URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Солодова Е.А. Новые модели в системе образования: Синергетический подход Обложка Солодова Е.А. Новые модели в системе образования: Синергетический подход
Id: 213954
Предварительный заказ!  1488 р.

Новые модели в системе образования:
Синергетический подход. № 56; №15. Изд. стереотип.

2016. 344 с.
Типографская бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

В последние десятилетия идеи синергетики завладели не только умами физиков и математиков, где они, собственно, и зародились, но и умами педагогов, отличающихся консервативностью. Действительно, именно педагогика имеет своим предметом область канонически синергетическую, для исследования которой методы теории самоорганизации могут оказаться чрезвычайно плодотворными.

В настоящей книге обсуждаются некоторые базовые синергетические модели различных... (Подробнее)


Оглавление
top
От редакции
Образование России – последний рубеж (Г. Г. Малинецкий)
 Образование в государственном контексте
 Царский путь и когнитивные технологии
 Школьное образование – параметры порядка
 Высшая школа – драма и надежда
Предисловие
Глава 1.Параметры порядка мегамодели стратегии образования
 1.1.Идеи синергетики в образовании
 1.2.Основные понятия синергетики
 1.3.Педагогика в контексте новой научной парадигмы
 1.4.Компетентностный подход в образовании
 1.5.Необходимые условия развития системы образования
 1.6.Модельное описание систем
  1.6.1.Модель. Классификация моделей
  1.6.2.Вербальные модели
  1.6.3.Концептуальные модели. Графические и структурные модели
  1.6.4.Мягкие математические модели
  1.6.5.Иерархические уровни моделирования
 1.7.Мегамодель стратегии образования
Глава 2.Математическое моделирование системы образования
 2.1.Модель мегауровня
 2.2.Модель макроуровня (модель вуза и модель учебной группы)
 2.3.Микромодель – дидактическая модель обучения
  2.3.1.Базовая математическая модель процесса обучения
  2.3.2.Структурная модель процесса обучения
  2.3.3.Математическая модель процесса обучения
  2.3.4.Модель процесса адаптации к обучению
  2.3.5.Влияние индивидуальных параметров обучения на результаты обучения
  2.3.6.Модель генерации новых знаний
 2.4.Моделирование процесса интеграции науки и образования
  2.4.1.Интеграция науки и образования – ответ на реальный вызов времени
  2.4.2.Анализ бинарных и триадных моделей как основания для интеграции науки и образования
  2.4.3.Модель технопарка в случае краткосрочного проектирования
  2.4.4.Модель интеграции науки и образования в случае долгосрочного проектирования
  2.4.5.Реализация проектов интеграции науки и образования
 2.5.Модель саморазвития
Глава 3.Реализация современной стратегии образования в практической педагогике
 3.1.Практическая реализация дидактического принципа фундаментализации образования в конкретных предметных методиках обучения
 3.2.Практическое применение дидактического принципа междисциплинарности в образовании
 3.3.Методы, формы и средства проведения занятий
 3.4.Воспитательные стратегии в системе образования
Заключение

Предисловие
top

В течение последнего десятилетия идеи синергетики завладели не только умами физиков, где они, собственно, и зародились, но и умами математиков, биологов, генетиков и представителей других наук. Педагогика, как одна из наиболее традиционалистских наук, пока неохотно принимает идеи синергетики. Однако именно педагогика имеет своим предметом область, канонически синергетическую, для исследования которой методы синергетики могут оказаться чрезвычайно плодотворными. Действительно, педагогика всегда имеет дело не с набором элементов, но с системой в ее синергетическом понимании (обладающей эмерджентным свойством). Таковая система всегда сложна, открыта, нелинейна в силу ее человекоразмерности. А в последнее десятилетие система российского образования переживает этап неустойчивого, кризисного развития, для исследования которого синергетика разработала стройную методологическую основу. Поэтому, казалось бы, педагоги должны быть крайне заинтересованы в распространении идей синергетики в образовании, особенно, после выхода книги В. Г. Буданова "Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании". Однако, пока этого не произошло. Напротив, педагогическая общественность стремится дистанцироваться от модной и не очень понятной синергетики.

Автор этой монографии более тридцати лет стоит в должности преподавателя у доски, работала в системе государственного и негосударственного, технического и гуманитарного, школьного и вузовского, а также послевузовского образования. Это обстоятельство, а также осознание своей работы как призвания побудило меня к написанию этой книги.

Задачу этой монографии я вижу, во-первых, в том, чтобы продемонстрировать педагогам возможности процедуры синергетического моделирования в анализе тех процессов, которые происходят сегодня в образовании. Во-вторых, в том, чтобы показать практикующим педагогам несомненную пользу такого моделирования, доведенную до определенных дидактических принципов и приемов, которые, я надеюсь, будут способствовать повышению качества образования в России.

В первой главе монографии кратко излагаются основные положения современной постнеклассической научной парадигмы и определяется место педагогики в этом новом знании, а также рассматриваются понятия, связанные с процедурой моделирования: понятие модели, методологии моделирования, иерархии моделей, основные понятия синергетики и другие понятия, без которых невозможно дальнейшее изложение.

Во второй главе обсуждаются некоторые базовые синергетические модели различных иерархических уровней, позволяющие сформулировать перспективы развития системы образования России.

Третья глава имеет практический характер и посвящена анализу тех дидактических принципов и педагогических технологий, которые являются следствием выводов, полученных в главе 2, и могут оказаться полезными как преподавателю вуза, так и педагогу школы в повседневной профессиональной деятельности на благо будущего поколения.

Книга написана не в традиционном ключе монографической научной литературы и уж совсем не в стиле педагогических монографий: в ней вы найдете не только сугубо научные цитаты, но и заимствованные из художественной литературы, причем не только из классической, но и из современной; увидите фотографии, сделанные самим автором; найдете образные названия формул и коэффициентов. Все эти "вольности" я позволяю себе в силу двух причин: во-первых, потому что взялась за сугубо субъективное дело – моделирование системы образования, а значит, и интерпретация подходов к этому занятию и его результатов субъективны и отражают мою, авторскую точку зрения на предмет. Такова сегодняшняя наука. Во-вторых, современная наука – наука междисциплинарная, и я старалась оправдать этот статус.

Выражаю признательность всем соратникам по синергетическому движению, не раз обсуждавшим идеи, изложенные в монографии, – Г. Г. Малинецкому, В. Г. Буданову, Г. Ю. Ризниченко, О. П. Иванову, И. Н. Бабич, В. А. Харитоновой. Благодарю всех сотрудников моей родной кафедры военной акмеологии и кибернетики Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, одобривших и поддержавших инициативу издания этой книги.

Особую благодарность приношу своему коллеге, доценту Ю. П. Антонову – первому, с кем обсуждались все полученные результаты и с кем совместно написан раздел 2.3. Раздел 2.7 написан моей ученицей, кандидатом педагогических наук Н. В. Копытовой.

Книга предназначена педагогам, математикам, занимающимся проблемами моделирования социальных систем, а также аспирантам, посвятившим себя исследованию педагогических проблем.

Автор понимает, что не все, что задумано, воплощено в равной степени успешно, тем более что за тридцать лет преподавательской деятельности накопилось столько мыслей и идей, что не всё укладывается в общую систему. Поэтому автор будет признателен любой доброжелательной критике в свой адрес, а также любым пожеланиям и предложениям по поводу работы. E-mail: esolodova@rambler.ru

Уже сегодня, накануне издания книги, мне хочется многое переделать. Успокаивает понимание того, что таково свойство развития, являющегося ключевым понятием педагогики и синергетики: стремление к неравновесности, к накоплению всё новых степеней свободы.


Об авторе
top
photoСолодова Евгения Александровна
Профессор, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Член союза писателей России, действительный член Академии педагогических и социальных наук. Автор более 200 научных трудов. Под руководством Е. А. Солодовой защищено 9 кандидатских и докторских диссертаций. Научные интересы лежат в области исследования интеллектуальных систем с памятью, теории обучения, теории самоорганизации.

Е. А. Солодова — руководитель секции естественно-научного и гуманитарного образования Межрегиональной общественной организации «Женщины в науке и образовании», где на протяжении восьми лет она является руководителем детского образовательного проекта «Форос»; член научного комитета Международного интеллект-клуба «Глюон», осуществляющего сопровождение интеллектуальной и творческой одаренности молодежи; в течение 14 лет научный руководитель федеральной инновационной образовательной площадки на базе гимназии № 56 г. Ижевска.