журнала, то статьи воспроизводятся въ немъ лишь съ самыми незначительными изменениями, сравнительно съ текстомъ, напечатаннымъ въ журнале. Здесь содержится попытка обоснования нравственнаго долга, которая вскоре будетъ дополнена печатаемой мною въ настоящее время книгой "Очеркъ истории этическихъ учений". Москва, 29 февраля 1912 г. В.М.Хвостовъ
Я намеренъ въ ряде статей подвергнуть обстоятельному разсмотрению вопросъ о ценности жизни. Я нисколько не скрываю отъ себя всей трудности и сложности этого вопроса. Дело идетъ не более и не менее, какъ о томъ, чтобы разобраться въ основахъ нравственнаго мировоззрения, высказать определенныя суждения о конечныхъ проблемахъ этики. Задача эта въ высшей степени ответственна, но она въ тоже время принадлежитъ къ числу техъ, отъ которыхъ почти немыслимо уклониться каждому, кто занимается специально вопросами права и обществоведения. Мне лично съ давнихъ поръ приходится серьезно думать о подобныхъ проблемахъ и искать ихъ посильнаго решения, которое легло бы въ основу моихъ соображений по более частнымъ вопросамъ общественныхъ наукъ. Въ результате моихъ изысканий въ этой области уже возникъ рядъ статей по этическимъ вопросамъ, составившихъ затемъ два сборника. Первый изъ этихъ сборниковъ – "Этюды по современной этике" – появился въ 1908 году, второй – "Нравственная личность и общество" – вышелъ изъ печати въ 1911 году. Но въ этихъ сборникахъ статей основная проблема о ценности жизни затрогивается только мимоходомъ и не подвергнута систематической разработке. Между темъ у меня успело сложиться определенное представление о томъ пути, по которому надлежитъ идти при разрешении этой проблемы. Вотъ почему я и решаюсь въ ряде статей, которыя будутъ стоять въ тесной связи одна съ другой, составляя какъ бы главы отдельной книги, систематически заняться указанной основной этической проблемой. Какъ уже было установлено мною въ публичной лекции подъ заглавиемъ "Чего не можетъ намъ дать научное знание?" (вошла въ сборникъ "Нравственная личность и общество"), вопросъ о ценности жизни принадлежитъ къ числу проблемъ, находящихся на рубеже между философией и религией. Не однимъ только знаниемъ решается этотъ вопросъ, если понимать подъ знаниемъ совокупность научно установленныхъ истинъ, но и живущимъ въ насъ мистическимъ элементомъ, верой. Не будучи однако богословомъ по подготовка, я не берусь за чисто релипозную сторону проблемы; въ частности, я не намеренъ заниматься изследованиемъ и толкованиемъ религиознаго предания и догматовъ положительныхъ религий. Я буду оставаться на почве исключительно общефилософскихъ разсуждений, хотя, конечно, въ самой постановка вопроса существенно разойдусь со многими модными въ наше время течениями философской мысли. Именно, я твердо убежденъ, что философия, если она ставитъ своей задачей обоснование нравственнаго мировоззрения, не можетъ держаться силами одного только рационализма. Этимъ я не хочу, конечно, сказать, что философъ въ свойхъ изысканияхъ можетъ идти какимъ-либо инымъ путемъ, кроме логическаго анализа и логической аргументации. Моя мысль состоитъ въ томъ, что строго логическое разсуждение въ данной области неизбежно должно привести насъ къ признанию определенныхъ границъ рационализма и къ убеждению въ недостаточности эмпирическихъ данныхъ и логическаго мышления для разрешения поставленнаго вопроса о ценности жизни. Мы не въ состоянии удовлетворительно объяснить окружающий насъ миръ, членами котораго мы все являемся, чисто логическими средствами. Въ мире слишкомъ много элементовъ иррацюнальныхъ для того, чтобы онъ могъ сполна и адэкватно уложиться въ узкия рамки логическихъ формулъ. И притомъ, какъ разъ въ области вопроса о добре и зле и о ценности жизни, эти иррациональныя стороны бьтия получаютъ решающее значение. Поэтому въ этой области или все останется на веки неяснымъ и непонятнымъ для насъ, или же мы должны открыто признать здесь компетентность иныхъ источниковъ познания, кроме техъ, которые въ науке известны подъ именемъ опыта и логическаго мышления. При такой постановке вопроса я стою, въ общемъ, на той же почве, на которой стоятъ таюе видные представители современной философской мысли, какъ Бергсонъ и Джемсъ, сочинения которыхъ въ значительной степени содействовали укреплению моихъ взглядовъ. Но самые взгляды начали у меня складываться независимо отъ этихъ мыслителей и потому мои выводы не примыкаютъ целикомъ ни къ тому, ни къ другому изъ нихъ. Между прочимъ, я думаю, что стою отъ нихъ не въ большей зависимости, чемъ отъ Канта, въ творенияхъ котораго я нахожу большое подкрепление сложившихся у меня соображений о правильной постановке этической проблемы. Много родственнаго нахожу я затемъ у представителей специально русской мысли, и притомъ не только у философовъ, вроде Вл.Соловьева, но и у такихъ художниковъ, какъ нашъ безсмертный Достоевский. Такимъ образомъ, моя основная идея состоитъ въ томъ, что въ области нравственнаго мировоззрения логический анализъ даваемаго самою жизнью материала неизбежно приводитъ насъ къ установлению естественныхъ границъ научнаго знания и рационалистическаго мышления и заставляетъ признать правомерность въ этой области иныхъ источниковъ знания, а именно, пользуясь терминологией Канта, разума практическаго, который во многомъ и весьма существенномъ отличается отъ разума спекулятивнаго или теоретическаго. Средствами логическаго мышления мы должны разбираться не только въ данныхъ внешняго опыта и общепсихологическаго наблюдения, на которыхъ строится наука въ обычномъ ея понимании, но и въ данныхъ опыта сверхчувственнаго, религиознаго, въ данныхъ практическаго разума, насколько окажется возможнымъ претворить показания этихъ источниковъ въ логическия формулы. Многое при этомъ окажется съ логической точки зрения необъяснимымъ и передъ этимъ результатомъ придется преклониться логическому мышлению. Рационализму придется признать, что наша человеческая логика неадэкватна миру, что логический разумъ безсиленъ вполне постигнуть его тайну и что человечество живетъ не однимъ научнымъ знаниемъ, но и верой. Такъ оно жило до сихъ поръ, такъ будетъ жить и впоследствии. Такой выводъ вытекаетъ изъ безпристрастнаго анализа человеческой ограниченной природы. Говоря словами Канта, только такое положеше соответствуетъ общему положению человека во вселенной: человекъ ведь является здесь не господиномъ и не творцомъ, но только тварью. "Хотя мы и законодательные члены царства нравственности, говоритъ Кантъ, возможнаго благодаря свободе и заповеданнаго намъ практическимъ разумомъ, но мы въ тоже время подданные, а не владыки его: непринятие этой нашей низшей ступени, какъ тварей, и возстание самомнения противъ величия святаго закона, есть уже уклонение отъ него по духу, хотя бы буква его была выполнена". Въ связи съ такимъ расширениемъ источниковъ нравственнаго познания расширяется и понятие разумности, съ которымъ намъ постоянно придется оперировать въ дальнейшемъ изложении. Подъ этимъ словомъ въ области этики придется понимать не одну только силу логическаго анализа, но всю ту мощь духовнаго начала, которая поднимаетъ человека надъ всемъ остальнымъ известнымъ намъ миромъ живыхъ существъ и которая делаетъ человека носителемъ нравственнаго закона въ эмпирическомъ мире. Подробнее эта мысль будетъ выяснена въ последующихъ статьяхъ. Хвостов Вениамин Михайлович Известный российский социолог, правовед, философ. Окончил юридический факультет Московского университета. Доктор римского права (1898), профессор права Московского университета (с 1899 г.). Преподавал на Высших женских курсах и в университете А. Л. Шанявского. Сотрудничал с журналом «Вопросы философии и психологии», был членом Московского психологического общества.
В своих работах в области социологии В. М. Хвостов выделял теоретическую (основную) социологию, исследующую социальные законы и связи, и социальную типологию, занимающуюся определением и характеристикой основных исторических типов общественной организации. Им был проделан один из первых в русской традиции критический анализ методологических основ западной и российской социологии. В социальной философии он использовал идеи Вундта, Зиммеля и Дюркгейма. Много внимания в его трудах уделялось этической проблематике, особенно соотношению нравственности и права, а также этическим нормам. |
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |