|
|
III. Этнографическая часть. Вторая половина: основныя черты семейной, общественной и внутренней жизни |
Глава 11 |
Семейныя отношенiя: бракъ, купля и похищенiе женъ. Нравственность. Домашнiя
работы и занятiя мужчинъ и женщинъ. - Рожденiе детей, ихъ вскармливанiе, обращенiе
съ ними и воспитанiе. Положенiе рабовъ и рабынь въ доме. Семейное право наследства. |
| Гиляки: Преобладанiе моногамической формы брака. - Покупка женъ, высокiя
цены на невестъ. - многоженство гораздо распространеннее у более состоятельныхъ
Амурскихъ Гиляковъ. - Похищенiе женщинъ, по большей части менее состоятельными Гиляками Амурскаго Лимана и береговъ Охотскаго Моря. - Различiе
народностей не является важнымъ препятствiемъ къ браку, кровное родство лишь въ
самой близкой степени. - Свадебный пиръ. - Совместное житье несколькихъ семей въ одномъ доме. - Строгость Гиляцкихъ нравовъ сравнительно съ другими
инородцами Амурскаго Края. Редкость разводовъ. - Относительно хорошее обращенiе съ женщинами. Ихъ кругъ деятельности. - Любовь Гиляковъ къ детямъ
рядомъ съ крайне суровымъ обращенiемъ съ родильницами и новорожденными.-
Обычаи, относящееся къ акту рожденiя. Имя ребенка. -Колыбель и ея принадлежности. -Слишкомъ долгiй срокъ кормленiя детей грудью. Недостатокъ гигiеническихъ заботъ о детяхъ; ихъ одежда,.-Детскiя игры и игрушки.-
Положенiе женъ въ полигамическихъ бракахъ. - Рабы, главнымъ образомъ
рабыни исключительно другихъ народностей. - Ошибочное предположенiе о
полiандрiи, вызванное показанiями японскаго путешественника Мамiа Ринсо.
Аино: Торговля рабами. Рабство у другихъ палэазiатскихъ народовъ
Гиляки: Наследственное право. Права Калл'а - родственниковъ со стороны отца- Вдовы и дочери-сами часть наследства- Сходство съ наследствен-
нымъ правомъ Коряковъ - Обязанности всехъ сочленовъ Калл'а по отношенiю къ кровавой мести. Суеверный страхъ въ случае ея неисполненiя
Ольчи: Распространенiе гиляцкихъ семейныхъ обычаевъ и порядковъ въ несколько
ослабленной форме-Колыбель, сплетенная изъ древесныхъ прутьевъ
Гольды: Порча семейныхъ отношенiй и нравовъ подъ влiянiемъ Китайцевъ
Орочи: Высшая степень вреднаго влiянiя Китайцевъ. Распаденiе семьи. Крайнiй нравственный и матерiальный упадокъ |
Глава 12 |
Условiя общественной жизни: политическая и правовыя отношенiя. Общественный
подразделенiя на основе благосостоянiя. Национальный коммунизмъ. Неприкосновенность
собственности. Гостепрiимство. Предусмотрительность и осторожность въ путешествiяхъ.
Наблюденiя надъ ветромъ и погодою. Суеверные способы укрощенiя бури. Выраженiя приветствiя и благодарности. Обычай взаимныхъ подарковъ. Надежность въ деловыхъ сношенiяхъ. Счетъ времени. Календарь. Космическiя представления. Увеселенiя: пенiе, музыка,
танцы, игры |
| Гиляки: Фактическая политическая независимость ихъ во время путешествiя автора.
Порядокъ поддерживается соблюденiемъ старинныхъ обычаевъ и порядковъ-
Общественное подразделенiе по степени благосостоянiя - Строгое проведенiе
правилъ коммунизма и неприкосновенности чужой собственности въ кругу своего народа,
- То же относится и къ правиламъ гостепрiимства-Предосторожности при путешествiяхъ. Уменье предсказывать погоду. Средства къ укрощенiю бури- Отсутствiе выраженiй приветствiя и благодарности - Обычай
обмена маленькими подарками. Подарки (придачи) при торговыхъ сношенiяхъ-
Честность и благонадежность - Неточность времесчисленiя - Времесчисленiе. Названiе месяцевъ и распределенiе ихъ по временамъ года - Космическiя представленiя - Пенiе. Образцы мелодiй - Инструментальная музыка - Отсутствiе танцевъ, маскарадовъ и театральныхъ представленiй - Игральный карты китайскаго происхожденiя
Ольчи: Отголоски маньчжуро-китайскаго господства. Меньшая энергичность и пред-
прiимчивость. Меньшее влiянiе степени благосостоянiя на общественное подразделенiе - Нацiональный коммунизмъ не ограничивается собственнымъ племенемъ. Более
добродушный и мягкiй характеръ, чемъ у Гиляковъ. Лодобнаго же рода коммунизмъ у
Гольдовъ, Самагирцевъ и др. Уваженiе къ чужой собственности-Менееузконацiональный характеръ гостепрiимства. Услужливость и радушность по отношенiю къ
гостю. Более удобныя личныя сношенiя вследствiе отсутствiя или меньшаго значенiя раздичныхъ суеверныхъ обычаевъ
Гольды: Подразделенiя на роды по родству со стороны отца (хала - Родовой
старшина (халада), поставленный маньчжуро-китайскимъ правительствомъ для собиранiя
дани. Раззоренiе народа китайскими чиновниками и купцами и порча ими
добрыхъ семейныхъ нравовъ. Собственная беззаботность и инертность Гольдовъ. Въ
связи съ этимъ по сравнение съ Гиляками меньшее благосостоянiе и отсутствiе чувства
собственнаго достоинства. Добродушiе, честность, жизнерадостность. Времепрепровожденiе: игры и песни. Времесчисленiе у Ольчей и Гольдовъ. 13 месяцевъ въ году у последнихъ. Космическiя представленiя Гольдовъ. |
Глава 13 |
Медвежьи праздники. Ихъ религiозно-обрядовый характеръ и социальное значенiе.
Медвежьи праздники у Амурскихъ Гиляковъ. Празднества и увеселенiя до и после
умерщвленiя медведя, также какъ при съеденiи его мяса. Погребенiе костей и черепа медведей. Особенности праздниковъ и обрядовъ у Ольчей, Сахалинскихъ Гиляковъ и Аино |
| Гиляки: Выдающаяся роль медведя въ жизни всехъ Амурскихъ инородцевъ и въ особенности Гиляковъ. Верованiе въ переходъ души человека, убитаго медведемъ, въ тело
последняго. Религiозные церемонiи и обряды, гарантирующiе полную безнаказанность за
умерщвленiе медведя. Торжественный приводъ пойманнаго медведя.-
Медвежья клетка. Кормежка медведя всеми жителями деревни. Коммунистически характеръ и общественное значенiе медвежьихъ праздниковъ-Временный переводъ
медведя въ юрту. - Продолжительность заключенiя медведя, и обычное время года
для медвежьихъ праздниковъ.
Медвежiй праздникъ на Амуре, устроенный двумя владельцами медведей. Первое отделенiе медвежьяго праздника. - Украшенiе домовъ. Предварительный праздничныя игры-Выставкатрехъ скованныхъ
медведей въ юрте. Игры въ юрте-Главное увеселенiе праздника - шествiе съ
медведемъ по всемъ домамъ деревни. Поправка ослабшихъ путъ на одномъ изъ медведей,
-Молодые мужчины заняты изготовленiемъ т. н. цаха-палокъ съ надструганными, но не отделенными стружками-неизбежной принадлежности при совершенiи всехъ
религiозныхъ обрядовъ, а женщины приготовленiемъ моей. - Продолженiе
шествiй съ медведями - Подготовленiе места для умерщвленiя медведя. Устройство небольшого досчатаго домика (лэзнгъ), где выставляются головы и шкуры медведей,
- Собачьи бега, сопровождаемые громкимъ стукомъ, напоминающимъ барабанный
бой, который производясь женщины, колотя палками по подвешенному бревну.-
Новые обходы съ медведями по деревне. Ихъ кормежка въ юртахъ какъ взрослыми, такъ
и маленькими мальчиками - Шествiе съ медведями вечеромъ при лунномъ свете
къ реке и обратно. Барабанный бой по бревну.-Различный игры прерываютъ
на короткое время шествiе съ медведями по юртамъ, которое затемъ возобновляется опять
и продолжается до поздней ночи. - Кушанья праздничнаго обеда и ихъ приготовленiе на особомъ очаге. - Отводъ медведей на место ихъ умерщвленiя. Первый большой и оФицiальный обедъ въ доме главнаго хозяина пира. Собачьи бега
Торжественныя приготовленiя къ убiйству медведей. Еще разъ шествiе съ медведями
на реку и обратно. Умерщвленiе медведей. Трупы зверей укладываютъ
на заранее приготовленныхъ местахъ на подстилки изъ ветвей съ ободранной корой. Сниманiе шкуры съ медведей и разниманiе туши. Выставка медвежьихъ
головъ и шкуръ въ лэзнг'е . Второе отделенiе медвежьяго праздника,
- Выставка медвежьихъ головъ и шкуръ въ домахъ обоихъ хозяевъ пира.
Изображенiя жабы и медведя въ гиляцкомъ костюме, предназначенныя для отвращенiя
мести убитаго зверя.-Торжественное приготовленiе медвежьяго мяса. Собачьи
бега.- Спецiальная праздничная посуда. - Варка медвежьяго мяса. Недопустимость употребленiя соли при приготовленiи всехъ кушанiй во время медвежьяго пира.
Ухарская поездка хозяина пира на собакахъ.-Дальнейшiя приготовленiя къ главному праздничному обеду. Собачьи бега. - Повязки символическаго значенiя на
головахъ медведей, -Торжественный, но какъ бы предварительный обедъ въ
домахъ каждаго изъ владельцевъ медведей,-Главный пиръ, на которомъ впервые
едятъ медвежье мясо. Отсутствiе какихъ-либо Формальностей. - Танецъ женщинъ подъ барабанный бой по бревну. - Шаманить ни въ какомъ случае не допускается въ юрте, где идетъ медвежiй праздникъ.
Ольчи: Вторая часть медвежьяго праздника. Выставка медвежьей головы и
шкуры въ доме, где идетъ праздникъ. Убранство его для праздничнаго пира. Праздничныя кушанья. - Праздничный обедъ изъ пяти отделенiй. Строгое соблюдение
определеннаго церемонiала- Отделенiе 1. Три вегетарiанскихъ блюда - Отделенiе 2. То же самое, но съ прибавленiемъ новаго блюда. - Отделенiе 3.
Те же вегетарiанскiя кушанья. Какъ и раньше, съедаются главнымъ образомъ кушанья,
политыя рыбьимъ жиромъ. Пенiе, декламацiя и барабанный бой (по бревну) во время этого
отделенiя. Отделенiе 4. Въ первый разъ подается медвежiй жиръ и сало.
Отделенiе 5. Главное блюдо-голова медведя предназначается почетнымъ гостямъ. Праздничное освещенiе дома. Продолжительность пира. - Общее впечатленiе отъ
медвежьяго праздника у Ольчей, какъ отъ чего-то заимствованнаго, не самобытяаго.
Отсутствiе религiозной основы. Праздничныя кушанья состоятъ исключительно изъ привозныхъ продуктовъ маньчжуро-китайскаго происхождения.
Гиляки: Заключительный актъ праздника. Раскалыванiе черепа и похороны какъ
его, такъ и другихъ костей медведя. Нечто подобное у Ольчей и Самогирцевъ.-Тотъ же обрядъ у Гольдовъ. - Развешиванiе по деревьямъ нерасколотыхъ
череповъ медведя вместе съ другими костями.
Сахалинскiе Гиляки: Уклоненiя отъ обычнаго праздничнаго ритуала, вызванныя главнымъ
образомъ теснотою жилищъ. Невозможность поместить медведя внутри юрты, а также и
ходить съ нимъ изъ одной юрты въ другую. - Перенесете медвежьей головы
со шкурою изъ лэзн'а въ юрту черезъ дымовое отверстiе, а не черезъ окно, какъ это
делается у Амурскихъ Гиляковъ. Надъ дымовымъ же отверстiемъ растягивается на
шесте шкура медведя после окончанiя пира. Многочисленные цах'и, какъ украшенiе
юрты. - Главная часть медвежьяго праздника въ Тыке. Отсутствiе кушанiй,
приготовленныхъ изъ маньчжуро-китайскихъ продуктовъ. Собачье мясо, какъ главное
блюдо дополнительнаго пира (после главнаго обеда) на медвежьемъ празднике въ Дуе.
Отсутствiе на сахалинскихъ праздникахъ собачьихъ беговъ, игръ и т. п. увеселенiй.
Аино: Медвежьи празднества на Сахалине и Iезо. Выкармливанiе медвежатъ. Такъ
называемый медвежьи кормилицы. - Обширное примененiе цаха на мед-
вежьемъ празднике: украшенiе имъ медвежьей клетки, юрты и места, где будетъ убитъ
медведь.-Подпиливанiе клыковъ у медведя.- Жертва возлiянiя передъ
умерщвленiемъ медведя. Танецъ женщинъ и девушекъ передъ медвежьею клеткою. |
Приложение
|
Религiозныя представлены Амурскихъ инородцевъ. Идоiы. Амулеты. Шаманы |
Религiозныя представленiя |
Идолы и амулеты въ форме человеческихъ фигуръ |
| Идолы и амулеты, изображающiе фигуру человека въ комбинацiи съ фигурами животныхъ |
| Идолы въ образе животныхъ |
Шаманы |
Представлевля Амурскихъ инородцевъ о загробной жизни и погребальные обряды у нихъ |
| Участь души после смерти |
| Похороны и трауръ |
| Могильные памятники |
Указатель таблицъ |
Шренк Леопольд Иванович Выдающийся российский этнограф, зоолог, геолог и географ; академик Петербургской академии наук. Родился в имении Хитень Сумского уезда Харьковской губернии. В 1850 г. окончил Дерптский университет со степенью магистра философии. По окончании курса уехал в Восточную Сибирь для собирания научных коллекций по ботанике, зоологии и этнографии, проведения океанографических работ. В 1854–1856 гг. возглавлял экспедицию на Амур и Сахалин, где изучал нивхов (гиляков) и другие народы. В 1861 г. стал адъюнктом Императорской академии наук, в 1863 г. — экстраординарным, а в 1888 г. — ординарным академиком историко-филологического отделения. В 1879–1894 гг. директор Музея антропологии и этнографии в Петербурге.
Несмотря на то, что Л. И. Шренк числился академиком историко-филологического отделения, его труды были посвящены преимущественно этнографии, антропологии и зоогеографии. Именно он ввел в научный оборот термин «палеоазиатские народы» (древнейшее население Северо-Восточной Азии). Результаты, добытые им в экспедиции на Амур и Сахалин, имели большое значение для ознакомления читателей с историей, географией и этнографией этой отдаленной окраины. Им были написаны труды, посвященные изучению быта сибирских самоедов и других народностей. Наибольшую известность получила его работа под характерным для того времени заглавием «Об инородцах Амурского края», вышедшая в трех томах в 1883–1903 гг. Его именем был назван хребет на Сахалине (в Долинском районе), а также одна из самых красивых змей Дальнего Востока — полоз Шренка, бабочка — переливница (радужница) Шренка и амурский осетр (по латыни — Acipenser schrenckii).
|
|
|
|