Оглавление
Оглавленіѳ.
Предисловів.
стр.
5 — 8
Глава і. Прѣиіе Живота и Смерти. Старѣйшіе списки этого памятника.—Списокъ Новгор. Софійской библіо-теки (рукоп. № 1454), передающій текстъ Прѣнія въ первоначальномъ его видѣ.—Прѣніе—памятникъ переводный. — Нѣмецкій оригиналъ памятника. — Время перевода. — Переработка переводнаго памятника въ русской письменности: обозрѣніе вѣкоторыхъ списковъ Прѣеія-..................... 10 — 39
Глава II. Прѣніе Живота и Смерти. Обиліе н разнообразіе списковъ этого памятника. — Причины широкой распространенности Прѣвія въ старорусской письменности. — Образы Жизни и Смерти, выступающее въ Прѣніи. — Борьба, какъ обраэъ человѣческаго умира-нія.—Сходство Прѣнія съ нѣкоторыми другими памятниками русской словесности............ 39 — 70
Глава III. Сказані я объ Аникѣ воинѣ. Стихъ объ Авикѣ.— Мѣстныя преданія. — Литературный вліянія, отразив-шіяся на стихѣ объ Аникѣ.—Стихъ объ Аникѣ и греч. пѣсня о боѣ Дигениса Акрита съ Харономъ..... 70 — 90
Глава IV. Сказавія объ Аникѣ воинѣ. Передѣлка сказавія объ Аникѣ въ театральную «игру». Сходные памятники ....................... 90 — 98
Глава У. Сказанія объ Аникѣ воинѣ. Разсказъ о поднима-ній тяжелыхъ сумокъ въ стнхѣ объ Аникѣ. Тотъ же разсказъ въ былинахъ о Самсонѣ, Святогорѣ, Колы-ванѣ.—Сходный сказавія.............. 98 — 127
Глава VI. Былины о Самсонѣ и Святогорѣ. Тожество Самсона и Святогора.—Составъ былннъ о Саме онѣ-Свято -горѣ.—Основа этнхъ былинъ—библейско-апокриФныя сказанія о Самсоиѣ.— Похвальба Самсона и разсказъ о
4
И* Н. ЖДЛНОВЪ.
СТР.
тяжелыхъ сумкахъ.—Переработка сказанія о Самсонѣ подъ вліяніемъ сказокъ.—Побывальщины о жснитьбѣ Самсона и Святогора................127—163
Глава VII. Былияы о Самсонѣ и Святогорѣ. Встрѣча Святогора съ Ильей Муромцемъ.—Смерть Святогора.—Сходны* сказанія. — Значеніе прозвища «Святогоръ* или «Святогорскій», прнсоединяемаго въ былинахъ къ имени Самсона.—Самсонъ въ литерат. памятникахъ хри-стіанскихъ народовъ................163—183
Глава VIII. Былины о Самсонѣ и Святогорѣ. Сходство раз-сказа о подниманіи тяжелой сумки съ однимъ эпизо-домъ легенды о св. ХристоФорѣ.—Пересказы легенды о ХрнстоФорѣ. — Разсказъ о Христоношеніи. — Отеут-ствіе этого разсказа въ греко-славянскихъ текстахъ, а также и въ древнѣйшихъ перескааахъ эападныхъ.— Какъ можно объяснять сходство легенды и былины? . 184 — 202
Приложения:
1) «Двоесловіе Живота н Смерти» (но рукоп. Ыовг. Соф. библ.
№ 1454) сравнительно съ нѣмецкимъ подлинникомъ . 204 — 211
2) «Прѣиіе Живота съ Смертію» (по рукоп. Соф. библ. Лг 1490
съ варіантами по сходнымъ спискамъ).......211 — 216
3) сПовѣсть и сказаніе о прѣніи Живота со Смертію» (по
рукоп. Ундольскаго № 537).............216 — 219
4) «Слово о ^ивотѣ и Смерти» (по рукоп. Ундольскаго
№983)...................... 219 — 222
5) Южно-русская передѣлка Прѣнія Живота и Смерти (по
рукоп. Музея Кіевской дух. академій № 52). . . . • 222 — 226
6) Смерть въ образахъ русской народной поэзіи...... 226 — 245
7) Былина о Дюкѣ Степановичи и сказанія о Дигенисѣ Ак-
ритѣ....................... 246 — 254
Дополненія ..... ............... r ..... 255 — 259
Жданов Иван Николаевич Выдающийся русский литературовед и фольклорист, академик Петербургской академии наук. Родился в городе Шенкурске Архангельской губернии. В 1872 г. окончил Санкт-Петербургский университет; ученик известных литературоведов М. И. Сухомлинова и О. Ф. Миллера. В 1879–1882 гг. — доцент университета св. Владимира и преподаватель Киевских женских курсов. С 1882 г. — профессор Историко-филологического института в Санкт-Петербурге; читал также лекции на Высших женских курсах и в Александровском лицее. С 1895 г. преподавал в Петербургском университете; в 1896 г. возглавил кафедру истории русской словесности. Член-корреспондент Петербургской академии наук с 1893 г., академик с 1899 г.
И. Н. Жданов — автор целого ряда трудов по древней литературе и народной словесности, в которых он изучал памятники русской литературы сравнительно с произведениями других литератур. В число этих работ вошли его магистерская диссертация «К литературной истории русской былевой поэзии» (1881) и защищенная в 1895 г. докторская диссертация «Русский былевой эпос», представляющая собой крупный вклад в науку (обе — переизд. в URSS). Он исследовал связи устного поэтического творчества с письменной литературой, а также письменные, фольклорные и исторические источники эпоса. Важной стороной его работ стало отыскание связи и взаимодействия между литературными памятниками и народными произведениями. Известность получили его труды: «Материалы для истории Стоглавого собора» (1876), «Русская поэзия в домонгольскую эпоху» (1879), «Литература Слова о полку Игореве» (1881) и другие. |