URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Турыгина Л.М. Руководство к истории музыки: Для юношества и самообразования Обложка Турыгина Л.М. Руководство к истории музыки: Для юношества и самообразования
Id: 214781
756 р.

Руководство к истории музыки:
Для юношества и самообразования. № 13. Изд. 2

2016. 312 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага

Аннотация

Книга рекомендуется музыковедам и историкам искусства, учащимся и преподавателям музыкальных учебных заведений, а также широкому кругу читателей, интересующихся музыкальным искусством и его историей. (Подробнее)


Содержание
top

Содержание

СОДЕРЖАНІЕ. Предисловіе.......................... (Программа всего курса Исторіи музыки). Глава I. Музыка древнихъ народовъ. Египтяне: инструменты — набла, арфа, трубы, флейты, барабаны, систръ; роль музыки; пѣніе контовъ............. Евреи: высокое развитіе лирической поэзіи (псалмы Давида); музыка тѣсно связана съ пророчествомъ; свидетельство Библіи; игра Давида; храмовая музыка; инструменты: киноръ, псалтырь, китара, флейта, трубы, магрефа...................... Арабы: теорія арабо-персидской музыки—трети тона, фіоритуру; инструменты: лютня, канунъ (фортепіано Востока), ребабъ (ре-бекъ), цамръ (цурна), флейты, накари (барабаны), нефиръ (труба); вліяніе арабской музыки на европейскій оркестръ......... Греки: теорія греческой музыки (тетрахорды лидійскій, фригій-скій, дорійскій, лады), нотація (Алипіусъ); теоретики — Пиѳагоръ (УІ в. до P. X.) и Аристоксенъ (ІУ в. до P. X.), каноники и гармоники; терція считается за диссонансъ; отсутствіе гармоній; пре-обладаніе вокальной музыки надъ инструментальной; инструменты: лира и ея разновидности, флейты, органъ; виртуозы; роль музыки; гимны; номы........................... Римляне: римская музыка заимствована отъ этрусковъ и гре-ковъ; инструменты; драматическія представленія; упадокъ музы-кальнаго искуства; римскіе дилетанты; Юліанъ Отстунникъ; Боэцій (t 524 г.).............................. Глава II. Музыка первыхъ 13 вѣковъ христіанства. Начало христіанской музыки: св. Игнатій и антифонное пѣ-ніе; великое нравственное значеніе музыки для первыхъ христіанъ; Константинъ Великій; Лаодикійскій соборъ (367 г.); пѣвческія школы 296 Свв. отцы Западной церкви: св. Амвросій, лады, тропы, амвро-сіанское пѣніе; св. Августвнъ; Григорій Великій (590—604), лады автентическіе и плагальные, нотаціл латинскими буквами, октавная система, антифонарій, cantus firmus, невмы, школа въ Римѣ, грего-ріанское пѣніе (plein-chant), колоратуры.............. Карлъ Великій (768—814); Сан-Галленскій монастырь; Ноткеръ Бальбулъ, секвенцій; Гукбальдтъ (840—930)—первыя сіѣдѣнія о многоголосной музыкѣ; брганъ параллельный и брганъ блуждающій; Гви-донъ Аретинскій (въ XI в.), отецъ вполнѣ точной нотацій, четыре линіи нотнаго стана, происхожденіе ключей, гамма, гексахорды и сольмизація, мутація; дальнѣйшее развитіе многоголосной музыки: фо-бурдонъ, дискантъ, мензуральная теорія, контрапунктъ; теоретики ХШ и XIV. в.: Франконъ Кельнскій, Іоаннъ де-Мурисъ, Фи-липпъ Витри, Маркетъ Падуанскій, Вальтеръ Одинктонъ..... Народная пѣсня, ея значеніе какъ нравственное, такъ и художественное; странствующіе музыканты, жонглеры,—общества ин-струменталистовъ подъ управленіемъ своихъ королей, развитіе танцевальной музыки и ритма; трубадуры, труверы, минстрели, миннезингеры и мейстерзингеры, ихъ инструменты........... Глава III. Развдтіе контрапункта (XV и XVI в.)- Нидерландская школа: Нидерланды— колыбель контрапунктической музыки; 1-й періодъ, или періодъ возростающаго развитія контрапункта, формы: мотеты и мессы, композиторы: Дюфе, Бен-шуа, Бинуа; 2-й періодъ, или періодъ высшаго развитія контрапунктической виртуозности (имитаціи, канонъ, фуга, двойной контрапунктъ), композиторы: Окенгеймъ, патріархъ контрапунктиче-скаго пскуства, и Обрехтъ; Жоскенъ-де-Пре (1445 -1521), новый шагъ въ развитіи контрапункта—появленіе экспрессіи; изобрѣтеніе ното-печатанія въ 1502 г. Октавіемъ Петруччи да-Фоссомброне; ученики Жоскена, французы Гомберъ и Жаннекенъ ^звукоподражаніе); Орландо Лассо (1520—1594), величайшій изъ нидерландскихъ компози-торовъ, заключающій собою Нидерландскую школу; стиль строгій; вліяніе нидерландцевъ на музыку другихъ европейскихъ государству контрапунктъ въ Германій: древнѣйшіе памятники многоголосной музыки въ Германій, композиторы-контрапунктисты: Генрихъ Иса-акъ, Генрихъ Финкъ, Стефанъ Маху; контрапунктъ въ Испаніи: ка-ѳедра музыки въ Саламанкскомъ университетѣ, контрапунктисты: Моралесъ, серьезный взглядъ на музыкальное искуство, Томазо Ло-довико да-Витторіа........................ Англійокая школа: каѳедра музыки въ Оксфордскомъ универ-ситетѣ; Джонъ Дунстебль, первый англійскій контрапунктистъ; пре-обладаніе техники надъ чисто музыкальной стороной; РобертъФейр-факсъ; король Генрихъ ѴШ; высшее развитіе англійской школы въ 297 царствованіе Елизаветы; композиторы капеллы королевы: Ѳома Таллисъ, Вилльямъ Бирдъ, мадригалистъ Ѳома Мор лей; важное зна-ченіе англійской школы для піанистовъ, л. ч. Авгліи принадлежать первыя попытки къ созданію самостоятельной фортепіанной музыки; мадригалъ въ Англіи; органистъ Джонъ Буль........... Теоретики и писатели о музыкѣ въ эпоху развитія контрапункта: нидерландецъ Тинкторисъ (первый музыкальный лекси-конъ); итальянецъ Гафоръ; испанедъ Рамо де-Парейа,—темперированный строй; нѣмецъ Адамъ де-Фульда; швейцарцы Себастьянъ Фирдунгъ («Мивіса getutscht und ausgezogen) и Глареанъ (Додека-хордонъ); испанецъ Салинасъ................... Римская школа (стиль високій, величественный),—ранній опытъ многоголоснаго произведенія у Франческо Ландино въ XIV в., нидерландское вліяніе: Клавдій Гудимель; Палестрина (1514—1594), величавшій представитель церковной католической музыки к capella, импроперіи, месса папы Марцелла, высшее благозвучіе, грандіоз-ность; Анимучіа, Лука Маренціо, Нанини, Анеріо, Аллегри, Мац-цокки, Беневоли ......................... Вѳнеціанская школа (стиль блестящій, развитіе инструментальной музыки): Виллаертъ, многохорная форма, мадригалъ; Кипріанъ Рорскій, выразительный хроматическій стиль; Царлино, Меруло— величайшій органистъ своего времени; Андрей и Джіованни Габ-ріели, величайшіе представители Венеціанской школы, самостоятельная инструментальныя произведенія; упадокъ Венец, школы: композиторы Джіованни Кроче, Ораціо Векки.............. Самобытная нѣмецкая музыка (и переходъ отъ полифонін къ гомофоніи): ея основатель Мартинъ Жютеръ (1483—1546); музыкальные сотрудники Лютера: Іоаннъ Вальтеръ (первый сборникъ люте-ранскихъ хораловъ въ 1524 г.) и Людвигъ Зенфль; протестантскіе композиторы: Лука Озіандръ (перенесете мелодій изъ тенора въ сопрано, переходъ полифоніи къ гомофоніи), Гансъ Лео Хаслеръ, Іоаннъ Эккардтъ, Михаилъ Преторіусъ, начало вліянія итальянской музыки на нѣмецкую: многохорная форма и мелодически-фіоритур-ный стиль............................ Глава IV. Опера, ея возникновепіе и развитіе. Мйстеріи; ослиныя и шутовскія празднества; ораторій —Фи-лилпъ Нери; свѣтскія представленія (водевили)—Адамъ де ла Галь. Віталія: развитіе гомофоннаго стиля—Галилей, Віадана, Каччи-нн; флорентинскіе эллинисты—Барди, Пери, Каваліере, Ринуччини, музыкальныя драмы: «Дафне» (1594 г.), «Эвридика», духовно-аллегорическая драма «Душа и тѣло», речитативъ, великолѣпіе сценической постановки; Кваліати; Клавдій Монтеверде (1568—1643), тво-рецъ страстнаго стиля, диссонансы, инструментовка: пиццикато и 298 тремоло; аріозное пѣніе; первый оперный театръ въ Венеціи въ 1637 г.; Кавалли, Кариссими—творецъ камерной кантаты, Чести, Страделла, Асторга........................ Неаполитанская школа (стиль прелестный, развитіе виртуоз-наго пѣнія): Александръ Скарлатти (1650—1725), основатель современна™ драматическаго пѣпія, устанавливаетъ форму аріи съ повторевіями (da capo), увертюра: allegro, grave, allegro; Дуранте, Лео, Порпора, Логропшно (опера-буффъ), Перголезе, Дуни, Винчи, Жомелли, Терраделіасъ, Пиччини, Метастазіо; школы пѣнія Пи-стокки, Бернакки, Маццокки; пѣвцы-виртуозы: Ферри, Фаринелли; итальянскіе композиторы, современные представителямъ неаполитанской школы: (въ Римѣ) Баи, Питони, Паскини, Стефани, (въ Венеціи) Легренци, Лотти, Калъдара, Галуппи, развитіе фуги (2-я Ве-неціанская школа въ XVII вѣкѣ, послѣдняя въ исторіи западноевропейской музыки); падре Мартини; представители итальянской оперы ХІХ-го вѣка: Россини, Беллини, Доницетти, Верди..... Франція: итальянская опера въ Парижѣ въ1645г.; собственно національный стиль: Камберъ, Люлли (1633—1687), декламаціонный стиль, увертюра: grave, allegro, grave; Рамо; итальянская опера-buffa въ Парижѣ (около 1750 г.); Жанъ-Жакъ Руссо; начало французской комической оперы; Гретри, Мегюль, Буальдьё, Герольдъ, Галеви, Оберъ, Керубини, Спонтини; новѣйшіе оперные композиторы: Берліозъ, Фелисьенъ Давидъ, Гуно, Том&, Визе, Массене, Сенъ-Сансъ ............................... Англія: итальянская опера въ Лондонѣ въ 1656 г.; національ-ные оперные композиторы: Пурсель и Калей............ Германія: итальянская опера въ 1627 г.: Шютцъ, Гаммершмидтъ, Генрихъ Альбертъ, Гассе, Граунъ; національная гамбургская опера (1678—1738) и ея дѣятели: Куссеръ, Кейзеръ, Маттесонъ и Теле-манъ; Глюкъ (1714—1787), реформа текста, вѣрность декламацій, борьба глюкистовъ и пиччинистовъ; Сальери; Жоцартъ (1756—1791)— велцчайшій оперный композиторъ, его оперы: «Идоменея», «Похи-щеніе изъ Серали», «Свадьба Фигаро», «Донъ-Жуанъ», «Cosi fan tutte», «Волшебная флейта», «Titus», универсальный оперный стиль; опера Бетховена «Фиделіо»; оперетта (Singspieb—Адамъ Гиллеръ, Бенда (мелодрама), Диттерсъ фонъ Диттерсдорфъ, Рейхардтъ (Lie-derspiel), Винтеръ;........................ Романтическая опера: Карлъ Марія фонъ Веберъ (1786—1826), Шпоръ—скрипачъ-виртуозъ, Маршнеръ, Рейсигеръ, Флотовъ, Лор-цингъ; главные представители современной оперы: эклектикъ Мейер-бееръ (1791 — 1864), стиль драматически-виртуозный, преобладаніе гармоній, и Рихардъ Вагнеръ (1813 —1883), реформы: возвращеніѳ къ принципамъ Глюка съ примѣненіемъ новѣйшаго оркестра, Leit-motive.............................. 299 СТР. Глава V. Бахъ и Гендель. Іоаннъ Себастіанъ Бахъ (1685—1750), органистъ-виртуозъ и ве-іичайшій представитель церковной протестантской музыки, стиль полифоническій, высшее развитіе фуги, колоссальность творчества: величественныя вокальныя и органныя произведенія (ораторій, кантаты, мессы, Страсти, хоралы, токкаты, фантазій), образцовыя фор-тепіанныя произведенія, темперированный строй.......... 125 Георгъ Фридрихъ Гендель (1685—1759), творецъ ораторій, стиль контрапунктическій, фугированный, ораторш, драматическіе хоры, органные концерты, импровизаціи на органѣ, общее впечатлѣніе величественное и блестящее; параллель между Бахомъ и Генделемъ. 129 Глава ТІ. Инструментальная музыка. Инструментальная музыка позже вокальной достигаетъ своего высшаго развитія; инструменты, перешедшіе въ современный оркестръ отъ египтянъ, арабовъ, кельтовъ, германцевъ; инструменты XV и XVI вв.: струнные—віолы, скрипка (кремонскія скрипки, фабриканты ихъ: Амати, Гварнери, Страдивари), лютня, духовые инструменты: бомбардты (гобой и фаготъ), трубы, корнеты, тромбоны; vingt quatre violons da roi въ XVII вѣкѣ въ Парижѣ; оркестръ; развитіе сонатной формы, служащей основаніемъ концертовъ, квартетовъ, тріо, увертюръ, симфоній; развитію сонаты содѣйствуетъ виртуозная игра на скрипкѣ; итальянскіе скрипачи-виртуозы: Корелли (камерная соната), Тартини (его соната «Le trille du diable), Николо Паганини (1784—1840), геніальнѣйшій представитель виртуозной игры на скрипкѣ; Доменико Скарлатти, основатель архитектонической стороны сонатной формы, Іоаннъ Кунау («Библейскія исторіи въ въ формѣ сонаты»), Филиппъ Эмануилъ Бахъ (1714—1788), общій отецъ всѣхъ инструмент, композиторовъ, соната въ 3 частяхъ (allegro, andante, allegro); Іосифъ Гайднъ (1732—1809), творецъ современной инструментальной музыки, вводитъ въ сонату 4-ю часть— menuetto, творецъ квартета, звуковая живопись; Луидяси Боккерини; Моцаргпъ введеніемъ квинтета расширяетъ камерную музыку, его симфоній, квартеты, квинтеты — лучпгіе образцы инструментальной музыки; Людвигъ фанъ Бетховенъ (1770—1827), величайшій представитель инструментальной музыки, гигантскія созданія въ области симфонической, вокальной, камерной и фортепіанной музыки, рас-пшреніе прежнихъ формъ, скерцо вмѣсто менуэта, слитіе музыки вокальной и инструментальной въ формѣ симфоній (9-я симфонія), юморъ; музыканты-лирики: Шубертъ, Мендельсонъ, Шуманъ; Францъ Шубертъ (1797—1828), великій инструментальный композиторъ и ве-іичайшій представитель художественной пѣсни, легкость и разнооб-разіе творчества, богатство мелодій, задушевная экспрессія; Феликсъ 300 СТР. Мендельсонъ-Бартольди (1809—1847), его симфоній, увертюры, ораторій, камерныя произведенія, по совершенству формъ, представляють лебединую пѣснь классицизма, воспроизведете волшебнаго міра, звуковая живопись, пѣсни, Lieder ohne Worte; Робертъ Шу-манъ (1810—1856), одинъ изъ талантливѣйптихъ послѣ Бетховена ин-струментальныхъ композиторовъ, музыкальныя характеристики, «Новая Музыкальная Лѣтопись», оркестровыя, вокальныя, камерныя произведенія, пѣсни, пѣвецъ женщинъ, романтизмъ въ музыкѣ; Бер-ліозъ и Листъ—представители новаго направленія въ инструментальной музыкѣ, Гекторъ Берліозъ (1803—1869), творецъ программной музыки, звукоподражаніе, декламація, реальность, совершенство инструментовки, колоссальные размѣры сочиненій; Францъ Листь (1811—1886), одинъ изъ почетнѣйшихъ музыкальныхъ дѣятелей Х1Х-го вѣка, какъ композиторъ, дирижеръ, педагогъ и писатель о музыкѣ, симфоническія поэмы; инструментальныя произведенія Рихарда Вагнера; Гансъ фонъ Бюловъ (1830—1894), дирижеръ-виртуозъ; представители новѣйшей инструментальной музыки: Гаде, Раффъ, Гольд-маркъ, Брамсъ, Сенъ-Сансъ, Свендсенъ, Григъ........... 135 Глава VII. Исторія фортепіано. Происхожденіе фортепіано: монохордъ, клавикордъ и его разновидности (клавицимбалъ, виргиналь, спинетъ), изобрѣтеніе фортепіано въ Италіи Кристофори, въ Германій ІПретеромъ; до ХѴП-го вѣка литература одна и та же для органа и клавикорда; труды по развитію органной игры и литературы венеціанскихъ композиторовъ XVI и ХѴН вв.: Виллаерта, Кипріана Рорскаго, Клавдія Меруло, Габріели;............................. 185 Улучшеніе органнаго стиля — Фрескобалъди (1587—1654), фуга, сюиты.............................. 187 Старо-англійская школа: вѣкъ Елизаветы (1558—1603), первыя попытки самостоятельной фортепіанной музыки, композиторы-контрапунктисты Бирдъ и Буль пишутъ для виргиналя варьяціи на на-родныя темы, «Фортепіанная книга королевы Елизаветы»;..... 188 Яковъ Фробергеръ (1635—1695), ирототипъ салоннаго виртуоза;. 189 Литература клавесина преимущественно во Францій: Куперенъ, Рамо;............................... — Возникновеніе и развитіе сонатной формы: Доменико Скарлатти (ХѴІП в.), основатель архитектонической стороны сонатной формы; Кунау; Іоаннъ Себастіанъ Бахъ (1685—1750), фугированный стиль, фуга, токката, сюита и др., «das wohltemperirte Сіаѵіег»; Гендель, варіацій, сюиты, сонаты, фуги, импровизаціи; Филиппъ Эмануилъ Бахъ (1714—1788), піанистъ-виртуозъ и импровизаторъ, отецъ всѣхъ піанистовъ, соната въ трехъ частяхъ, улучшеніе техники фортепіанной игры; Іосифъ Гайднъ (вводить четвертую часть сонаты—менуэтъ) 301 СТР. и Вольфгангъ Жо^о^шь—представители лиризма въ фортепіанномъ стилѣ, выразительность и красота мелодій, сонаты, варіацій;.... 190 Людвигъ фанъ Ветховенъ (1770—1827), основатель драматиче-скаго фортепіаннаго стиля, его сонаты и дѣленіе ихъ на три группы, варіацій; Францъ Шубертъ (1797—1828), мелкія фортепіанныя про-изведенія («Impromptus», «Moments musicaux*), сонаты съ ихъ длиннотами, фантазій, танцы; Карлъ Марія фонъ Веберъ (1786—1826), піанистъ-виртуозъ, виртуозныя произведенія: rondos, Concersttick, Aufforderung zum Tanz; Феликсъ Менделъсонъ-Бартолъди (1809—1847), дальнѣйшее развитіе маленькой фортепіанной пьесы, «Lieder ohne Worte», концерты, прелюдій, фуги, variations serieuses, его ученики: Беннетъ и Рейнеке; Робертъ Шуманъ (1810—1856), романтикъ, музыкально-юмористическое воспроизведете карнавала, мелкія лири-ческія фортепіанныя произведенія, музыкальныя сцены изъ дѣтскаго міра, Etudes symphoniques, юморъ, Шубертъ, Шуманъ и Шопенъ— музыканты-лирики; Фредерикъ Шопенъ (1809—1849), геній, душа фортепіано, этюды, прелюды, ноктюрны, баллады, мазурки, полонезы, вальсы, концерты, сонаты, zal, національный характеръ, бѣглый очеркъ исторіи польской музыки;................. 194 Бдѳстящій, виртуозный фортѳпіанный стиль: Муціо Клементи (1752—1832), отецъ новѣйшеп фортепіанной виртуозности, первый представитель фортепіанной педагогики, этюды (Gradus ad Parnassmn), sonates instructives, его ученики: Крамеръ (этюды), Бер-геръ, Джонъ Фильдъ (ноктюрны); Гуммель, блестящій піанистъ и нмпровизаторъ, изящный комлозиторъ; Мошелесъ, драматическая фразировка въ исполяеніи на фортепіано, фантазій на оперныя темы, etudes caracteristiques; Сигизмундъ Тальбергъ, выдающійся виртуозъ, эффектныя фантазій на оперныя темы, этюды; Францъ Листь (1811—1886), геніальнѣйшій виртуозъ, революція въ техникѣ и ли-тературѣ фортепіано, богатство и разнообразіе его фортепіанныхъ произведеній, венгерскія рапсодій^ его ученики: Іоахимъ Раффъ и Гансъ фонъ Бюловъ; Адольфъ Гензельтъ, высокая манера игры, изящныя произведенія, концертные и салонные этюды; А. Г. Ру-бтштейнъ (1829—1894), царь піанистовъ, плодотворная дѣятель-ность, какъ композитора, исполнителя и педагога, основаніе с.-петербургской консерваторій, историческіе концерты, Н. Г. Рубинштейну основаніе московской консерваторій; дѣятели ХІХ-го вѣка въ области фортепіанной музыки (піанисты-виртуозы, композиторы, педагоги)............................. 213 Глава VIII. Музыка въ Россіи. Свѣдѣнія у иностранныхъ писателей; роль музыки; взглядъ на музыку; инструменты; русская народная пѣсня, древность ея и осо- 302 СТР. Ценности: мелодическія, гармоническія и ритмическія; бояны п скоморохи; музыкальные дѣятели Восточной церкви;......... 227 Церковное пѣніѳ: 1) старое истиннорѣчіе (съ XI до XIV в.); демественное (домашнее пѣніе); 2) раздѣльнорѣчіе, хомовое пѣніе, хомонія съ XIV до ХѴП в.; 3) новое истиннорѣчіе съ ХѴП в.; многоголосное, или партесное пѣніе; итальянское вліяпіе, концертная эпоха, композиторы: Березовскій, Дегтяревъ, Бортнянскій, Львовъ создаетъ національный гимнъ «Боже, Царя храни»; придворный на-пѣвъ XIX вѣка.......................... 235 Свѣтская музыка: вліяніе Запада, Потѣпшая палата, органы; музыка при Петрѣ Великомъ, Екатеринѣ I, Петрѣ П; начало итальянской оперы въ Россіи при Аннѣ Іоанновнѣ (1730) и ея развитіе при Елизаветѣ Петровнѣ и Екатеринѣ II; итальянскіе и рус-скіе оперные композиторы: Арайя (оперы—«Albiazzare», «Семирамида», «Цефалъ и Прокрисъ» на текстъ Сумарокова), Волковъ («Та-нюша», Ѳоминъ («Анюта», «Мельникъ»), Матинскій («Гостиный дворъ»), Титовъ, Еавосъ («Иванъ Сусанинъ»), Верстовскій («Асколь-дова могила);........................... 241 Самобытная русская національная музыка: Михаилъ Ивано-вичъ Глинка (1804—1857), творецъ русской національной музыки, его оперы «Жизнь за Царя», «Русланъ и Людмила», оркестровыя произведенія, церковная музыка, романсы; представители романсной музыки до Глинки: Козловскій, Кавосъ, Верстовскій, Алябьевъ, Вар- ламову Гурилевъ, Віельгорскій;.................. 245 Александръ Сергѣевичъ Даргомыжскій (1813—1868), продолжатель Глинки, стремленіе къ музыкально-драматической правдѣ, оперы «Русалка» и «Каменный гость», комизмъ и трагизмъ, романсы, ко-мическія фантазій для оркестра; о музыкальной деятельности Эдуарда Францовича Направника;..................... 250 А. Л. Сѣровъ (1820—1871), его критическая и оперная дѣятель-ность, оперы «Юдиѳь», «Рогнѣда», «Вражья сила», драматизмъ и реализмъ............................. 255 Новая русская шкода: ея основатель, Милій Алексѣевичъ Балакирев (род. 1836 г.), его композиторская, педагогическая и капельмейстерская деятельность, произведенія («Тамара», «Исламей», романсы и др.), «Сборникъ 40 русскихъ народныхъ пѣсенъ»; .... 257 Модестъ Петровичъ Мусоргскій (1839—1881), талантъ-саморо-докъ, новаторъ, оперы «Борисъ Годуновъ» и «Хованщина», на-ціонально-реалистическое направленіе, комизмъ и юморъ, пѣсни на мотивы изъ русской крестьянской жизни, программныя оркестровыя произведенія;........................... 261 Цезарь Антоновичъ Еюи (род. въ 1835 г.), деятельность, какъ композитора и критика, оперы «Вильямъ Ратклиффъ» и «Анджело», романсы;............................. 266 303 СТР. Александръ Порфирьевйчъ Вородинъ (1834—1887), эпическій ха-равтеръ творчества, симфоническая и квартетная музыка, пѣсни: («Спящая царевна», «Пѣсня темнаго лѣса»), опера «Князь Игорь»; распространенность его произведеній за границей;......... 270 Николай Андреевичъ Римскій-Еорсаковъ (род. 1844 г.), одинъ изъ самыхъ выдающихся и талантливѣйшихъ современныхъ музык. дѣятелей, какъ композиторъ, педагогъ, дирижеръ; богатство и раз-нообразіе творчества, оперы, программная музыка, превосходство инструментовки; его ученики: Лядовъ (фортепіанная музыка), Аренскій (фортепіанная и камерная музыка), Глазуновъ (симфоническая-программная и квартетная музыка);............................. 274 Петръ Ильичъ Чайковскій (1839—1893), любимѣйшій изъ современныхъ композиторовъ, мелодистъ, элегическій характеръ его музыки, поражающая масса созданныхъ имъ произведеній инструмен-тальныхъ, вокальныхъ и оперныхъ; популярность его и признаніе его музыкальныхъ заслугъ за границей...............275 Алфавитный указатель.................... 284 Указатель музыкальныхъ терминовъ..............290 к о н Е ц ъ.