URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Шренк Л.И. Об инородцах АМУРСКОГО края: Основные черты семейной, общественной и внутренней жизни ГИЛЯКОВ, ГОЛЬДОВ, ОЛЬЧЕЙ Обложка Шренк Л.И. Об инородцах АМУРСКОГО края: Основные черты семейной, общественной и внутренней жизни ГИЛЯКОВ, ГОЛЬДОВ, ОЛЬЧЕЙ
Id: 214515
465 р.

Об инородцах АМУРСКОГО края:
Основные черты семейной, общественной и внутренней жизни ГИЛЯКОВ, ГОЛЬДОВ, ОЛЬЧЕЙ. Изд. стереотип.

2016. 186 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение с уменьшением издания 1903 г.)

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося российского этнографа, геолога и географа Л.И.Шренка (1826–1894), посвященная исследованию особенностей быта и образа жизни малых народностей Дальнего Востока. В книге рассматриваются основные черты семейных и общественных отношений коренных обитателей Амурского края --- гиляков, гольдов и ольчей. Описываются их главные обычаи, праздники, обряды, народные поверья, освещаются представления... (Подробнее)


Оглавление
top
III.  Этнографическая часть. Вторая половина: основныя черты семейной, общественной и внутренней жизни
Глава 11
Семейныя отношенiя: бракъ, купля и похищенiе женъ. Нравственность. Домашнiя работы и занятiя мужчинъ и женщинъ. - Рожденiе детей, ихъ вскармливанiе, обращенiе съ ними и воспитанiе. Положенiе рабовъ и рабынь въ доме. Семейное право наследства.
 Гиляки: Преобладанiе моногамической формы брака. - Покупка женъ, высокiя цены на невестъ. - многоженство гораздо распространеннее у более состоятельныхъ Амурскихъ Гиляковъ. - Похищенiе женщинъ, по большей части менее состоятельными Гиляками Амурскаго Лимана и береговъ Охотскаго Моря. - Различiе народностей не является важнымъ препятствiемъ къ браку, кровное родство лишь въ самой близкой степени. - Свадебный пиръ. - Совместное житье несколькихъ семей въ одномъ доме. - Строгость Гиляцкихъ нравовъ сравнительно съ другими инородцами Амурскаго Края. Редкость разводовъ. - Относительно хорошее обращенiе съ женщинами. Ихъ кругъ деятельности. - Любовь Гиляковъ къ детямъ рядомъ съ крайне суровымъ обращенiемъ съ родильницами и новорожденными.- Обычаи, относящееся къ акту рожденiя. Имя ребенка. -Колыбель и ея принадлежности. -Слишкомъ долгiй срокъ кормленiя детей грудью. Недостатокъ гигiеническихъ заботъ о детяхъ; ихъ одежда,.-Детскiя игры и игрушки.- Положенiе женъ въ полигамическихъ бракахъ. - Рабы, главнымъ образомъ рабыни исключительно другихъ народностей. - Ошибочное предположенiе о полiандрiи, вызванное показанiями японскаго путешественника Мамiа Ринсо. Аино: Торговля рабами. Рабство у другихъ палэазiатскихъ народовъ Гиляки: Наследственное право. Права Калл'а - родственниковъ со стороны отца- Вдовы и дочери-сами часть наследства- Сходство съ наследствен- нымъ правомъ Коряковъ - Обязанности всехъ сочленовъ Калл'а по отношенiю къ кровавой мести. Суеверный страхъ въ случае ея неисполненiя Ольчи: Распространенiе гиляцкихъ семейныхъ обычаевъ и порядковъ въ несколько ослабленной форме-Колыбель, сплетенная изъ древесныхъ прутьевъ Гольды: Порча семейныхъ отношенiй и нравовъ подъ влiянiемъ Китайцевъ Орочи: Высшая степень вреднаго влiянiя Китайцевъ. Распаденiе семьи. Крайнiй нравственный и матерiальный упадокъ
Глава 12
Условiя общественной жизни: политическая и правовыя отношенiя. Общественный подразделенiя на основе благосостоянiя. Национальный коммунизмъ. Неприкосновенность собственности. Гостепрiимство. Предусмотрительность и осторожность въ путешествiяхъ. Наблюденiя надъ ветромъ и погодою. Суеверные способы укрощенiя бури. Выраженiя приветствiя и благодарности. Обычай взаимныхъ подарковъ. Надежность въ деловыхъ сношенiяхъ. Счетъ времени. Календарь. Космическiя представления. Увеселенiя: пенiе, музыка, танцы, игры
 Гиляки: Фактическая политическая независимость ихъ во время путешествiя автора. Порядокъ поддерживается соблюденiемъ старинныхъ обычаевъ и порядковъ- Общественное подразделенiе по степени благосостоянiя - Строгое проведенiе правилъ коммунизма и неприкосновенности чужой собственности въ кругу своего народа, - То же относится и къ правиламъ гостепрiимства-Предосторожности при путешествiяхъ. Уменье предсказывать погоду. Средства къ укрощенiю бури- Отсутствiе выраженiй приветствiя и благодарности - Обычай обмена маленькими подарками. Подарки (придачи) при торговыхъ сношенiяхъ- Честность и благонадежность - Неточность времесчисленiя - Времесчисленiе. Названiе месяцевъ и распределенiе ихъ по временамъ года - Космическiя представленiя - Пенiе. Образцы мелодiй - Инструментальная музыка - Отсутствiе танцевъ, маскарадовъ и театральныхъ представленiй - Игральный карты китайскаго происхожденiя Ольчи: Отголоски маньчжуро-китайскаго господства. Меньшая энергичность и пред- прiимчивость. Меньшее влiянiе степени благосостоянiя на общественное подразделенiе - Нацiональный коммунизмъ не ограничивается собственнымъ племенемъ. Более добродушный и мягкiй характеръ, чемъ у Гиляковъ. Лодобнаго же рода коммунизмъ у Гольдовъ, Самагирцевъ и др. Уваженiе къ чужой собственности-Менееузконацiональный характеръ гостепрiимства. Услужливость и радушность по отношенiю къ гостю. Более удобныя личныя сношенiя вследствiе отсутствiя или меньшаго значенiя раздичныхъ суеверныхъ обычаевъ Гольды: Подразделенiя на роды по родству со стороны отца (хала - Родовой старшина (халада), поставленный маньчжуро-китайскимъ правительствомъ для собиранiя дани. Раззоренiе народа китайскими чиновниками и купцами и порча ими добрыхъ семейныхъ нравовъ. Собственная беззаботность и инертность Гольдовъ. Въ связи съ этимъ по сравнение съ Гиляками меньшее благосостоянiе и отсутствiе чувства собственнаго достоинства. Добродушiе, честность, жизнерадостность. Времепрепровожденiе: игры и песни. Времесчисленiе у Ольчей и Гольдовъ. 13 месяцевъ въ году у последнихъ. Космическiя представленiя Гольдовъ.
Глава 13
Медвежьи праздники. Ихъ религiозно-обрядовый характеръ и социальное значенiе. Медвежьи праздники у Амурскихъ Гиляковъ. Празднества и увеселенiя до и после умерщвленiя медведя, также какъ при съеденiи его мяса. Погребенiе костей и черепа медведей. Особенности праздниковъ и обрядовъ у Ольчей, Сахалинскихъ Гиляковъ и Аино
 Гиляки: Выдающаяся роль медведя въ жизни всехъ Амурскихъ инородцевъ и въ особенности Гиляковъ. Верованiе въ переходъ души человека, убитаго медведемъ, въ тело последняго. Религiозные церемонiи и обряды, гарантирующiе полную безнаказанность за умерщвленiе медведя. Торжественный приводъ пойманнаго медведя.- Медвежья клетка. Кормежка медведя всеми жителями деревни. Коммунистически характеръ и общественное значенiе медвежьихъ праздниковъ-Временный переводъ медведя въ юрту. - Продолжительность заключенiя медведя, и обычное время года для медвежьихъ праздниковъ. Медвежiй праздникъ на Амуре, устроенный двумя владельцами медведей. Первое отделенiе медвежьяго праздника. - Украшенiе домовъ. Предварительный праздничныя игры-Выставкатрехъ скованныхъ медведей въ юрте. Игры въ юрте-Главное увеселенiе праздника - шествiе съ медведемъ по всемъ домамъ деревни. Поправка ослабшихъ путъ на одномъ изъ медведей, -Молодые мужчины заняты изготовленiемъ т. н. цаха-палокъ съ надструганными, но не отделенными стружками-неизбежной принадлежности при совершенiи всехъ религiозныхъ обрядовъ, а женщины приготовленiемъ моей. - Продолженiе шествiй съ медведями - Подготовленiе места для умерщвленiя медведя. Устройство небольшого досчатаго домика (лэзнгъ), где выставляются головы и шкуры медведей, - Собачьи бега, сопровождаемые громкимъ стукомъ, напоминающимъ барабанный бой, который производясь женщины, колотя палками по подвешенному бревну.- Новые обходы съ медведями по деревне. Ихъ кормежка въ юртахъ какъ взрослыми, такъ и маленькими мальчиками - Шествiе съ медведями вечеромъ при лунномъ свете къ реке и обратно. Барабанный бой по бревну.-Различный игры прерываютъ на короткое время шествiе съ медведями по юртамъ, которое затемъ возобновляется опять и продолжается до поздней ночи. - Кушанья праздничнаго обеда и ихъ приготовленiе на особомъ очаге. - Отводъ медведей на место ихъ умерщвленiя. Первый большой и оФицiальный обедъ въ доме главнаго хозяина пира. Собачьи бега Торжественныя приготовленiя къ убiйству медведей. Еще разъ шествiе съ медведями на реку и обратно. Умерщвленiе медведей. Трупы зверей укладываютъ на заранее приготовленныхъ местахъ на подстилки изъ ветвей съ ободранной корой. Сниманiе шкуры съ медведей и разниманiе туши. Выставка медвежьихъ головъ и шкуръ въ лэзнг'е . Второе отделенiе медвежьяго праздника, - Выставка медвежьихъ головъ и шкуръ въ домахъ обоихъ хозяевъ пира. Изображенiя жабы и медведя въ гиляцкомъ костюме, предназначенныя для отвращенiя мести убитаго зверя.-Торжественное приготовленiе медвежьяго мяса. Собачьи бега.- Спецiальная праздничная посуда. - Варка медвежьяго мяса. Недопустимость употребленiя соли при приготовленiи всехъ кушанiй во время медвежьяго пира. Ухарская поездка хозяина пира на собакахъ.-Дальнейшiя приготовленiя къ главному праздничному обеду. Собачьи бега. - Повязки символическаго значенiя на головахъ медведей, -Торжественный, но какъ бы предварительный обедъ въ домахъ каждаго изъ владельцевъ медведей,-Главный пиръ, на которомъ впервые едятъ медвежье мясо. Отсутствiе какихъ-либо Формальностей. - Танецъ женщинъ подъ барабанный бой по бревну. - Шаманить ни въ какомъ случае не допускается въ юрте, где идетъ медвежiй праздникъ. Ольчи: Вторая часть медвежьяго праздника. Выставка медвежьей головы и шкуры въ доме, где идетъ праздникъ. Убранство его для праздничнаго пира. Праздничныя кушанья. - Праздничный обедъ изъ пяти отделенiй. Строгое соблюдение определеннаго церемонiала- Отделенiе 1. Три вегетарiанскихъ блюда - Отделенiе 2. То же самое, но съ прибавленiемъ новаго блюда. - Отделенiе 3. Те же вегетарiанскiя кушанья. Какъ и раньше, съедаются главнымъ образомъ кушанья, политыя рыбьимъ жиромъ. Пенiе, декламацiя и барабанный бой (по бревну) во время этого отделенiя. Отделенiе 4. Въ первый разъ подается медвежiй жиръ и сало. Отделенiе 5. Главное блюдо-голова медведя предназначается почетнымъ гостямъ. Праздничное освещенiе дома. Продолжительность пира. - Общее впечатленiе отъ медвежьяго праздника у Ольчей, какъ отъ чего-то заимствованнаго, не самобытяаго. Отсутствiе религiозной основы. Праздничныя кушанья состоятъ исключительно изъ привозныхъ продуктовъ маньчжуро-китайскаго происхождения. Гиляки: Заключительный актъ праздника. Раскалыванiе черепа и похороны какъ его, такъ и другихъ костей медведя. Нечто подобное у Ольчей и Самогирцевъ.-Тотъ же обрядъ у Гольдовъ. - Развешиванiе по деревьямъ нерасколотыхъ череповъ медведя вместе съ другими костями. Сахалинскiе Гиляки: Уклоненiя отъ обычнаго праздничнаго ритуала, вызванныя главнымъ образомъ теснотою жилищъ. Невозможность поместить медведя внутри юрты, а также и ходить съ нимъ изъ одной юрты въ другую. - Перенесете медвежьей головы со шкурою изъ лэзн'а въ юрту черезъ дымовое отверстiе, а не черезъ окно, какъ это делается у Амурскихъ Гиляковъ. Надъ дымовымъ же отверстiемъ растягивается на шесте шкура медведя после окончанiя пира. Многочисленные цах'и, какъ украшенiе юрты. - Главная часть медвежьяго праздника въ Тыке. Отсутствiе кушанiй, приготовленныхъ изъ маньчжуро-китайскихъ продуктовъ. Собачье мясо, какъ главное блюдо дополнительнаго пира (после главнаго обеда) на медвежьемъ празднике въ Дуе. Отсутствiе на сахалинскихъ праздникахъ собачьихъ беговъ, игръ и т. п. увеселенiй. Аино: Медвежьи празднества на Сахалине и Iезо. Выкармливанiе медвежатъ. Такъ называемый медвежьи кормилицы. - Обширное примененiе цаха на мед- вежьемъ празднике: украшенiе имъ медвежьей клетки, юрты и места, где будетъ убитъ медведь.-Подпиливанiе клыковъ у медведя.- Жертва возлiянiя передъ умерщвленiемъ медведя. Танецъ женщинъ и девушекъ передъ медвежьею клеткою.
Приложение
Религiозныя представлены Амурскихъ инородцевъ. Идоiы. Амулеты. Шаманы
Религiозныя представленiя
Идолы и амулеты въ форме человеческихъ фигуръ
 Идолы и амулеты, изображающiе фигуру человека въ комбинацiи съ фигурами животныхъ
 Идолы въ образе животныхъ
Шаманы
Представлевля Амурскихъ инородцевъ о загробной жизни и погребальные обряды у нихъ
 Участь души после смерти
 Похороны и трауръ
 Могильные памятники
Указатель таблицъ

Об авторе
top
photoШренк Леопольд Иванович
Выдающийся российский этнограф, зоолог, геолог и географ; академик Петербургской академии наук. Родился в имении Хитень Сумского уезда Харьковской губернии. В 1850 г. окончил Дерптский университет со степенью магистра философии. По окончании курса уехал в Восточную Сибирь для собирания научных коллекций по ботанике, зоологии и этнографии, проведения океанографических работ. В 1854–1856 гг. возглавлял экспедицию на Амур и Сахалин, где изучал нивхов (гиляков) и другие народы. В 1861 г. стал адъюнктом Императорской академии наук, в 1863 г. — экстраординарным, а в 1888 г. — ординарным академиком историко-филологического отделения. В 1879–1894 гг. директор Музея антропологии и этнографии в Петербурге.

Несмотря на то, что Л. И. Шренк числился академиком историко-филологического отделения, его труды были посвящены преимущественно этнографии, антропологии и зоогеографии. Именно он ввел в научный оборот термин «палеоазиатские народы» (древнейшее население Северо-Восточной Азии). Результаты, добытые им в экспедиции на Амур и Сахалин, имели большое значение для ознакомления читателей с историей, географией и этнографией этой отдаленной окраины. Им были написаны труды, посвященные изучению быта сибирских самоедов и других народностей. Наибольшую известность получила его работа под характерным для того времени заглавием «Об инородцах Амурского края», вышедшая в трех томах в 1883–1903 гг. Его именем был назван хребет на Сахалине (в Долинском районе), а также одна из самых красивых змей Дальнего Востока — полоз Шренка, бабочка — переливница (радужница) Шренка и амурский осетр (по латыни — Acipenser schrenckii).